Запреты, установленные для граждан при нахождении в зонах повышенной опасности
При нахождении граждан в зонах повышенной опасности гражданам запрещено:
- подлезать, пролезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;
- перелезать под и через автосцепные устройства между вагонами;
- заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы во время движения поезда до полной остановки поезда;
- оставлять сопровождаемых несовершеннолетних детей без присмотра, допускать их неконтролируемое перемещение по пассажирской платформе, в том числе устраивать подвижные игры;
- прыгать с пассажирской платформы или находиться под ней;
- переходить по железнодорожному переезду и пешеходному переходу при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума, а при отсутствии светофора на железнодорожном переезде – в пределах видимости приближающегося к переезду железнодорожного подвижного состава;
- оставлять на железнодорожных путях посторонние предметы;
- переходить через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных настоящими правилами;
- находиться на железнодорожных путях, в том числе ходить по ним, сидеть на рельсах, ходить вдоль ж/д путей;
- использовать наушники для прослушивания музыки, речи и иных звуковых сигналов (кроме слуховых аппаратов), находясь на пассажирской платформе, железнодорожном переезде, железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Ходить по рельсам в неположенном месте стало в 15 раз дороже
В пятницу, 11 августа, вступили в силу изменения в КоАП РФ, увеличивающие штрафы за переход железнодорожных путей в неположенном месте со 100 до 500 руб. Для нарушителей в Москве и Московской области штрафные санкции возрастут в 15 раз. По мнению экспертов, ужесточение наказания уменьшит уровень травматизма граждан на инфраструктуре столичной магистрали.
Особое отношение
Законопроект был внесён в нижнюю палату российского парламента прошлой осенью Мособлдумой, которая обосновала свою инициативу высоким уровнем травматизма граждан. Штраф в размере 100 руб. за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах не пересматривался с 2007 года. Депутаты Подмосковья сочли его несоразмерным ни уровню цен, ни степени опасности нарушения и предложили поднять до 2 тыс. руб.
Профильный думский комитет по госстроительству и законодательству признал, что проблема актуальна, но предлагаемый размер штрафа отмёл как чрезмерный, поскольку «в отдельных регионах недостаточно реализованы превентивные мероприятия», проще говоря, отсутствуют оборудованные переходы через пути. «В таких условиях недопустимо переложение на граждан всей ответственности за несоблюдение отдельных положений законодательства», – резюмировали в комитете.
Ко второму чтению текст законопроекта был доработан: для всей страны штраф подняли до 500 руб., а для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, где проблема, несмотря на наличие достаточного количества переходов, особенно актуальна, – до 1500 руб.
В таком виде его приняла Госдума и подписал президент. При этом в законе есть уточнение, что нарушители привлекаются к административной ответственности в том случае, если «в пределах одного километра от места осуществлённого перехода находился специально оборудованный для этого пешеходный переход, тоннель, мост либо другое место, предусмотренное для перехода и обозначенное информационным знаком».
Ужесточение правил улучшит статистику
«Считаю нововведение очень важным и правильным, – сообщила «МоЖ» депутат Московской городской думы, главный врач ГКБ им. В.В. Виноградова Ольга Шарапова. – Я всегда говорила, что штраф, который существовал ранее, слишком маленький. Эти штрафы совершенно не пугали соотечественников. По статистике, ежегодно на объектах железнодорожной инфраструктуры погибают сотни человек, ещё столько же получают серьёзные травмы. Я врач и прекрасно осознаю, чем может закончиться экономия денег на билет или времени на дорогу. Это должны осознать и наши граждане – здоровье и жизнь человека превыше всего».
Когда законопроект вносился на рассмотрение Госдумы, депутаты Подмосковья говорили об устойчивой тенденции к росту нарушений, оперируя статистикой за неполных четыре года. С 2018 года по сентябрь 2022 года в границах Московской области были травмированы 2396 человек, из них 1652 – со смертельным исходом.
Стоит отметить, что с этого года ситуация стала меняться в лучшую сторону благодаря комплексной работе правительства Москвы и Московской дороги по профилактике правонарушений. По сообщению пресс-службы МЖД, в январе – июле 2023 года количество случаев травмирования граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры снизилось на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2023 году – 347 человек, в 2022-м – 433). В результате происшествий пострадали на 92 человека меньше, чем годом ранее. Наибольшее количество происшествий по-прежнему зафиксировано в Московской области (216 случаев) и Москве (82).
При этом повысилась выявляемость нарушений. По информации Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в первом полугодии 2023 года в ЦФО по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 11.1 КоАП России (проход железнодорожных путей в неустановленном месте), оштрафован 20 351 человек против 14 129 за аналогичный период прошлого года.
«Повышение размера штрафов позволит снизить уровень непроизводственного травматизма на железной дороге и спасти таким образом жизнь и здоровье не одного десятка человек», – уверен начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Управления по надзору за исполнением федерального законодательства на транспорте и в таможенной сфере Московской межрегиональной прокуратуры Айнур Байрамов.
Сергей Васюкович
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в .