Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» является основным инструментом для проведения спецоценки. Законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест в отдельных отраслях. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений . Таким образом так называемые изъятия из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.
В то же время два существенных обстоятельства являются фактором препятствующим применению общего подхода в оценке условий производственной среды.
Первый. Минтруд России утвердил Методику спецоценки и не желает ее менять . Вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, которые направлены на регулирование спецоценки в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Минтруда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».
Это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при спецоценке.
Второй. Отказ Минтруда России интегрировать (отменить или актуализировать) наследие санитарных норм, изданных еще в СССР.
По этой причине велика вероятность, что Итоговое заключение по специальной оценке условий труда будет успешно обжаловано в суде одной из заинтересованных сторон (работодатель или работник (его представитель)). Основанием будет то, что многие нормативные акты, регламентирующие параметры производственной среды могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования применяемого 20, а то и 30 лет. То есть сохранившиеся, пусть и не в таком большом количестве санитарные нормы морально устаревшего законодательства, фактически могут поставить не только под сомнение сам результата работ, но квалификацию эксперта.
Практика показывает, что эксперты, проводящие спецоценку были вынуждены при проведении работ обращать внимание не только на положения Методики спецоценки, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды в купе с используемыми нормами и обычной профессиональной логикой
Как провести СОУТ в упрощенном порядке
Пути решения проблемы ошибок при спецоценке
Чтобы снизить количество допускаемых ошибок и исключить часть из них, необходимо провести ряд мероприятий.
1. Определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения спецоценки, исходя из потребностей, в первую очередь, безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг. При этом необходимо вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.
2. Совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая других федеральных законов, регулирующих те же отношения.
3. Адаптировать и интегрировать санитарное законодательство СССР в действующую систему спецоценки.
4. Ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Минтруде России.
5. Дифференцировать ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.
1. Основные причины ошибок экспертов в ходе спецоценки кроются в недостатках и противроечивости законодательства и человеческом факторе.
2. Ошибки допускают как опытные эксперты, так и начинающие специалисты.
3. Природа ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Более грубые ошибки допускают начинающие эксперты.
4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо совершенствовать законодательство, адаптировать старые санитраные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и дифференцировать ответственность за нарушения правил проведения спецоценки.
Обзор документа
Предлагается детальнее рассмотреть суть основных положений нормативного документа, порядок проведения СОУТ, а также иные вопросы, касающиеся порядка проведения спецоценки.
Что такое специальная оценка труда по закону № 426 ФЗ
Специальная оценка условий труда — комплекс последовательных мероприятий и процедур, главной целью которых является выявление производственных факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников, работающих под их воздействием.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Выделяется несколько категорий таких факторов:
- Оказывающих воздействие непосредственно в момент исполнения должностных обязанностей.
- Связанных с общей производственной средой в месте расположения рабочего места.
В обязанностях сотрудника может и не быть необходимости в поднятии тяжестей или взаимодействия с горючими и опасными веществами, однако если рабочее место, обусловленное технологией производственного процесса, находится в «горячем» цеху, то такое место не может считаться оптимальным и допустимым и подлежит оценке.
Затраты на проведение мероприятий СОУТ по закону возлагаются на работодателя. Запрещается взимать плату или удерживать их из дохода сотрудника.
Организации, в которых сотрудники прошли аттестацию по состоянию на 01.01.2014, вправе провести СОУТ не менее чем через 5 лет, но не позднее 31.12.2018.
Предприятия, начавшие хозяйственную деятельность с 01.01.2014 обязуются провести СОУТ не позднее 31.12.2018. В целях снижения финансовой нагрузки процедура может проводиться поэтапно.
СОУТ в Трудовом кодексе
- обеспечить безопасность сотрудников при эксплуатации объектов недвижимости, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также используемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создать функциональную систему управления охраны труда;
- предоставить работникам средства индивидуальной и коллективной защиты, отвечающей требованиям норм безопасности и действующих правил;
- создать рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда;
- организовать режим труда и отдыха в четком соответствии с действующими нормами трудового законодательства;
- приобрести за свой счет средства индивидуальной защиты, специальную одежду и обувь, а также иные чистящие, моющие, обеззараживающие, смывающие сертифицированные и декларированные средства для сотрудников, занятых на опасных и вредных работах, в том числе с особыми температурными условиями;
- провести обучение методам оказания первой медицинской помощи, пострадавшим на производстве, организовать занятия по основам охраны труда, а также стажировки на рабочем месте с последующей проверкой усвоенного материала;
- предотвратить допуск к работе лиц, не имеющих необходимых знаний в области безопасности и охраны труда, а также не прошедших стажировку и проверку;
- организовать контроль за соблюдением правил и требований по безопасности и охране труда;
- проводить СОУТ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях
Обязанность по проведению СОУТ возложена на всех работодателей. Как правило, она проводится совместно с независимой компанией, привлеченной на договорных началах.
Указанное требование регламентировано п.2 ст. 8 ФЗ № «О СОУТ» (далее — Закон).
Функции работодателя и оценивающей организации при проведении СОУТ
Важно! Даже при смене фактического местонахождения работодателя, СОУТ обязательна в любом случае.
Требования к компаниям, которые могут быть привлечены для проведения СОУТ, закреплены в ст. 19 Закона, а именно:
- независимость по отношению к работодателю;
- в уставе организации должно быть прямо указано, что проведение спецоценки является основным или одним из видов осуществляемой деятельности;
- компания прошла аккредитацию в соответствии с правилами, установленных в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н;
- штат сотрудников насчитывает не менее 5 экспертов, работающих на основании трудового договора, и имеющих сертификаты эксперта на предоставление подобного рода услуг;
- хотя бы один эксперт должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
- в распоряжении компании есть испытательная лаборатория или центр, аккредитованные в установленном законом порядке. Сферой аккредитации должно быть проведение исследовательской деятельности, измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Кто проводит специальную оценку условий труда по закону № 426 ФЗ
Статья 8 Закона закрепляет, что:
- организация и финансирование проведения СОУТ возлагается на работодателя;
- спецоценка проводится совместно работодателем и организациями, отвечающим требованиям, установленным в статье 19 Закона;
- методика проведения СОУТ утверждается федеральным органом власти, к компетенции которого относится выработка и реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере труда с учетом мнения Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- СОУТ проводится не менее 1 раза в 5 лет, если иное не определено Законом. Истечение срока начинается со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
В отношении кого специальная оценка не проводится
СОУТ не требуется касательно:
- надомных работников;
- сотрудников, выполняющих обязанности в дистанционном режиме;
- для работодателей — физических лиц, не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?
Основания для проведения внеплановой СОУТ закреплены в ст. 17 Закона.
Условия для проведения внеплановой СОУТ
К ним относятся:
- образование нового рабочего места на предприятии, которое отсутствовало на момент последнего проведения СОУТ;
- возникновение ЧП или несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем спецоценку, в том числе и в случаях профессионального заболевания сотрудника;
- проведены существенные изменения в технологическом процессе: заменены используемые материалы, сырье, комплектующие, средства труда, оборудование;
- зафиксированы многочисленные обращения сотрудников относительно нарушения условий труда и необходимости проведения проверки до истечения установленных Законом 5 лет.
Людмила Кузина, заместитель генерального директора ООО «Отраслевой центр промышленной безопасности»
Закон о СОУТ вступил в силу уже два года назад, но у работодателей и аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда (СОУТ), до сих пор возникают определённые трудности как при проведении данной процедуры, так и в последующей работе по результатам государственной экспертизы условий труда.
С 1 января 2016 года вступила в силу 18 статья Федерального закона о СОУТ, которая устанавливает жёсткие сроки передачи отчётов о проведении СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта. Сделать это аккредитованные организации должны в течение 10 рабочих дней с момента утверждения каждого отчёта, а при нарушении сроков им грозят санкции в виде штрафа. Но соблюдение этих сроков не всегда даётся легко из-за того, что предприятия несвоевременно информируют аккредитованные организации о дате утверждения отчётов о проведении СОУТ.
Имеет место и человеческий фактор. Многое во взаимодействии двух сторон при проведении СОУТ зависит как от эксперта аккредитованной организации, так и от специалиста по охране труда предприятия. Иногда с предприятия приходит неполная первичная информация о рабочих местах, и сроки её предоставления не соблюдаются
Чаще всего в первичной информации отражены не все типы применяемого оборудования, используемых инструментов, материалов и сырья, отсутствуют обязательные сведения о времени выполнения операций в штатном режиме, что особенно важно для рабочих мест с вредными условиями труда. Или в приказе о создании комиссии по проведению СОУТ указано чётное количество человек, что нарушает требования федерального закона
К экспертам аккредитованных организаций по результатам проведения госэкспертиз также предъявляются претензии по поводу некорректного заполнения отдельных строк в картах СОУТ и внесения в протоколы неполной информации по применяемым в процессе измерений и оценки вредных производственных факторов методикам, по используемым средствам измерений. Также не все позиции рабочих мест и не все вредные производственные факторы учитываются при проведении измерений или используются методики, не утверждённые и не аттестованные в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений.
Помимо, скажем так, человеческого фактора есть ещё и технические сложности. Сегодня весь процесс передачи данных по процедуре СОУТ в ОАО «РЖД» осуществляется автоматически посредством Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР) с помощью автоматизированной системы «Труд-Эксперт. РЖД». Для управления этим процессом разработан Регламент с указанием конкретных сроков предоставления необходимой информации по каждому этапу проведения СОУТ. Вся первичная информация также автоматически выгружается из ЕКАСУТР. К системе помимо специалистов по охране труда имеют доступ кадровики и бухгалтерия. В принципе, специалист по охране труда имеет право заблокировать доступ к ЕКАСУТР на период проведения СОУТ, чтобы никто не мог внести изменения в штатное расписание, а значит, и в перечень рабочих мест, подлежащих измерениям и оценке. Однако изменения штатных расписаний осуществляются ежеквартально, а период проведения СОУТ может длиться дольше, поэтому иногда на стадии загрузки готовых результатов СОУТ в ЕКАСУТР возникают сбои, связанные с произошедшими изменениями, что приводит зачастую к нарушению регламентированных сроков. Безусловно, шлифовка автоматизированных систем до сих пор ведётся, взаимоотношения работодателей и аккредитованных организаций также совершенствуются.
Чтобы этот процесс шёл быстрее, первым делом необходимо исключить срывы сроков предоставления дат утверждённых отчётов предприятиями. Мы уже предложили ЦБТ обеспечить оперативную передачу сведений об утверждении отчётов по проведению СОУТ в адрес аккредитованной организации в срок не позднее пяти календарных дней с даты их утверждения. Не менее важно обеспечить своевременное и полноценное предоставление первичной информации с указанием полного перечня используемого на рабочих местах оборудования, инструментов и материалов в соответствии со штатным технологическим процессом, чтобы то, что прописано на бумаге, не расходилось с реальным положением дел. Ведь специальная оценка условий труда – это не просто формальность. Это эффективный механизм, который позволяет снизить уровень вредных производственных факторов на рабочих местах и сделать труд работников более комфортным.
Какие факторы исследуют во время спецоценки
Статья 13 Закона определяет вредные и опасные факторы, подлежащие выявлению и оценке.
Факторы производственной среды делятся на три категории:
- Физические — аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, общее и локальное вибрационное воздействие.
- Химические — опасные вещества и смеси, включая биологической природы.
-
Биологические — органические клетки, споры, микроорганизмы, способные спровоцировать инфекционные заболевания.
Факторы трудового процесса подразделяются на 2 категории:
- Тяжесть трудового процесса — уровень физической нагрузки на организм;
- Напряженность трудового процесса — уровень сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств человека.
Кроме того, в испытательных лабораториях исследуют:
- температуру окружающей среды;
- влажность;
- скорость движения воздуха;
- дозы инфракрасного излучения;
- напряженность переменного электрического, магнитного поля промышленной частоты;
- напряженность переменного поля промышленной частоты (50 Герц);
- напряженность переменного электрического, магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
- напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
- ультрафиолетовое излучение;
- энергетическую освещенность;
- энергетическую экспозицию лазерного излучения;
- уровень шума;
- напряженность трудового процесса работников;
- биологические факторы.
Общие сведения
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит 28 статей в 4 Главах, о содержании каждой из них предлагается остановиться подробнее.
Глава 1. Общие положения
- предмет регулирования;
- порядок регулирование специальной оценки условий труда (далее — СОУТ);
- понятие СОТ;
- права и обязанности участников правоотношений в сфере СОУТ;
- порядок применения результатов проведенной СОУТ.
Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда
Глава содержит 11 статей, определяющих:
- порядок подготовки и организации проведения СОУТ;
- правила идентификации вредных и опасных для жизни и здоровья работников факторов;
- порядок декларирования соответствия условий труда действующим нормативам;
- правила проведения исследований или испытаний, направленных на измерение вредных и опасных факторов на производстве;
- перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудовых процессов, подлежащих исследованию, испытанию и измерению;
- классификацию условий труда;
- результаты и особенности проведения СОУТ.
Глава содержит 6 статей, в которых закреплены:
- требования к организации, проводящей СОУТ;
- требования к экспертам организации, проводящей СОУТ;
- правила и порядок формирования, ведения и содержание реестра организаций, проводящих СОУТ;
- иные положения, касающиеся деятельности организаций, проводящих СОУТ.
Глава 4. Заключительные положения
Глава содержит 4 статьи, регламентирующих:
- порядок осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением норм действующего законодательства;
- порядок урегулирования споров, возникающих в сфере проведения СОУТ;
- переходные положения и порядок вступления закона в силу.
Наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одних и тех же условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и опасных факторов, который построен на принципах закона о спецоенке, с требованиями санитарного законодательства.
Кроме того, сама Методика проведения спецоценки, требуя от экспертов жестко выполнять ее положения, не вполне соответствует федеральному законодательству. Дело в том, что Классификатор вредных и опасных факторов, который применяется в ходе спецоценки (основного мерила показателей уровня факторов производственной среды) в большинстве своем не имеет ссылок на санитарные нормы.
Методика выступает основным и единственным документов, руководствуясь которым необходимо проводить спецоценку. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160. Это ставит ее в исключительное положение и оставляет открытым вопрос: будет ли полностью защищен результат работ, проведенный на ее основе, от успешного судебного обжалования?
Нарушение порядка проведения спецоценки.
Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностные лица |
Юридические лица |
Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. |
И здесь следует подчеркнуть, что в связи с некоторой неопределенностью положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ мнения судей по вопросам привлечения работодателей к административной ответственности в связи с непроведением специальной оценки различаются. В частности, имеются решения, согласно которым в отношении ранее не аттестованных рабочих мест не применяется ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ. То есть работодатели, которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, привлекаются к ответственности за непроведение специальной оценки вне зависимости от наличия или отсутствия рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
Так, суд не принял довод работодателя о том, что оценка условий труда может быть произведена поэтапно до 31.12.2018, поскольку это положение закона согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ не распространяется на работодателей, не проводивших аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, – только на тех, кто ее проводил (см. Решение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 7-1673/2015).
Однако Верховный суд неоднократно отмечал, что существенное значение при рассмотрении дел о привлечении организаций к ответственности за непроведение специальной оценки имеет положение ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
То есть прежде, чем привлечь работодателя к ответственности, требуется выяснить, какие рабочие места предусмотрены штатным расписанием. В частности, имеются ли в организации рабочие места сотрудников, которые получают гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях или которым предусмотрено назначение досрочной пенсии и в отношении которых специальная оценка должна быть проведена в кратчайшие сроки (постановления ВС РФ от 22.01.2016 № 36-АД15-5, от 09.08.2016 № 57-АД16-5).
Оговорки о том, что поэтапное проведение спецоценки возможно только для тех работодателей, которые до 01.01.2014 провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, Верховный суд не делает.
Новое в СОУТ с 01.01.2020
Для работодателя
- Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
- Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
- Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
- Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.
Для проводящей организации
Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:
1) Представить в ФГИС сведения:
- полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
- индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.
2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.
В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.
Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:
- о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
- об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.
Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.
При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.
Для всех
Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).
Условия труда в трудовом договоре.
Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в трудовой договор после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.
Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.
О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.
Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Обратите внимание
Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).
При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).
До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.
* * *
В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».
http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/885540.html