Договор перевозки

Ттн: заполнение товарно-транспортной накладной

Накладные в зависимости от вида транспорта

При отправках груза железнодорожным транспортом применяется унифицированная форма накладной ГУ-29-О.

При заключении с перевозчиком длительного договора фрахта вместо накладной оформляется заказ-наряд. Грузоперевозка посредством автотранспорта оформляется двумя типами накладных:

  • ТТН унифицированной формы 1-Т (утверждена Госкомстатом РФ 12.11.1997 года);
  • ТН унифицированной формы, утвержденной правительством РФ в виде Приложения №4 к Правилам транспортировки грузов.

Вышеперечисленные накладные имеют равную юридическую силу, а потому можно выбрать любую из них опционально, по желанию сторон. Одновременное использование ТН и ТТН обязательно лишь при транспортировке алкогольных и спиртосодержащих товаров.

Однако существует и различие между ТТН и ТН. Так, для списания или оприходования товаров ТТН не нуждается в дополнительном оформлении ТОРГ-12, в то время как в случае применения ТН потребность в ТОРГ-12 не отпадает.

При перевозках без привлечения грузоперевозчика, например, когда груз транспортируется личным транспортом отправителя, ни ТН, ни ТТН не нужны. В этом случае вполне достаточным будет оформить приход по накладной ТОРГ-12, а расходы по транспортировке – по путевому листу.

Разбираемся, как заполнить транспортную накладную

Документ можно заполнить от руки либо на компьютере, в том числе с применением специальных программ. Сначала указывают номер экземпляра накладной, дату составления и номер документа.

Далее рассмотрим, как вносить информацию в бланк накладной по пунктам:

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

Стоимость работы транспортировщика и правила расчета оплаты за перевозку груза. Указывают сумму за доставку, за проезд по платным дорогам, через таможню и т.д. Также отмечают название и банковские реквизиты организации-грузоотправителя.
Дата формирования документа и подписи сторон. Расписываются грузоотправитель и перевозчик.
Отметки грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Заполняют в случае штрафов. Нужно указать, что привело к штрафам, на какую сумму. Ставят дату и подпись.

Важно! Перед тем как подписать документ, необходимо тщательно проверить, все ли верно заполнено. Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны

По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них

Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны. По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них.

Правила сдачи груза получателю

  1. Грузополучатель обязан обеспечить подъездные пути к месту выгрузки и предпринять все необходимые действия для своевременной выгрузки транспортного средства.
  2. Выгрузка продукции должна происходить точно в месте, указанном в товарно-сопроводительных документах.
  3. Грузополучатель обязан проверить состояние ТС, прибывшего на выгрузку, и его соответствие заявленным требованиям по перевозке данного груза.
  4. Грузополучатель обязан сверить наименование груза, его количество, массу и проверить состояние продукции на предмет отсутствия повреждений и недостачи.
  5. После выгрузки сотрудники склада грузополучателя обязаны очистить автомобиль от остатков груза, если таковые имеются. Если перевозились животные, птицы, скоропортящиеся продукты и т.п., то автомобиль должен быть очищен, промыт и при необходимости должна быть проведена дезинфекция.
  6. Сдача груза получателю должна происходить по тарным местам в соответствующем порядке также, как и принимался груз к перевозке (счет, взвешивание, обмер и т.д.).
  7. Груз, принятый по тарным и штучным местам с указанным весом на каждом тарном месте, сдается без взвешивания на складе грузополучателя. Взвешивания может быть произведено только в отношении поврежденных в процессе перевозке тарных мест.
  8. Если по не зависящим от транспортной компании причинам грузополучатель отказывается от груза или его разгрузки, то груз по указанию грузоотправителя либо переадресовывается другому грузополучателю, либо возвращается обратно на место загрузки. При этом дополнительная транспортировка оплачивается согласно действующим тарифам, либо по дополнительно согласованной стоимости. Также грузополучатель обязан уведомить об отказе приема продукции грузоотправителя и сделать соответствующие отметки в товарно-сопроводительной документации.
  9. Если при приемке обнаруживается недостача, порча, повреждение груза, то организовывается комиссия из представителей грузополучателя и транспортной компании и составляется акт о расхождении по количеству и качеству, в котором определяется фактическая сумма ущерба и прописывается причины, которые привели к данному ущербу. Более подробно об оформлении и правилах заполнения данного акта можно ознакомиться в статье: «Акт о расхождении по количеству и качеству ТОРГ-2». При необходимости или по инициативе транспортной компании или грузополучателя может быть проведена независимая экспертиза с приглашением соответствующих сторонних специалистов для оценки сложившейся ситуации.

Как правильно заполнить ТТН?

Основными правилами оформления накладной являются:

  • отсутствие необходимости заверять печатью;
  • можно вносить исправления при правильном их заверении;
  • не является ошибкой изменение условий доставки груза в пути, например, по причине изменения конечного адреса.

Для принятия транспортной накладной к бухгалтерскому учету и вычету НДС в ней должны быть заполнены следующие реквизиты:

  • наименование участников: грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика (п. 1, 2 и 10 ТН);
  • даты, должности, подписи и их расшифровки в п. 6, 7, 16;
  • размер провозной платы (п.15).

Каждый участник процесса доставки груза заполняет свой блок в транспортной накладной.

  1. Грузоотправитель должен указать в п.1-7, 16 следующие сведения:
  • полное наименование, адрес и контактный телефон своей организации;
  • сведения о грузополучателе (полное наименование, адрес и контактный телефон – для юридического лица, ФИО полностью, адрес и телефон – для физического лица);
  • наименование груза, его вес (на основании взвешивания, расчета из объема и плотности или технической документации), указание способа определения веса, количество грузовых мест, вид и способ упаковки (тары), маркировка, нанесенная на упаковку;
  • для опасных грузов необходимо указать наименование и информацию по каждой позиции в соответствии с ДОПОГ;
  • перечень сопроводительных документов по грузу;
  • иные указания (параметры транспортного средства для перевозки груза, требования санитарные, таможенные и т.д., срок и режим перевозки, объявленная ценность груза);
  • информация о приемке груза (адрес, дата и время отгрузки, а также фактические дата, время прибытия и убытия ТС с грузом, фактическое состояние отгруженного товара, его масса и количество грузовых мест);
  • информация о сдаче груза (адрес, дата и время, когда товар должен поступить на выгрузку);
  • дата составления и подпись грузоотправителя.
  1. Перевозчик заполняет накладную в следующих пунктах:
  • 6 – водитель ставит подпись при погрузке в подтверждении указанной отправителем информации;
  • 7 – водитель ставит свою подпись при грузополучателе при разгрузке;
  • 8 – условия перевозки (в какие сроки груз может быть признан утраченным, размер платы за хранение товара в терминале, размер штрафа за нарушение порядка доставки);
  • 9 – дата, должность, ФИО и подпись ответственного за принятие заказа;
  • 10 – информация о перевозчике, ФИО водителя и его контактный телефон;
  • 11 — сведения о ТС, которым будет доставляться груз (на каждый автомобиль составляется своя транспортная накладная);
  • 12 – замечания перевозчика (при их наличии);
  • 13 – прочие условия (для опасных грузов, а также при использовании для доставки тяжеловесного или крупногабаритного ТС);
  • 14 – при изменении адреса доставки, находясь в пути, заполняются новые сведения о пункте доставки;
  • 15 – стоимость услуг перевозчика и полные реквизиты их плательщика;
  • 16 – дата составления и подписи со стороны перевозчика.
  1. Грузополучатель должен проверить доставленный груз и в присутствии водителя заполнить пункт 7 накладной в части:
  • дата и время прибытия груза на выгрузку по факту;
  • состояние товара, его упаковки;
  • масса полученного груза;
  • количество мест;
  • должность, ФИО, подпись принявшего груз и водителя, его доставившего.

Разделы накладной

Содержание накладной структурировано по семнадцати разделам, в которые последовательно вносятся:

  • адреса приема груза от отправителя и передачи груза получателю;
  • номера транспортного средства;
  • размер, вес, наименование груза и т.д.

Внесенные в накладную сведения проверяются всеми контрагентами, включая получателя. Помимо этого, сведения подвергаются контролю государственных органов, включая налоговую инспекцию.

Поэтому следует внимательно отнестись к внесению в накладную достоверных сведений о грузе. Заполнение бланка включает в себя:

  1. номер накладной (или номер наряда по договору фрахта), дату и место ее заполнения;
  2. наименование грузоотправителя, включая реквизиты, адрес и контактные данные;
  3. наименование (ФИО) грузополучателя с указанием контактных данных и адреса;
  4. наименование груза и его характеристики, включая состояние, вес, габариты и т.д.;
  5. реестр прилагаемых к грузу документов, например, сертификатов качества, разрешений и т.д.;
  6. особые требования к перевозке груза – условия транспортировки и хранения, объявленная ценность и т.д.;
  7. место разгрузки с указанием точного адреса, даты и времени;
  8. подписи грузоотправителя и водителя транспортного средства;
  9. условия перевозки, включая сведения о маршруте, транзитных остановках, штрафах;
  10. санкции за опоздание, простой и т.д. Если контрагенты проставляют прочерк в этой графе, то санкционирование будет осуществляться в соответствии с Уставом автомобильного транспорта;
  11. сведения о принятии перевозчиком обязательства по оказанию услуги грузоперевозки. В этот раздел включаются наименование, реквизиты, адрес, номер лицензии, контактные данные грузоперевозчика;
  12. данные о транспортном средстве, на котором будет осуществляться перевозка груза, включая количество транспортных средств, их марку и регистрационные номера;
  13. замечания перевозчика по упаковке груза или о состоянии груза;
  14. маршрут, по которому будет осуществляться доставка груза тяжеловесным или крупногабаритным транспортом;
  15. сведения об изменении места доставки;
  16. стоимость перевозки груза тяжеловесным или крупногабаритным транспортом;
  17. дату составления накладной и подписи грузоотправителя и перевозчика.

Помимо этого, накладная содержит в себе графы, касающиеся исполнения заказа. В них могут быть внесены:

  • нарушения при оказании услуги грузоперевозки;
  • взаимные претензии сторон;
  • наложенные штрафные санкции.

При отсутствии этих замечаний в графах ставятся прочерки.

Правила приема груза к перевозке для транспортной компании

  1. Перевозчик должен предоставить ТС без опозданий строго к согласованному в договоре или заявке времени.
  2. Автомобиль и прицеп должны быть в исправном состоянии и пригодными для перевозки запланированной продукции. Неподача ТС или подача в неисправном или не пригодном состоянии приравнивается к неподаче автомобиля и перевозчик может быть оштрафован согласно договору или, если договор не регламентирует данный вопрос, согласно Уставу автомобильного транспорта РФ
  3. Прицеп должен соответствовать всем санитарным нормам, которые требуются для транспортировки соответствующего груза.
  4. При погрузке товара в ТС водитель обязан проверить соответствие и целостность тары и упаковки, чтобы не было замятости, видимых повреждений, сырости и т.п. В случае наличия повреждения тары или упаковки перевозчик вправе потребовать устранить нарушения, а грузоотправитель обязан это сделать согласно Уставу автомобильного транспорта РФ.
  5. Водитель обязан сверить количество загруженных мест и вес груза с товарно-сопроводительными документами, которые должны соответствовать условиям, оговоренным в договоре. В случае, если происходят отклонения, водитель обязан сообщить об этом ответственному за погрузку лицу и в свою транспортную компанию, а в случае не решения вопроса сделать запить в накладной о факте отклонения и составить соответствующий акт о расхождении.
  6. Водитель должен проследить, чтобы при погрузке навалом, наливных, сыпучих грузов и грузов в контейнерах должен быть установлен его вес на месте загрузки.
  7. При загрузке штучных и тарных товаров, водитель должен проконтролировать, чтобы в товарно-сопроводительных документах в обязательном порядке были указаны вес груза и количество тарных мест.

Транспортная накладная с 01.03.2022 — что изменилось

С 2022 года изменились правила грузоперевозок, а с 01.03.2022 транспортная накладная составляется на новом бланке и по новым правилам (Постановление Правительства от 30.11.2021 N 2116).

С этого года электронными транспортными накладными стороны договора перевозки груза могут обмениваться в рамках электронного документооборота. Обновленные правила грузоперевозок разрешают применять транспортную накладную как первичный документ. Правда, тогда заполнять экземпляров придется больше — 4, а не 3, причем оригинал для грузоотправителя оформляется только на бумаге.

Порядок составления транспортной накладной приведен в отдельной главе правил. Обязательны к заполнению все ее разделы, кроме тех, где обозначено «при наличии» или «при необходимости».

Из нового бланка ТН убрали 5 разделов:

  • 8-й — «Условия перевозки»;
  • 9-й — «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  • 12-й — «Оговорки и замечания перевозчика»;
  • 13-й — «Прочие условия»;
  • 15-й — «Подписи сторон».

Таким образом, новый бланк транспортной накладной состоит из 12 разделов (вместо прежних 17-ти).

Сведения о массе груза (кроме опломбированного) теперь заносятся не только по результатам взвешивания, но и на основании расчета, исходя из объема и техдокументации груза.

В раздел о стоимости перевозки грузов включили реквизиты для первичного документа, в т. ч:

  • должности;
  • основания полномочий представителей грузоотправителя и перевозчика;
  • даты подписания документа.

При этом если в реквизите ТН о стоимости груза вы сделаете ошибку, исправлять ее необходимо по правилам бухучета: с указанием даты исправления и подписей лиц, составивших документ. Электронная ТН исправляется новым электронным документом (п. 20 ФСБУ 27/2021).

Расчеты по претензиям

При возникновении нештатных ситуаций п. 79 Правил предписывает составлять акт, на основании которого далее составляется претензия. Это делается в следующих случаях:
— невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
— непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
— утрата, недостача, повреждение (порча) груза;
— непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
— отказ от пользования транспортным средством по договору фрахтования;
— просрочка доставки груза;
— задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
— задержка (простой) контейнеров под погрузку, принадлежащих перевозчику.
Ситуаций, когда нужно составить акт, может быть больше, в Правилах названы наиболее распространенные. Перечень сведений, которые следует указать в акте, приведен в п. 82 Правил. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
На основании акта перевозчикам (фрахтовщикам) предъявляется претензия — по месту их нахождения, в письменной форме, в течение срока исковой давности. Информация, указываемая в претензии, есть в тексте п. 88 Правил, а сам документ является двусторонним, то есть составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию. Перевозчики (фрахтовщики) чаще оказываются в роли ответчиков, так как являются исполнителями, поэтому им следует знать, к чему готовиться при получении акта и претензии. А в этом вопросе больше помогут не Правила, а гл. 7 Устава автомобильного и наземного электротранспорта.

Предоставление подвижного состава для перевозки

Положения Правил по данному вопросу в большинстве своем повторяют нормы гражданского законодательства, поэтому выделим лишь конкретные предложения.
Во-первых, перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство. Таковыми считаются автомобили и контейнеры, соответствующие установленным договором назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные оборудованием. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче ТС. Опозданием считается ситуация, когда транспорт прибывает в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде.
Во-вторых, в общем случае сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки из них стороны перевозки (фрахтования) определяют по взаимному согласию. В качестве ориентира можно взять Приложение 6 к Правилам, в котором выделены рекомендуемые сроки погрузки и выгрузки

Следует помнить, что в эти сроки не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке на ТС.
В-третьих, при погрузке груза в транспортное средство и контейнер (выгрузке из них) стоит обратить внимание на Перечень работ, приведенный в Приложении 7 к Правилам. Если при погрузке и выгрузке с транспортного средства снимается контейнер, то подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера получателю оформляется сопроводительной ведомостью (Приложение 8 к Правилам)

Документ фактически заполняет перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель в нем делают только отметки о датах убытия, прибытия, состоянии контейнера, его пломб. Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах — для каждой из сторон (грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика), чтобы все могли проконтролировать перемещение порожнего и груженого контейнера.
В-четвертых, состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
— груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
— при перевозке груза в таре или упаковке он маркирован;
— масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
В-пятых, Правила требуют проводить маркировку груза в таре или упаковке, что в принципе должен делать грузоотправитель. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком). Груз маркируется с помощью основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков. Представим их в таблице.

Маркировочные надписи груза

Основные

Дополнительные

Информационные

— полное или сокращенное
наименование
грузоотправителя и
грузополучателя;
— количество грузовых
мест в партии груза и их
номера;
— адреса пунктов
погрузки и выгрузки

Машиночитаемая маркировка
с символами линейного
штрихового кода,
двумерными символами,
радиочастотными метками, в
том числе символы
автоматической
идентификации и сбора
данных

— масса грузового
места (брутто и
нетто) в килограммах
(тоннах);
— линейные размеры
грузового места, если
один из параметров
превышает 1 м

Манипуляционные знаки

Условные знаки, наносимые на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке. Они также определяют способы обращения с грузовым местом

Маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии со стандартами и техническими условиями на груз, тару и упаковку. Сама маркировка наносится непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его маркировка не производится.
В-шестых, в целях сохранности груза п. 56 Правил предусмотрена его опломбировка. Кузова транспортных средств и контейнеров опломбирует грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Пломбы, навешиваемые на кузова, фургоны, цистерны или контейнеры, отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу, также не должно быть возможным снятие пломб без нарушения их целостности. Количество и места пломбировки определены в п. 59 Правил.

Оформление договорных отношений

Как показывает практика, надлежащим образом заключенный договор является неким гарантом исполнения сторонами принятых обязательств. Безусловно, оформленные отношения не дают полной уверенности в соблюдении достигнутых договоренностей, тем не менее договор помогает решить многие вопросы, возникающие в процессе сотрудничества.
Итак, перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. До его заключения перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости транспортных услуг и порядке расчета провозной платы. Такая информация позволит решить часть вопросов еще до оформления договора перевозки груза, который заключается по следующим правилам.
1. Перевозчик принимает к рассмотрению заказ (заявку) от потенциального грузоотправителя.
2. Заключается договор посредством оформления транспортной накладной или заказа-наряда, в которых указываются все существенные условия договора перевозки.
3. Составляются и проверяются сопроводительные документы на перевозимый груз.
4. В случае обнаружения недостатков и нарушений при перевозке составляется акт.
Внимательный читатель может заметить: в описанном алгоритме нет этапа составления самого договора перевозки груза, как это принято, — с указанием предмета, стоимости, прав и обязанностей сторон, порядка разрешения разногласий и ответственности за неисполнение обязательств. В принципе Правила не исключают составления подробного договора, но можно обойтись и без него, закрепив все основные договоренности по порядку и условиям перевозки груза в подтверждающем документе (транспортной накладной или заказе-наряде).
Вероятно, авторы Правил решили перенять международный опыт ведения бизнеса, когда один документ одновременно служит и договором, где прописаны все существенные условия, и подтверждением хозяйственной операции (сделки). Это удобно и занимает меньше времени, но есть и недостатки. Главный из них заключается в том, что договор — это, как правило, двусторонний документ, составляемый индивидуально на каждую сделку. Подтверждающие же документы унифицированы, предполагают наличие заранее установленных показателей, характеризующих операцию. Совмещение договора и подтверждающего операцию документа приводит к тому, что условия диктует только одна из сторон договора, вторая же с ними либо соглашается, либо нет, и тогда сделка расторгается. То есть объединенный документ может фактически стать односторонним, хотя и подписывается двумя сторонами. Компромиссный вариант (когда условия договора обсуждаются вместе) возможен, но это повлечет изменение объединенного документа, типовая форма которого, как правило, исполнителем уже «отработана» и редко меняется.
Однако эта проблема решаема. Транспортным организациям и предпринимателям, выступающим в роли перевозчиков — исполнителей услуг, выгодно диктовать свои условия заказчикам (клиентам). Поможет достигнуть цели заключение договора путем составления транспортной накладной или заказа-наряда, формы которых приведены в Приложениях 4 и 5 к Правилам. Рассмотрим структуру названных документов по обязательным к заполнению разделам.

Разделы транспортной накладной

Разделы заказа-наряда

— данные о грузоотправителе и
грузополучателе;
— данные о перевозимом грузе и
сопроводительные документы;
— указания грузоотправителя по
перевозке;
— условия приема, сдачи, перевозки
груза;
— данные о приеме заказа (заявки) к
исполнению;
— данные о перевозчике и его
транспорте;
— оговорки и замечания перевозчика;
— прочие условия;
— информация о переадресовке доставки;
— стоимость услуг и расчет провозной
платы;
— дата составления и подписи сторон

— данные о фрахтователе и
фрахтовщике;
— данные о грузе и
сопроводительные документы;
— указания фрахтователя по
перевозке;
— маршрут и место подачи ТС;
— сроки выполнения перевозки
груза;
— условия фрахтования;
— данные о приеме заказа (заявки)
к исполнению;
— информация о транспортном
средстве;
— оговорки и замечания
фрахтовщика;
— прочие условия;
— размер платы за пользование
транспортом;
— дата составления и подписи
сторон;
— отметки фрахтователя и
фрахтовщика

Доставка грузов и очистка транспортных средств

Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной. В ней указывается срок доставки груза, если нет, то доставка груза производится:
— в городском, пригородном сообщении — в течение одних суток;
— в междугородном, международном сообщении — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Они вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за него, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию:
— в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском или пригородном сообщении;
— в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.
При задержке (простое) специализированных транспортных средств, указанных в Приложении 10 к Правилам, размер штрафных санкций увеличивается в два раза (ч. 4, 5 ст. 35 Устава автомобильного и наземного электротранспорта). Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба при повреждении груза по вине перевозчика, если уже невозможно использовать груз по прямому назначению.
В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу. В таком случае п. 67 Правил предусмотрена отдельная процедура переадресовки:I этап. Водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз.II этап. Перевозчик письменно либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе принять груз и запрашивает указание о переадресовке.III этап. При неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение двух часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю.IV этап. При получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

Накладная как договор

Существует два типа договоров – договоры по соглашению и договоры присоединения. Второй вид подразумевает, в известной степени, диктат одного из контрагентов, который выставляет свои условия сделки, а второму контрагенту остается либо принять эти условия, либо искать другие, более выгодные варианты.

Договоры с перевозчиком – классический пример договора присоединения. Перевозчик самостоятельно устанавливает тарифы на свои услуги, и грузоотправитель может с ними согласиться или не согласиться. В случае согласия он присоединяется к условиям грузоперевозчика.

Поэтому договор грузоперевозки крайне редко заключается в его классическом варианте. Диктуя условия, перевозчик диктует и правоотношение в целом, и договор, как продукт переговоров двух сторон, становится ненужным. Его заменяет товарно-транспортная накладная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: