Неверный выбор метода определения поставщика по 44-ФЗ: последствия и наказание
При осуществлении закупок в соответствии с 44-ФЗ, неверный выбор метода определения поставщика может иметь серьезные последствия и влечь за собой наказание со стороны контролирующих органов. Это связано с тем, что 44-ФЗ предусматривает регламентированные требования и правила для проведения закупок, включая процедуры определения поставщика.
К выбору метода определения поставщика следует подходить с особой ответственностью, так как неверный выбор может привести к нарушению принципов открытости и конкуренции, а также вызвать недоверие со стороны других участников закупки и контролирующих органов.
Последствия неверного выбора метода определения поставщика могут быть разнообразными. Например, могут возникнуть претензии со стороны участников закупки, которые были исключены из рассмотрения по субъективным причинам или вопреки формальным требованиям 44-ФЗ. Также, контролирующие органы могут признать выбранный метод неправомерным и потребовать повторного проведения процедуры определения поставщика.
Наказание за неверный выбор метода определения поставщика может выражаться в финансовых штрафах, включая оштрафование организации, ответственной за процедуру закупки. Кроме того, совершение нарушений в процедуре определения поставщика может быть основанием для привлечения должностных лиц к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.
Для избежания неверного выбора метода определения поставщика и его негативных последствий, следует внимательно изучать требования 44-ФЗ, консультироваться со специалистами в области госзакупок, а также контролировать соблюдение процедур закупок в своей организации.
Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки
Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.
Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.
Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.
Зачем заказчики дробят закупки
Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:
- не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
- не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
- можно заключить контракты с удобным поставщиком.
Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.
Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.
В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.
Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.
Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.
Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.
Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.
Как контролеры делают вывод о дроблении
С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:
- контракты заключены с одним поставщиком;
- между датами их заключения прошло непродолжительное время;
- все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.
Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.
В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.
Риски для поставщика
Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.
Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.
Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.
Случаи из практики судов
Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2021 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.
Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.
Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.
В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.
Штрафы за неправильный выбор поставщика
В случае неправильной оценки квалификации поставщика или игнорирования принципов открытости и конкуренции, заказчик может столкнуться с административной ответственностью. Согласно законодательству, размер штрафа может составлять от 50 000 до 500 000 рублей для должностных лиц и организаций, а также возможно поименование заказчика в реестре недобросовестных поставщиков.
Кроме того, заказчик может быть обязан возместить ущерб, причиненный поставщику неправильным выбором или предвзятость при проведении закупок. Размер компенсации зависит от тяжести причиненного ущерба и может быть значительным.
Поэтому, субъекты, действующие на основании 223-ФЗ, должны тщательно проверять квалификацию и репутацию поставщиков перед принятием окончательного решения о выборе. Также следует соблюдать все принципы открытости и конкуренции, чтобы избежать негативных последствий.
Примечание:
Важно отметить, что информация предоставлена исключительно в целях ознакомления и не является юридической консультацией. Уточните актуальные требования законодательства и консультируйтесь с юристом для получения подробной информации относительно штрафов и ответственности за неправильный выбор поставщика
Штрафы и пени за нарушение правил закупок по 44-ФЗ
В случае нарушения правил и обязательств по 44-ФЗ, участники закупок могут быть подвергнуты штрафам и пеням. Размеры штрафов и пеней за нарушение закупочного контракта могут быть изменены законодательством.
Согласно последним изменениям в законе 44-ФЗ, введенным в 2024 году, размеры штрафов и пеней увеличены. Заказчику предоставляется право наложить штраф на участника закупки в случае выявления нарушений. В свою очередь, участнику, нарушившему правила закупок, грозит пена.
Таблица штрафов и пеней по 44-ФЗ на 2024 год представлена ниже:
Нарушение | Размер штрафа | Размер пени |
---|---|---|
Не участие в процедуре закупки | от 100 000 до 300 000 рублей | от 0,1% до 0,5% от стоимости контракта в день |
Разглашение информации о закупке | от 200 000 до 500 000 рублей | от 0,1% до 0,3% от стоимости контракта в день |
Неподача заявки или предложения | от 150 000 до 400 000 рублей | от 0,2% до 0,4% от стоимости контракта в день |
Нарушение сроков выполнения контракта | от 300 000 до 800 000 рублей | от 0,3% до 0,6% от стоимости контракта в день |
Нарушение требований к качеству товара/услуги | от 250 000 до 600 000 рублей | от 0,2% до 0,5% от стоимости контракта в день |
Заказчик вправе применить штрафы к участнику, а участник может быть подвергнут пеням за нарушения. Размеры штрафов и пеней указаны в таблице и могут меняться в соответствии с последними изменениями законодательства по 44-ФЗ.
Выгода для заказчик
В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.
Вместе с тем законодательство дает возможность закупаться у поставщика напрямую на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.
Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:
- Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
- Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.
- Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком.
Возможные пути решения проблем и предотвращения штрафов
Для предотвращения возможных штрафов, связанных с неправильным выбором способа определения поставщика по 44-ФЗ, следует принимать несколько мер и учитывать следующие рекомендации:
1. Внимательно изучайте требования законодательства. Подробно ознакомьтесь с 44-ФЗ, а также с Положением о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, чтобы полноценно понять, какие требования вам необходимо соблюдать при выборе поставщиков.
2. Консультируйтесь с профессионалами и юристами. Если у вас возникают сложности и неясности в интерпретации закона, не стесняйтесь обращаться за консультацией к специалистам. Они смогут помочь вам разобраться в нюансах законодательства и подсказать правильный способ выбора поставщика.
3. Анализируйте предоставленные документы поставщика. Перед принятием решения о выборе поставщика, оцените полноту и достоверность предоставленных им документов, таких как лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы. При необходимости, проверьте их в соответствующих государственных органах.
4. Проводите прозрачный конкурс. При выборе поставщика используйте открытые и прозрачные процедуры закупок. Создайте конкурентную среду, позволяющую предоставить равные возможности всем участникам и выбрать наиболее квалифицированного и надежного поставщика.
5. Следите за обновлениями законодательства
Сфера государственных закупок постоянно развивается и меняется, поэтому важно быть в курсе последних изменений и дополнений к законодательству. Знание актуальной информации поможет избежать ошибок и штрафов
6. Внедряйте специализированные программы и системы. Использование специализированных программ и автоматизированных систем управления закупками поможет сэкономить время и силы на выполнение более сложных задач, а также предупредить риски связанные с выбором недобросовестного поставщика.
7
Обращайте внимание на отзывы и репутацию поставщиков. Перед принятием решения о выборе поставщика, изучите отзывы и репутацию компании
Обратитесь к предыдущим клиентам или воспользуйтесь отзывами на специализированных площадках, чтобы получить более полное представление о надежности и качестве работы потенциального поставщика.
Правильное соблюдение законодательства и осуществление прозрачных и конкурентных процедур при выборе поставщика помогут минимизировать риски получения штрафов и других негативных последствий. Довольствуйтесь правильным выбором, чтобы избежать проблем и обеспечить безопасность своих закупок.
Административная ответственность за нарушения в госзаказе
Чем будут грозить неверный выбор способа закупки и нарушения в согласовании закупки
Здесь обошлось без радикальных перемен.Часть 1 ст. 28.1проекта нового КоАП объединила все случаи неправильного выбора способа закупки. При этом вместо конкретной суммы штрафа предусмотрели диапазон: в новой редакции он составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Та же ответственность наступит в случае проведения закупки у единственного поставщика без согласования, если оно было необходимо, или в ситуации, когда закупку согласовали с нарушениями.
Если нарушить срок размещения или направления информации и документов, предусмотренный ЗакономN44-ФЗ, должностных лицсмогут оштрафоватьна сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Для должностных лиц предусмотрят возможность обойтись предупреждением. Аналогичным образом накажут за размещение или направление сведений в случаях, когда по ЗаконуN44-ФЗ этого делать было не нужно.
За нарушение порядка размещения или направления сведений, предусмотренных ЗакономN44-ФЗ, должностным лицампридется заплатитьштраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлицам — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такие же санкции установят за неразмещение (ненаправление) нужных данных.
Размер штрафа за перечисленные нарушения будет зависеть не от способа закупки и продолжительности просрочки (как сейчас), а от того, повлияло ли нарушение на срок подачи заявок или срок отмены определения поставщика. Если сократится срок подачи заявок или нарушится срок отмены закупки, штраф для должностных лицбудет выше: 30 тыс. руб.
Как накажут за ошибки в формировании документов о закупке
Должностных лицсмогут оштрафоватьна сумму от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за следующие нарушения:- положения в документах о закупке, нарушающие ЗаконN44-ФЗ, или отсутствие нужных положений;- несоблюдение порядка формирования таких документов;- нарушение сроков их формирования;- несоблюдение требований к содержанию этих документов.
За эти нарушения по проектупредусмотренои альтернативное наказание — предупреждение.
Ответственность будет строже, если в результате перечисленных действий неправомерно отклонили заявку или ее было невозможно подать, а также если победителя закупки определили с нарушениями. В таком случае штрафсоставит1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.
Полагаем, что в понятие «документы о закупке» в проекте нового КоАП входит не только документация о закупке, но и другие документы, предусмотренные ЗакономN44-ФЗ, например план-график, протоколы комиссий. Специальные нормы, устанавливающие ответственность за формирование этих документов с нарушениями, в проекте отсутствуют.
Как члены комиссии ответят за нарушения
Ответственность членов комиссии за решения, принятые с нарушением ЗаконаN44-ФЗ, а также за несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками, сделают одинаковой для всех видов закупок. Онасоставит1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. Нарушителю смогут вынести предупреждение вместо назначения штрафа.
Как изменится ответственность за нарушение порядка и сроков возврата денежных средств
Планируют обобщить составы таких нарушений и убрать зависимость степени ответственности от продолжительности просрочки.
За нарушение правил возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, должностное лицопредлагают штрафоватьна сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Какие положения останутся прежними
Не планируют менять ответственность за следующие нарушения:- закупка у СМП и СОНКОв недостаточном объеме;- ненаправление или несвоевременноенаправление сведенийдля включения в РНП или реестры контрактов, а также направление недостоверных сведений;- нарушениепорядка заключенияконтракта;- нарушенияпорядка и срока оплатыпо контракту.
Риски для поставщика
Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.
Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить
Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными. Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут
Случаи из практики судов
Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.
Для конкурентных способов закупки
Определение правомерности дробления
Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган — были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.
Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.
Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд.
Наказания по 223-ФЗ: сумма штрафа
Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, неправильный выбор способа определения поставщика может повлечь за собой существенные финансовые потери для участника закупки. В случае выявления нарушений в процедуре определения поставщика, заказчик вправе применить штрафные санкции, размер которых определен в законе.
Сумма штрафа, назначаемого заказчиком, зависит от характера нарушения и может составлять до 10% от стоимости закупочной процедуры. При этом, в случае нарушения правил, предусмотренных 223-ФЗ и допущения неоднократных нарушений, размер штрафа может быть еще более значительным.
Важно отметить, что штрафы могут быть применены не только к заказчикам, но и к поставщикам. Если поставщик не соблюдает законодательные требования при подаче заявки или не исполняет подписанный контракт, ему также может быть назначен штраф в размере до 10% от стоимости закупки
Поэтому, при участии в закупочных процедурах по 223-ФЗ особенно важно внимательно и точно соблюдать все требования, предусмотренные законодательством, чтобы избежать непредвиденных финансовых потерь и негативных последствий
Выбор начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
На данном этапе заказчик также может случайно или специально отсеивать поставщиков.
Пример: заказчик изначально неправильно рассчитал НМЦК и на этапе исполнения работ просит выигравшую тендер фирму снизить цену, обосновывая это своей ошибкой.
Как поступить? Если вы не согласны с новыми условиями, а заказчик стоит на своем, вы можете подать в суд. В этом случае он будет на стороне поставщика, поскольку у заказчика было достаточно времени рассчитать цену до подписания договора.
Стоит обратить внимание на изменения в сфере законодательства, которые произошли в марте этого года. Другой пример: заказчик намеренно завысил НМЦК, опираясь на конкретное коммерческое предложение одного из поставщиков
В ходе аукциона фирма снизила ценовое предложение на 50% и выиграла. Изначально КП было значительно завышено.
Другой пример: заказчик намеренно завысил НМЦК, опираясь на конкретное коммерческое предложение одного из поставщиков. В ходе аукциона фирма снизила ценовое предложение на 50% и выиграла. Изначально КП было значительно завышено.
Что делать? Если ваша компания проиграла и вы заметили сговор заказчика с определенной фирмой, вы можете подать жалобу в ФАС или Прокуратуру.
Сумма штрафа
Сумма штрафа за неправильный способ определения поставщика по ФЗ-223 может значительно варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств. Формирование суммы штрафа основывается на принципах пропорциональности и обоснованности.
Согласно закону, в случае нарушения процедуры определения поставщика государственного или муниципального заказа, организация может быть подвергнута штрафу в размере от 1% до 10% от стоимости контракта. Конечная сумма штрафа определяется уполномоченным органом, исходя из характера нарушения, его масштабов и последствий.
В случае неправильного определения поставщика, организация также может столкнуться с иными негативными последствиями, такими как расторжение контракта, отстранение от участия в торгах или исключение из реестра поставщиков. Эти меры дополняются наказанием в виде штрафа, чтобы обеспечить исправление нарушений и создать стимул для повышения качества процесса определения поставщиков.
Какой способ определения поставщика выбрать
Ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик выбирает способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком).
Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с единственным поставщиком. Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения — 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (есть торги, при проведении которых не подают ни одной заявки) и др.
Все случаи договора с единственным поставщиком отражены в ст. 93 закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 300 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций — по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 600 000 рублей). По 223-ФЗ, случаи договора с единственным поставщиком жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.
Заказчик приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Выбранный заказчиком единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок. Вместе с тем, законом установлены случаи, когда заказчику необходимо обосновать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Так, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик определяет цену контракта, заключаемого с таким поставщиком, и в случаях, предусмотренных законом, обосновывает такую цену и включает в контракт обоснование цены контракта.
Заказчик также обязан направить в контрольный орган в сфере закупок о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти, государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, 100 % акций которого принадлежит Российской Федерации. На направление соответствующего уведомления законом отведен рабочий день с даты заключения контракта.