Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Сроки заключения контракта по 44 фз: какие сроки действуют на электронном аукционе | департамент образования администрации муниципального образования холмский городской округ

Участие в тендерах для начинающих: распространенные ошибки и способы их избежать

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.

Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).

Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.

Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.

Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:

  1. равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
  2. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  3. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Время приёма ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала торгов. Законом предусмотрено автоматическое увеличение времени приёма предложений на 4 минуты в случае подачи ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49. При этом общая продолжительность приёма ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Не позднее десяти минут с момента окончания времени приёма ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже, чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приёма ценовых предложений.

Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.

Шаг 4. Подписать контракт

Ниже представлены основные шаги, которые необходимо выполнить при подписании контракта:

1. Подготовка необходимых документов

  • Протокол о результатах аукциона
  • Проект контракта
  • Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих контракт
  • Другие необходимые документы в соответствии с требованиями заказчика

2. Согласование проекта контракта

Проведите согласование проекта контракта с исполнителем. Обсудите все условия и уточните особенности исполнения контракта

Уделите особое внимание пунктам, касающимся сроков выполнения работ, стоимости и гарантийных обязательств

3. Подписание контракта

При подписании контракта учтите следующие моменты:

  • Подпись контракта должна быть выполнена в соответствии с требованиями законодательства и уставными документами сторон
  • Подписание контракта может осуществляться как в форме электронного документа, так и в письменной форме, при этом в письменной форме контракт должен быть нотариально заверен
  • Контракт должен быть подписан всеми сторонами, заявленными в качестве исполнителей работ

5. Контроль выполнения контракта

После подписания контракта необходимо осуществлять контроль за его выполнением. Следите за соблюдением сроков выполнения работ, качеством исполнения и иными условиями, предусмотренными договором. При возникновении споров или несоответствия выполнения обязательств требованиям контракта, обратитесь к соответствующим законодательным нормам и процедуре.

Сроки и порядок отмены аукциона

Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:

  • уменьшения лимитов бюджетных средств;
  • обнаружения ошибок в документации о закупке;
  • получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
  • необходимости исполнения решения суда.

При отмене закупки заказчик не несёт ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются на спецсчёт участника.

Электронный аукцион может быть отменён не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Сроки подписания контрактов в электронном аукционе по 44-ФЗ

Сроки подписания контракта

Согласно 44-ФЗ, контракт должен быть подписан не позднее чем через 5 рабочих дней после определения победителя электронного аукциона. В случае, если участники аукциона требуют от заказчика внесения изменений в проект контракта, срок подписания может быть продлен на 5 рабочих дней.

Последствия просрочки

В случае невыполнения заказчиком обязанности по подписанию контракта в установленные сроки, заказчик может быть привлечен к административной или дисциплинарной ответственности, включая штрафы или дисквалификацию в течение определенного периода времени.

Ускорение подписания контракта

Существует ряд мер, которые можно предпринять для ускорения процесса подписания контракта:

  • Своевременное предоставление всех необходимых документов поставщиком
  • Быстрая реакция заказчика на запросы и предложения поставщика
  • Эффективное использование электронной системы закупок для согласования и подписания контракта
  • Определение ответственного лица со стороны заказчика, занимающегося подписанием контракта

Преимущества электронных аукционов

Использование электронных аукционов по 44-ФЗ имеет ряд преимуществ:

  1. Увеличение конкуренции, так как возможность участвовать в аукционах открыта широкому кругу поставщиков
  2. Экономия времени и снижение затрат на организацию аукциона и подписание контракта
  3. Улучшение прозрачности процесса закупки и исключение возможности коррупционных схем
  4. Обеспечение равных возможностей и справедливости для всех участников аукциона

Соблюдение сроков подписания контрактов в электронном аукционе по 44-ФЗ имеет важное значение для эффективной работы системы закупок и обеспечения интересов заказчиков и поставщиков. Ускорение процесса подписания контракта и использование электронных аукционов имеют множество преимуществ и способствуют улучшению условий для всех участников закупочной деятельности

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Виды обеспечения контракта:

  • Банковская гарантия — это обязательство банка выплатить определенную сумму, если контрагент не исполнит свои обязательства.
  • Задаток — это денежные средства, которые контрагент выплачивает для подтверждения своей серьезности и заинтересованности в контракте.
  • Субподрядный договор — это договор между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, который обеспечивает исполнение обязательств генерального подрядчика.
  • Страхование — это защита малого бизнеса от возможных финансовых потерь в случае неисполнения контракта.

Преимущества обеспечения контракта для малого бизнеса:

  1. Повышение доверия заказчика — обеспечение контракта демонстрирует намерение малого бизнеса исполнять свои обязательства, что создает доверие со стороны заказчика.
  2. Увеличение конкурентоспособности — наличие обеспечения контракта делает предложение малого бизнеса более привлекательным для заказчиков.
  3. Защита от финансовых рисков — обеспечение контракта позволяет малым бизнесам избежать потерь в случае неисполнения контракта или задержки с оплатой.
  4. Получение доступа к большему объему заказов — многие заказчики требуют обеспечение контракта как обязательное условие участия в тендере.

Результаты:

Обеспечение контракта для малого бизнеса является важным шагом для повышения доверия заказчиков и увеличения конкурентоспособности. Различные виды обеспечения позволяют выбрать наиболее подходящий вариант для каждого отдельного случая. Обеспечение контракта также обеспечивает защиту от финансовых рисков и открывает доступ к большему объему заказов

Поэтому важно учесть этот аспект при заключении контрактов и участии в тендерах

Когда заказчик должен проводить электронный аукцион?

Заказчик обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ путем проведения аукционов (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Важно! Заказчик вправе закупать товары, работы, услуги, не включенные в аукционные перечни, путем проведения аукционов (ч. 7 ст

24 Закона № 44-ФЗ).

Например, заказчик может также проводить аукцион при закупке услуг ОСАГО (Письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 № Д28и-2007, Письмо ФАС России от 01.12.2014 № АД/48891/14).

Важно! Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов (ч. 8 ст

24 Закона № 44-ФЗ).

Важно! ТРУ из аукционных перечней заказчик вправе закупать путем проведения электронного запроса котировок или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст

24 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан будет соблюдать предусмотренные Законом № 44-ФЗ требования к указанным способам закупки.

Напомним, заказчик может провести запрос котировок в электронной форме, например, на закупку услуг по общей уборке зданий, если НМЦК не превышает 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Заказчику нужно помнить о том, что установленное данной нормой ограничение годового объема закупок не применяется до 31.12.2026 года (ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.

Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Что говорит об этом наш эксперт ?

Исключение составляют закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Их закупать по результатам аукционов запрещено (ч.8 статьи 24).

Шаг 3. Проверить условия контракта

После выбора победителя на электронном аукционе по 44-ФЗ, необходимо внимательно проанализировать условия предложенного контракта

В этом шаге следует уделить особое внимание проверке следующих моментов:

2. Форма и порядок оплаты

Следует внимательно изучить условия оплаты, чтобы убедиться в их соответствии с законодательством и интересами вашей организации. Необходимо проверить, каким образом будет осуществляться оплата (перечисление денежных средств на счет исполнителя, наличный расчет и т.д.) и в каком порядке будут производиться выплаты.

3. Обязанности сторон

В контракте следует разобраться с обязанностями и ответственностью заказчика и исполнителя

Важно учесть, что контракт должен содержать достаточно точное описание видов работ или услуг, которые должны быть оказаны, а также конкретные требования к их качеству

4. Залог и гарантийные обязательства

Если контракт предусматривает наличие залога или гарантийных обязательств, необходимо уточнить условия и сроки предоставления таких гарантий или залога, а также порядок и условия их возврата.

5. Изменение и расторжение контракта

Следует внимательно ознакомиться с условиями изменения и расторжения контракта. Необходимо убедиться, что они соответствуют интересам исполнителя и предусматривают возможность изменения соглашения при изменении обстоятельств, а также правила и сроки для расторжения контракта.

Что такое электронный аукцион?

Аукцион (открытый аукцион в электронной форме) (далее – электронный аукцион и ЭА соответственно) – представляет собой конкурентный способ закупки (п. 2 ч. 2 ст. 24, ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

Победителем аукциона признается участник закупки (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ):

–  заявка на участие в ЭА которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом №44-ФЗ документация о закупке),

– и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц,

– либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ, – наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта («аукцион на право»).

Размер и условия обеспечения контракта

Размер обеспечения контракта

Размер обеспечения контракта определяется в документации о закупке и может составлять определенный процент от начальной (максимальной) цены контракта либо указываться в фиксированной сумме. Обычно размер обеспечения контракта составляет от 1% до 3% от стоимости контракта.

Виды обеспечения контракта

Документация о закупке может предусматривать различные виды обеспечения контракта:

  • Денежное обеспечение — предоставление деньгами или иным эквивалентом стоимости контракта;
  • Банковская гарантия — предоставление банковской гарантии на сумму обеспечения контракта;
  • Задаток — предоставление денежных средств или иных ценностей в качестве задатка;
  • Платежное поручение — предоставление копии платежного поручения об уплате обеспечения контракта.

Условия возврата обеспечения контракта

Обеспечение контракта возвращается участнику электронного аукциона в следующих случаях:

  1. Отказ от заключения контракта — если участник откажется от заключения контракта, обеспечение возвращается в полном объеме;
  2. Расторжение контракта по вине заказчика — если контракт расторгнут по вине заказчика, обеспечение возвращается в полном объеме.

Санкции при неисполнении обязательств по контракту

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, заказчик имеет право применять санкции к поставщику. Санкции могут включать штрафные санкции, взыскание неустойки, а также конфискацию обеспечения контракта.

Шаг 4. Заказчик рассматривает вторые части заявок

Когда рассматриваете вторые части заявок, уделите внимание содержанию документов, правилам, по которым участников отсеивают, и протоколу. В эти разделы внесли изменения.Содержание заявки

Состав второй части заявки в целом оставили неизменным. Скорректировали лишь некоторые положения:
1. Во второй части почтовый адрес прописывают все участники, а не только юрлица, как было раньше.
2. Уточнили, что с помощью функционала электронной площадки участник предоставляет две декларации: что отвечает единым требованиям и что принадлежит к СМП, СОНО. Раньше ситуация оставалась спорной, участники не понимали, должны ли прикладывать бумажные документы.
3. Прописали, что документы, которые подтверждают право на преимущества по статьям 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, предоставляют, только если участник аукциона заявил о получении преимуществ.
4. Уточнили, что, если во второй части участник не представит документы, которые предусмотрены в рамках нацрежима, заявку приравняют к предложению с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц. Документы предоставляют, только если заказчик закупает продукцию, на которую распространяются действия НПА по нацрежиму в виде запрета.
Требования ко второй части заявки заказчики прописывают в документации. Убедитесь, что внесли правки.
Пример: как исправить аукционную документацию

Рассматриваете заявки.

С 1 июля аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок, информацию и электронные документы, которые получили от площадки. По сравнению со старой нормой здесь уточнили, что документы именно электронные, и добавили, что помимо заявки рассматривают еще и информацию.

Отклоняете заявки.

С 1 июля в законе три основания отклонить заявку, а не два, как было раньше.
1. Участник не представил документы, которые требовал заказчик, документы и информация не отвечают требованиям документации или содержат недостоверную информацию. Норма была в законе, но скорректировали документы, которые проверяет заказчик. Проверить нужно в том числе электронные документы, которые участники прикладывают при регистрации на площадке.
2. Участник не отвечает единым и дополнительным требованиям. Норму оставили без изменений.
3. Заявку признали несоответствующей по правилу из нормативного правового акта в рамках нацрежима. Это новая норма в законе.
Нельзя отклонить заявку по причине, что участник не приложил информацию и электронные документы, которые подтверждают преимущества по статьям 28 и 29 Закона № 44-ФЗ.
Изменения внесли в части 6 и 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ. Причины, по которым отклоняете заявки, также прописывают в документации. Пересмотрите привычные формулировки, дополните список новым основанием при необходимости.

Составляете протокол.

Протокол по результатам рассмотрения вторых частей заявок остался прежним. Изменение одно – вместо порядкового номера прописывайте идентификационный.

Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-ФЗ

Калькулятор сроков электронного аукциона 44-ФЗ в виде таблицы позволяет провести расчетов сроков каждого этапа. Стоит заметить, что сроки проведения каждого этапа ограничены и с 1 января 2022 стали намного меньше. Это делается для удобства участников, которые хотят принять участие в других аукционах и ограничены во времени.

Этап аукциона Срок Этап отсчета срока
Окончание подачи заявок 7 дней (3 дня — до 3 млн.) после Размещение извещения
Обеспечение заявки Одновременно Подача заявки на площадке
Решение о внесении изменений в извещение аукциона 1 день до Окончание подачи заявок
Размещение изменений в извещение 1 день после Принятие решение об изменении извещения
Продление срока подачи при внесении изменений 7 дней (3 дня — до 3 млн.) после Внесение изменений в извещение
Запрос разъяснений документации 2 дня до Окончание подачи заявок
Размещение разъяснения 1 день после Поступление запроса разъяснений
Проведение аукциона 2 часа после Окончание подачи заявок
Протокол подведения итогов 2 рабочих дня после Окончание аукциона
Рассмотрение заявок 2 дня после Окончание аукциона
Размещение проекта контракта 2 дня после Протокол подведения итогов
Подписание проекта контракта победителем 5 дней после Размещение контракта
Размещение протокола разногласий победителем 5 дней после Протокол подведения итогов
Рассмотрение протокола разногласий заказчиком, доработанный проект контракта 1 рабочий день после Размещение протокола разногласий
Подписание доработанного проекта контракта победителем 2 рабочих дня после Размещение доработанного проекта контракта
Размещение подписанного контракта заказчиком 2 рабочих дня после Подписание доработанного проекта контракта победителем
Обеспечение контракта Одновременно Подписание проекта контракта
Заключение контракта 7 дней после Протокол подведения итогов

Сроки рассмотрения заявок и подведения итогов

С 1 января 2022 года сроки рассмотрения заявок и подведения итогов частично поменяли (таблица 2). В электронном аукционе заявки будете рассматривать в один этап, а не в два, как раньше. При этом срок рассмотрения станет общим для всех закупок независимо от предмета и НМЦК — не более 2 рабочих дней.

В конкурсе комиссия обязана рассматривать первые части заявок не более 2 или 5 рабочих дней в зависимости от предмета закупки. Для второго этапа установили единый срок рассмотрения — не более 2 рабочих дней. В запросе котировок сроки рассмотрения заявок увеличились до 2 рабочих дней.Таблица 2. Новые сроки рассмотрения заявок по электронным закупкам

Сроки с 1 января 2022

Сроки до 1 января 2022

Аукцион в электронной форме

Заявка рассматривается в один этап. Срок рассмотрения заявки — не более 2 рабочих дней. Срок размещения протокола — не позднее окончания срока подведения итогов аукциона

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Рассмотрение первых частей заявок. Сроки рассмотрения: 
— общий срок — не более 3 рабочих дней
— НМЦК не более 300 млн руб.
— не более 1 рабочего дня
— НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не более 2 млрд руб. — не более 1 рабочего дня.
Срок размещения протокола — не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.
ВТОРОЙ ЭТАП. Рассмотрение вторых частей заявок. Срок рассмотрения — не более 3 рабочих дней. Срок размещения протокола — не позднее 1 рабочего дня после его подписания

Конкурс в электронной форме

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Рассмотрение и оценка первых частей заявок. Сроки рассмотрения: 
— общий срок — не более 2 рабочих дней
— конкурс в сфере науки, культуры, искусства и т. д. (ч. 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ) — не более 5 рабочих дней.
Срок размещения протокола — нет изменений

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Рассмотрение и оценка первых частей заявок.
Сроки рассмотрения: 
— НМЦК не превышает 1 млн руб. — не более 1 рабочего дня
— НМЦК превышает 1 млн руб. — не более 5 рабочих дней
— конкурс в сфере науки, культуры или искусства — не более 10 рабочих дней. Срок размещения протокола — не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки

ВТОРОЙ ЭТАП. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок.
Срок рассмотрения — не более 2 рабочих дней.
Срок размещения протокола — нет изменений

ВТОРОЙ ЭТАП. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок.
Сроки рассмотрения: 
— НМЦК не превышает 1 млн руб. — не более 1 рабочего дня
— НМЦК превышает 1 млн руб. — не более 3 рабочих дней
— конкурс в сфере науки, культуры или искусства — не более 5 рабочих дней.
Срок размещения протокола — не позднее даты окончания рассмотрения и оценки

ТРЕТИЙ ЭТАП. Подведение итогов. Срок рассмотрения — нет изменений. Срок размещения протокола — не позднее даты окончания срока подведения итогов

ТРЕТИЙ ЭТАП. Подведение итогов. Срок рассмотрения — не более 1 рабочего дня. Срок размещения протокола — в день его подписания комиссией

Запрос котировок в электронной форме

Срок рассмотрения — не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок. Срок размещения протокола — нет изменений

Срок рассмотрения — не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок. Срок размещения протокола — после его подписания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: