Бизнесу дали ещё год, чтобы наладить утилизацию отходов

Расширенная ответственность производителя

Внедрение принципов экономики замкнутого цикла потребовало создания специальных механизмов принуждения, одним из которых стала расширенная ответственность производителя. На предприятия возложили ответственность за управление отходами, которые образуются после использования их продукции.

Почему ответственность возложили именно на предприятия?

Технический прогресс вместе с благами принес и проблемы, связанные с тем, что сложную продукцию стало все труднее утилизировать. Дизайнеры и производители в основном стремились угодить рынку. Мало кто заботился о том, чтобы их продукция после использования не загрязняла природу или была легко перерабатываемая. Обществу все труднее было справляться с возросшим потоком «сложного мусора». Упаковка, состоящая из нескольких материалов. Электроника, автомобили и бытовая техника, в состав которых входят множество компонентов и токсичные вещества.

Поэтому ученые пришли к выводу, что необходимо управлять не только образовавшимися отходами, но также влиять на весь процесс их образования, начиная с разработки (дизайна).

Таким образом, расширенная ответственность производителя (РОП) должна влиять не только на утилизацию отходов, но также и на дизайн, производство и сбыт.

В России сейчас принцип расширенной ответственности производителя применяется только в части утилизации отходов от продукции. Он мало влияет на дизайн и тем более процессы сбыта. Например, сложная упаковка, состоящая и нескольких материалов, вообще не попадает по действие РОП. В лучшем случае, российская система РОП может влиять на вес продукции и упаковки.

РОП в России не влияет, ни на экологичный дизайн, ни на использование вторичных материалов при производстве товаров (кроме упаковки).

Из заявлений правительства следует, что российская модель РОП направлена на создание индустрии по переработке отходов. Производители и импортеры могут сами выполнить нормативы утилизации продукции и упаковки или передать эту функцию правительству в виде экологического сбора. Такой подход фактически означает, что предприятия принудительно участвуют в национальном инвестиционном проекте, но при этом никогда не получат ни какой выгоды от этого.

Если акцизы на топливо призваны компенсировать затраты на дорожное строительство, то плательщик топливных акцизов, участвуя в таком инвестиционном проекте, получит выгоду в виде дорог. Расходы на выполнение нормативов утилизации или уплату утилизационного или экологического сбора выгоды предприятиям не приносит.

Выгодоприобретателем якобы станет общество. Получается, что локомотив экономики — промышленное производство и торговлю, обременили новой данью. И это во время затяжного кризиса и падения платежеспособного спроса!

Хорошо устроились

В России создается реестр официальных утилизаторов отходов, который призван повысить контроль за складированием мусора и вывести из тени нелегальных участников этого бизнеса. Об этом «Известиям» рассказали в Минприроды.

Там добавили, что производители и импортеры могут заключить договор с утилизаторами, включенными в реестр, или создать собственные мощности по утилизации. В случае же если они этого делать не хотят, у них есть альтернативный вариант исполнения обязанности, согласно концепции «Расширенная ответственность производителей» (РОП), — уплатить экологический сбор.

Утилизаторов же перед включении в реестр ждет проверка территориального отделения Росприроднадзора на предмет достоверности представленных документов и сведений. В частности, специалисты оценят достоверность информации о наличии у компаний оборудования для утилизации отходов и его производственные мощности, отметили в Минприроды.

Регламентировать появление реестра будет проект постановления правительства, подготовленный ведомством.

С 1 января 2024 года в России начнет работу обновленная система расширенной ответственности производителей и импортеров, которая предполагает полную ответственность, то есть обязанность стопроцентной утилизации упаковки, для ее производителей и импортеров в 2027 году. Рост доли упаковки, подлежащей утилизации будет постепенный: в 2025 году — 55%, в 2026 — 75%, и в 2027 году уже 100%, напомнили в пресс-службе Минприроды.

— Сегодня упаковку в России утилизируют кое-как. То есть по документам мусор может быть утилизирован, а по факту он просто выброшен на свалку. Поэтому такой реестр необходим, — считает первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов. — Государству нужно понимать, кто занимается утилизаций, в каком объеме и с какой эффективностью.

По информации депутата, бизнес относится к этому критически: после появления такого реестра он должен будет либо сам утилизировать производимую упаковку, либо платить экосбор.

l— Многие производители упаковки, которые поставляют львиную долю отходов, хорошо устроились. Они произвели эту упаковку и забыли, а дальше за нее платит человек. Первый раз, когда покупает упакованный товар, второй — за вывоз мусора региональным оператором. Также вы можете заплатить еще один раз своим здоровьем — если ее просто сожгут, — отметил политик.

«Известия» направили запрос в правительство о поддержке инициативы.

Алгоритм действий

После того, как все бумаги будут собраны, предприятие готово к обращению в орган, выдающий лицензии.

Существует несколько способов подать заявление:

  • личное обращение в территориальный орган Росприроднадзора;
  • отправить комплект бумаг почтой;
  • подать заявление онлайн.

В первом случае комплект документов представитель компании или предприниматель подает в местный орган Росприроднадзора.

Другой вариант – написать заявление на получение лицензии и послать документы почтой России. Комплект бумаг следует отправить письмом с уведомлением с приложением описи. Подача заявления возможна на сайте Госуслуг. Необходимые бумаги надо отсканировать и прикрепить к форме обращения.

Типы деятельности

Практически для всех направлений работ по обращению с опасными отходами нужно иметь лицензию.

Она дает возможность производить с отработанным материалом такие действия:

  • собирать — предприятие должно иметь оборудованную площадку и условия, соответствующие санитарным нормам и правилам, но для хранения отработанного материала в течение 11 и менее месяцев лицензия не понадобится;
  • обрабатывать (очищать, разбирать, сортировать);
  • транспортировать отработанный материал с промплощадки, разрешительный документ не потребуется, если отходы перемещаются в пределах субъекта хозяйствования;
  • размещать отработанный материал временно или длительный период на оборудованных для этого хранилищах, полигонах;
  • обезвреживать отходы, используя соответствующие действующим санитарным нормам технологии.

Кроме того, лицензия на утилизацию отходов дает право перерабатывать мусор с целью получения сырья, то есть разрешается использование отходов для производства новой продукции.

Электронная торговля металлоломом на Vtorion

Ожидается, что закон о безналичном расчете за лом будет способствовать ускорению цифровизации ломозаготовительной отрасли в целом. Уже в ближайшем будущем внедрение ряда цифровых решений в бизнес будет необходимым условием для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке.

Следующей ступенью цифровизации может стать переход к электронной торговле металлоломом. Такая торговля будет происходить онлайн, с помощью специализированных цифровых сервисов. В их числе Vtorion — платформа, которая объединяет заводы, предприятия и других поставщиков вторсырья с покупателями.

Используя такой цифровой инструмент, участники ломозаготовительного рынка получают возможность искать покупателей и поставщиков по всей России, не нужно ограничиваться только своим городом или регионом. На платформе можно начать электронные торги, предложить свою цену за лом и за его транспортировку. У покупателей есть возможность выбрать разные варианты доставки. При этом документооборот на платформе полностью электронный, что позволяет дополнительно ускорить процессы.

Vtorion также дает возможность пользователям платформы формировать цену в соответствии с рекомендациями. В этом помогает мониторинг цен Vtorion. Мы рассчитываем актуальный уровень цен, основываясь на предыдущих сделках и данных о ценах в разных федеральных округах и регионах РФ, и по этим значениям формируется актуальная цена на лом в конкретный момент.

Что изменится для производителей

Законопроект предусматривает перенос ответственности по РОП с производителей товаров на производителей упаковки. Это позволит существенно уменьшить количество субъектов регулирования — с 4 млн до 58,5 тысячи организаций, а значит упростить контроль и регулирование субъектов РОП.

Нормативы утилизации вырастут поэтапно до 100%. В 2015 году при внедрении системы РОП нормативы утилизации не были установлены по причине необходимости адаптации бизнеса к новым экономическим условиям.Норматив утилизации – «понижающий» коэффициент ответственности производителя. Сейчас средний норматив на товары составляет 23%, на упаковку — 27%.

Устанавливается дифференциация ставок экосбора в зависимости от сложности извлечения и переработки отдельных видов товаров и упаковки, для чего будет введена Методика расчета ставок экосбора с соответствующими коэффициентами “экологичности”. Это так называемый коэффициент экологичности, согласно которому чем менее экологична упаковка, тем выше ставка экосбора.

Липовые акты утилизации уйдут в прошлое. Для этого законопроект предусматривает введение реестра верифицированных утилизаторов. Перед включением в реестр они должны будет пройти проверки, подтвердить наличие оборудования. При выявлении нарушений недобросовестные утилизаторы будут исключаться из реестра.

Исключается способ исполнения РОП посредством Ассоциаций компаний-производителей. Ассоциации не смогут предоставлять отчетность от имени товаропроизводителей и заключать договоры с утилизаторами, но смогут продолжить работу.

Создается “конвертер”, определяющий переход товаров в отход и впоследствии в товар (продукт утилизации). Текущая система РОП предусматривает, что товаропроизводитель представляет в Росприроднадзор акт утилизации отходов от использования выпущенных им товаров. При этом нет требования о закрытии только соответствующими видами отходов. Кроме того, есть также проблема четкого определения лица, осуществляющего утилизацию в рамках механизма РОП. Для того, чтобы невозможно было признать утилизаторами тех, кто не осуществляет фактическую утилизацию (например, заготовителей), необходимо не только соотнесение кодов ОКПД и ФККО, но и «переходник» на итог утилизации.

Для импортеров предусмотрено введение банковских гарантий и договора поручительства от утилизатора из реестра утилизаторов, либо уплата экосбора по факту ввоза товаров.

Что думают эксперты

Исполнительный директор АО «Корпорация ЭКОПОЛИС» Екатерина Радионова считает, что законопроект о РОП сделает отрасль более прозрачной с точки зрения прослеживаемости отходов.

«РОП — важнейший инструмент развития отрасли утилизации, от эффективности его структурирования зависят как стабилизация экологической обстановки в стране, так и экономические показатели деятельности производственных утилизирующих предприятий. Позитивными моментами законопроекта по РОП являются увеличение прозрачности прослеживания движения отходов, а также формирование реестра добросовестных утилизаторов», — сказала она.

Заместитель генерального директора ООО «ОрисПром» Юлия Кузовлева указала на проблему занижения стоимости услуг утилизаторов — цена договора с товаропроизводителями существенно ниже утвержденных ставок экологического сбора, что связано с демпингом цен со стороны “бумажных” переработчиков. Ставка экосбора должна быть справедливой, так как работа переработчиков складывается из затрат на транспортировку, ремонт, эксплуатацию и закупку оборудования, зарплаты сотрудников и других расходов.

«Факты ненадлежащих действий ассоциаций также были доказаны неоднократно. Многие компании не имеют соответствующего оборудования, лицензии. Реальные утилизаторы многие годы борются с „бумажными“ переработчиками. Благодаря ассоциациям миллионы рублей утекали в никуда. Поэтому принятие поправок жизненно необходимо отрасли, причем чем быстрее, тем лучше. Необходимо предпринимать самые решительные меры, о которых говорится не первый год. Переработчики стекла, бумаги, пластика, лома — абсолютно все ждут реформы РОП», — отметила Кузовлева.

Утилизаторы, которых непосредственно касаются поправки, высказались по поводу принятия законопроекта о РОП и отдельно отметили его влияние на экономический рост. Полноценная и эффективная система РОП станет основой для формирования зоны роста в таких секторах экономики, как сбор и обработка отходов, производство товаров и упаковки из легкоперерабатываемых материалов, машиностроение, связанное с обеспечением экономики замкнутого цикла, а также во многих других смежных отраслях.

«Изменения в целлюлозно-бумажной промышленности станут одними из самых значительных, так как картон и прочие материалы на основе растительных полимеров являются самыми цикличными в секторе упаковки. На сегодня в хозяйственный оборот вовлекается около 63% отходов бумаги и картона, после полноценного внедрения новелл законопроекта в течение нескольких лет уровень цикличности отрасли вырастет до 80%. Это будет достигнуто за счет расширения долей рынка, занимаемых продукцией на основе растительных полимеров, прежде всего, в секторе упаковки и посуды, в результате вытеснения продукции, рециклинг которой затруднен», — считает исполнительный директор Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Алексей Сергеев.

«Законопроект направлен на то, чтобы снизить количество излишней упаковки, а ту упаковку, которая останется, сделать максимально цикличной. «Таким образом, с одной стороны, снизится стоимость упаковки, с другой, снизится образование отходов, а значит, и плата за вывоз отходов для населения», — добавил Сергеев.

«Данное явление носит массовый характер, и потому доля отходов, накапливаемых на полигонах, в том числе, стекольных, в России практически не изменилась. Мы изготавливаем и отгружаем заказчикам тарное стекло и заинтересованы в его стопроцентной утилизации, что и позволяют обеспечить производственные мощности предприятия. Подчеркну — подтверждение их наличия исключит возможность исполнения РОП недобросовестными утилизаторами», — указал Мор.

Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов назвал законопроект долгожданным. Документ призван навести порядок в отрасли, в том числе по ликвидации схем фейковой утилизации.

«Нужно повышать ответственность игроков на рынке и обеспечить прозрачность всех цепочек. Как показала практика, ассоциации в основном выступают финансовыми посредниками и оказались порочным звеном всей системы, по сути дискредитировали ее. Очевидно, что институт РОП в сегодняшнем виде не состоялся. С этим давно надо разбираться. В выигрыше будет и природа, и казна», — сказал Исмаилов.

Расширенная ответственность производителей (РОП) — система экономического регулирования, по которой ответственность за утилизацию отходов от использования товаров несут производители и импортеры. Ставка экологического сбора выше для тех, чья упаковка наименее экологична.

Создание отрасли

Осознавая это Правительство утвердило «Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Однако …

Большую часть финансовых средств предполагается получить от частных инвесторов. Но за кадром осталась инвестиционная привлекательность отрасли. За то сколько препятствий! Ставка рефинансирования, государственная экологическая экспертиза, лицензирование, НИОКР, коррупция …

Допустим, мы построим новые и модернизируем старые предприятия. Каким образом на них будут направлены потоки отходов? Как будет решаться вопрос экономической целесообразности и за чей счет? На чем деньги-то делать?

Экономика таких проектов состоит из четырех составляющих: гарантированное обеспечение сырьем (отходами), повышение добавленной стоимости продукта, гарантированный сбыт продукции и компенсация затрат при ограниченной рентабельности.

У переработчиков мало ресурсов, для самостоятельного обеспечения потока отходов. В основном это заготовительная цена. Но повышая заготовительную цену предприятия снижают добавленную стоимость своего продукта. Тут существуют обычные рыночные ограничения.

Поток твердых коммунальных отходов (ТКО) составляет примерно 0.8% от всего объема образующихся отходов. При самом оптимистичном прогнозе из ТКО можно извлечь 30% вторичных ресурсов, это порядка 20 млн. т. Но это возможно только при полной обработке ТКО. А для полного вовлечения ТКО в обработку необходимо затратить по скромным подсчетам около 420 млрд. рублей инвестиций и тратить ежегодно около 84 млрд. рублей. Это только для того, чтобы добыть вторсырье. Переработка требует еще больших затрат. А если заниматься компостированием остатков, то инвестиций потребуется еще больше.

Сбыт ликвидной продукции обычно проблем не вызывает. Но и тут есть проблемы, связанные с логистикой. Вторичные ресурсы в основной массе обладаю низкой стоимостью и затраты на транспортирование не позволяют доставлять их на большие расстояния. Получается, что потребуется строить прерабатывающие предприятия на местах или сокращать затраты на транспортирование. Однако ж/д тарифы, «Платон» и стоимость топлива ограничивает возможности по сокращению транспортных издержек. Строить новые перерабатывающие предприятия в ряде регионов нецелесообразно, кроме этого, это потребует гораздо больших инвестиций.

Как готовился проект

Идея закона о приеме металлолома за безнал не нова. Как ранее уточняли в ассоциации «Руслом.ком», дискуссия о том, нужен ли запрет платы наличными за металлолом, длилась более десяти лет. Сторонники идеи говорили о необходимости декриминализовать рынок. Исторически сложилось так, что на этом рынке большая часть платежей принималась наличными. Это существенно затрудняло для государства контроль над огромной отраслью и делало ее непрозрачной: ежегодно, как оценивал депутат Андрей Луговой, в ней обналичивалось около 300 млрд рублей.

Первый законопроект о безналичном расчете между продавцами и покупателями металлолома был внесен в Госдуму еще в 2018 году. Авторами тогда выступила группа депутатов во главе с Андреем Луговым. Однако в итоге законопроект, поддержанный правительством РФ при условии внесения изменений в Гражданский кодекс, инициаторы отозвали.

Вариант законопроекта, который в итоге был принят и подписан президентом, был внесен в Госдуму в марте 2021 года. Авторы — депутаты Государственной думы Андрей Луговой, Сергей Крючек, Борис Пайкин, Сергей Катасонов.

Итоговая версия закона предполагает более жесткие требования, чем первоначальная. Предыдущий вариант, который весной отклонил Совет Федерации, подразумевал, что у рынка будет переходный период. Полный переход на безналичный расчет планировался только с 1 июля 2024 года, а до этого времени предлагалось ввести лимиты на расчеты в наличных: не более 120 тыс. рублей при приеме цветных металлов и не более 10 тыс. — при приеме черных. В итоге же в законе закреплено требование ко всем платежам без исключения: они должны быть безналичными, и уже с 1 октября 2023-го.

Крупные участники рынка в основном поддержали законопроект. Так, профильная ассоциация переработчиков лома НСРО «Руслом.ком» заявляла, что отказ от принятия законопроекта сделает невозможными реформы в ломозаготовительной отрасли, а закон о безнале за металлолом позволит обелить отрасль. В то же время принятие законопроекта в его более жесткой версии вызывает у участников рынка тревогу имножество вопросов. В частности, многие ждут подзаконных актов, которые должны внести ясность.

Заработает или нет

Представители бизнеса оценили появление реестра неоднозначно.

— Создание реестра — один из основных механизмов регулирования отрасли, и мы как ассоциация, которая изначально объединяет только добросовестных утилизаторов отходов, конечно, поддерживаем введение такого реестра. Благодаря ему компаниям необходимо будет указывать реальные мощности, вести учет отходов и полученного вторсырья, — заявил «Известиям» президент ассоциации утилизаторов отходов «Клевер» Владимир Зотов.

По его словам, компании, не включенные в реестр, не смогут осуществлять деятельность по утилизации упаковки и товаров, утративших свои потребительские свойства. Таким образом, вырастет ответственность тех, кто занимается отходами.

— Минусы же этой идеи — в отсутствии понимания на местах порядка включения в реестр. Утилизаторы также обеспокоены возможной недобросовестностью и предвзятостью проведения проверок территориальными надзорными органами с целью монополизации определенных направлений и, как следствие, получением отказа о включении в реестр, — пояснил Владимир Зотов.

Впрочем, первый зампред совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии Елена Семилетова считает, что реестр позволит отобрать «правильных» утилизаторов.

— Такой отбор важен в первую очередь для производителей товаров — станет понятно, с кем можно работать. Сейчас главная задача — определить критерии отбора, они должны быть прозрачными, понятными и исполнимыми для самих утилизаторов, — отметила она.

При этом в Торгово-промышленной палате считают, что для повышения контроля одного реестра недостаточно.

— Нужно совершенствовать и другие инструменты, в первую очередь учет отходов и сырья

Важно навести порядок в системе статистического наблюдения. Без этого в целом оценивать эффективность управления вторичными ресурсами и вторичным сырьем невозможно, — считает Елена Семилетова

Финансовый директор предприятия «Стерэкс Пак» (специализируется на производстве упаковки) Александр Соколов сказал «Известиям», что о создании такого реестра ему известно, однако решения о том, какой способ выбрать — утилизацию или экосбор, — пока не принято.

Реестр не будет работать в России, так как в отличии от Запада в РФ нет практики раздельного сбора мусора, считает директор ООО «Пасифик Реал Пэкэдж» Евгений Цветов.

— И реестр, и экосбор, на мой взгляд, у нас работать не будут. Это только шаг к коррупции и бюрократии. Безусловно, это для бизнеса дополнительные расходы, которые в итоге будут заложены в стоимость упаковки, — сказал он «Известиям».

По его словам, чтобы изменить ситуацию с отходами, у бизнеса должен появиться стимул к утилизации. Например, продавать собранные отходы на переработку.

Зампред общественного совета при Росприроднадзоре Андрей Нагибин сомневается, что реестр заработает в установленные сроки — сейчас установлен мораторий на проверки бизнеса.

— Платить экосбор для бизнеса действительно очень дорого, тарифы по нему серьезные. Поэтому предпринимателям гораздо выгоднее обратиться к утилизаторам. Но тут появляется другая проблема, которую мы сейчас пытаемся решить: введена амнистия на проверки, поэтому утилизаторов проверить очень сложно, — пояснил эксперт.

По его словам, львиная часть утилизаторов сегодня работает всерую, частично утилизируя либо вообще не утилизируя отходы. Каждого такого бизнесмена надо проверить, но Росприроднадзор не сможет это сделать еще и в силу ограниченности ресурсов. «Поэтому мы предлагаем привлечь к этим проверкам общественников и только после этого рекомендовать их к включению в реестр», — дополнил Андрей Нагибин.

Наталья Башлыкова

***

Законопроект, напомним, – правительственный, и Правительство РФ уверено, что запланированная реформа института РОП приведет к развитию самостоятельной утилизации, оптимизации упаковочных решений, снижению захоронения отходов и – в совокупности с другими реализуемыми в настоящее время мерами – поспособствует к переходу к экономике замкнутого цикла до 2030 года.  

______________________________

 С текстом законопроекта № 345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.  Соответствующая новость размещена на официальном сайте Минприроды России (mnr.gov.ru/press/news/pravitelstvo_odobrilo_zakonoproekt_o_rop_dokument_vvodit_otvetstvennost_proizvoditelya_za_utilizatsi/). Соответствующая информация размещена на официальном сайте ППК «Российский экологический оператор» (reo.ru/tpost/3ak6f8org1-reo-razrabotaet-konverter-dlya-perehoda).  В новости о внесении в Госдуму обсуждаемого законопроекта (reo.ru/tpost/2jr6bxyny1-zakonoproekt-o-rop-vnesli-v-gosdumu).

Самостоятельное выполнение нормативов утилизации

Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо понять структуру рынка переработки отходов. В настоящее время большинство потребителей вторичных ресурсов испытывают их дефицит. Развитие отрасли тормозит дефицит отходов, как ни парадоксально. Большая часть экономически доступных отходов уже вовлекается в хозяйственный оборот. Мы знаем куда деть макулатуру, пластиковые бутылки и пленку, металлолом, электронику, шины, текстиль и другое вторичное сыре. Это всё уже перерабатывается у нас в стране. А вот кто доставить стальные бочки с Крайнего Севера на металлургические предприятия? Кто доставит макулатуру с Камчатки? Кто доставит пластиковые бутылки из деревень? Кто доставит шины от частных автомобилей к пререрабочикам?

Норматив утилизации по большинству позиций легко выполнить, заплатив половину от ставки экологического сбора «утилизатору» за то, что он и так делает на протяжении многих лет. Но что произойдет? Или переработчик положит эти деньги в карман, или он модернизирует производство, или повысит закупочную цену на вторичное сырье. Первые два пути никак не повлияют на уровень вовлечения отходов в переработку. Повышение закупочной цены изменит положение на рынке, но повысит ли это степень утилизации? Повезет ли автовладелец свои 4 шины за 140 рублей в другой город? Понесет ли житель свои 5 кг макулатуры за 5 рублей? А если учесть, что норматив утилизации составляет от 5 до 20%, то влияние на рынок это вряд ли окажет.

Не имея слаженной системы раздельного сбора отслуживших товаров мы не добьемся увеличения степени утилизации.

Есть другой путь. Региональные операторы по обращению с коммунальными отходами строят мусоросортировочные станции и выбирают из общего потока отходов все, что имеет смысл, в том числе и позиции, попадающие под действие российской РОП. Делают они это благодаря тарифам на обработку коммунальных отходов. При этом получается вторичное сырье низкого качества, но поток все таки создается. Региональный оператор также может самостоятельно организовать раздельный сбор некоторых видов вторичных ресурсов, получая при этом сырье более высокого качества. Тариф на вывоз отходов может частично покрывать эти затраты. Тем не менее, ясно одно — раздельный сбор отходов требует больше затрат! Это способ повысить «извлекаемость» вторичных ресурсов, а не снизить затраты. Уловка в том, что выгода от большего количества вторичного сырья компенсируется возросшими расходами. Уже сейчас региональные операторы говорят о том, что раздельный сбор твердых коммунальных отходов не может снизить тарифы для населения.

Закон позволяет выполнить норматив утилизации путем заключения договора с региональным оператором. Встает лишь одни вопрос — является ли оператор «утилизатором»? Каким образом региональный оператор может выдать акт утилизации, если он всего лишь выбрал нужные позиции, подготовил их к транспортированию и отправил конечному потребителю? В рамках действующего законодательства он это может сделать, если имеет собственные производственные мощности для переработки таких отходов. Их еще надо создать, а главное — найти для этого деньги.

Некоторые региональные операторы намерены решить эту проблему за счет «экотехнопарков», предоставляя свои производственные площади другим предпринимателям, которые готовы организовать промышленное производство по переработке отходов. Такие инвестиционные проекты могут найти поддержку в Субъектах Российской Федерации и получить компенсацию за счет экологического сбора. Проблема в том, что речь идет всего лишь о десятках миллионов рублей на весь регион. При этом, средств от экологического сбора хватило только на 18 регионов. Этого недостаточно, чтобы поставить даже простую технологическую линию. Средства от экологического сбора просто распыляются на просторах нашей страны. Их чрезвычайно мало для «создания отрасли».

Пакет документов

Заявитель должен написать обращение в Росприроднадзор, в котором указать:

  • название юридического лица (ФИО ИП);
  • адрес регистрации (места жительства ИП);
  • адрес промплощадки, где планирует проведение утилизации, № телефона;
  • ЕГРЮЛ;
  • вид деятельности;
  • ИНН;
  • данные платежки, удостоверяющей внесение гос. сбора за получение запрашиваемого документа;
  • опись прилагаемых бумаг.

К ходатайству надо прикрепить справки и материалы согласно ниже приведенному перечню:

  • о постановке предприятия на налоговый учет;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • правоустанавливающие бумаги на установки для утилизации отработанных материалов, помещение, производственные площадки;
  • перечень продукции или услуг, при производстве или оказании которых образуются отходы;
  • перечень транспортных средств, которые будут использоваться для перевозки;
  • соглашения о дезинфекции и дератизации помещений;
  • разрешения на право работы с опасными материалами;
  • заключение о соответствии оборудования санитарным нормам;
  • договоры о тепло- и водоснабжении, поставке электроэнергии;
  • положительное заключение госэкспертизы по экологии;
  • квитанция об оплате.

Кроме того, необходимо приложить технологическую схему обращения с отработанными материалами.

Что делать ломозаготовителям?

Чтобы работать по новым правилам, участникам рынка следует подготовиться к переходу на безналичный расчет.

  • Прежде всего выберите банк для открытия счета. Для этого можно сравнить условия у разных финансовых учреждений. Специальное решение для отрасли, например, предлагает QIWI. Платежный сервис для рынка также есть у «Вториума».
  • Затем подайте заявку на подключение. Обычно это подразумевает заполнение специальной анкеты, к которой прикрепляется пакет документов.
  • После банк проводит проверку юрлица и открывает расчетный счет.
  • На финальном этапе изучите, как работают платежи, а также настройте под себя выбранный финансовый продукт: например, определите суточные лимиты для каждого пункта приема лома, если это необходимо.

Выводы

  1. Средств от экологического сбора явно не хватает на создание отрасли.
  2. Формирование потока отходов не предусмотрено.
  3. Самостоятельное выполнение нормативов утилизации фактически превратилось в плату преработчикам вторичных ресурсов за акт утилизации половину ставки экологического сбора.
  4. Региональные операторы по обращению с коммунальными отходами не имеют возможности выполнить норматив утилизации.

Что же получается? РОП в России — фикция?

Как это не грустно признать — да! За лозунгами о создании отрасли забыли о системе управления отходами.

Алексей Юрьевич Масленниковредактор портала Отходы.Ру

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: