Сурв на предприятии транспорта

Приказ минтранса рф от 16.10.2020 n 424

Актуальное законодательство

Из чего складывается рабочее время

Теперь из рабочего времени исключаются периоды, когда водитель находится в ТС в качестве сменщика, но сам им не управляет (это время оплачивается в соответствии с договором).

В рабочее время входит:

  • нахождение за рулем;
  • текущий ремонт на линии;
  • ожидание приезда СТО;
  • самостоятельное устранение неисправностей в рейсе (например, замена колеса);
  • плановый медосмотр перед рейсом и по его завершении;
  • простой, в котором не виноват водитель.

Продолжительность работы

При ежедневном учёте: 40 часов в неделю, 9 часов в день.

Суммированный учёт применяется, когда из-за пробок и других обстоятельств человек находится за рулем дольше, чем предусмотрено в его смене.

Максимальная продолжительность управления ТС за календарную неделю — 56 часов; за 2 недели, следующие друг за другом, — 90 часов.

Если водитель работает в условиях, которые определены законом как опасные, его рабочий день не должен быть длиннее 8 часов, а в рабочей неделе не допускается более 36 часов трудового времени.

Разделение смены на несколько частей

Если водитель согласен «раздробить» рабочую смену, между её частями предполагается отдых. Максимальная длительность одной части смены — 5 часов. Суммарное время отдыха не должно превышать 3 часов в регулярных городских или пригородных рейсах и 5 часов — во всех остальных.

Отдых

Обеденный перерыв: от 30 минут до 2 часов.

Перерывы в течение смены: 45 минут после каждых 4,5 часов вождения (время вождения можно увеличить максимум на 1 час).

Междусменный отдых: в два раза дольше последней рабочей смены.

Выходные: каждую неделю, минимум 45 часов.

Отпуск: минимум 28 календарных дней (для работников с ненормированным рабочим днем — дополнительно от 3-х дней отпуска, для трудящихся во вредных и опасных условиях — от 7 дней).

Штрафы

Размер штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей определен в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • 1,5-2 тысячи рублей водителю;
  • 7-10 тысяч рублей должностному лицу;
  • 15-25 тысяч рублей ИП;
  • 20-50 тысяч рублей юридическому лицу.

Кроме того, предусмотрены санкции за отсутствие регистрационных листков режима труда и отдыха. Штраф для водителей в этом случае составляет от 3 до 5 тысяч рублей.

Узнать о наличии штрафа и оплатить его по постановлению можно на нашем сайте. Если номер постановления неизвестен, введите номер свидетельства о регистрации ТС и номер вашего водительского удостоверения. Вы также можете настроить отправку уведомлений — тогда сообщение о новом штрафе сразу придет вам на электронную почту.

Утверждение графика работы

Все особенности режима труда и отдыха фиксируются в документации. В частности, для этого используются Правила внутреннего распорядка. Именно на основании этих правил оформляется трудовое соглашение с сотрудником. В этом документе также должен быть указан режим работы. Если график ненормированный, это также должно быть указано в трудовом договоре.

Работодатель должен каждый месяц утверждать график труда водителей. В нем указывается эта информация:

  • Рабочие дни.
  • Время начала и завершения смены.
  • Время на перерывы и обеды.

Вся документация должна составляться на основании Приказа Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. Этот Приказ внес ряд изменений в Положение, а также в ТК РФ.

Продолжительность рабочей смены

В отношении водителей строго контролируется не только продолжительность рабочего времени за учетный период, но и продолжительность рабочей смены.

Возможные ситуации

Продолжительность рабочей смены

Применяемая норма

Общий случай

Не более 10 часов

Пункт 9 Положения

При осуществлении междугородной перевозки (если водителю необходимо доехать до соответствующего места отдыха)*

Не более 12 часов

Пункт 10 Положения

При работе на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах

Может быть увеличена до 12 часов

Пункт 11 Положения

При осуществлении перевозок для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологических перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, перевозок на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозок на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях

Может быть увеличена до 12 часов, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной смены не превышает 9 часов

Пункт 12 Положения

    * Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Доплата за сверхурочно отработанные часы

Итак, мы выяснили, что на этапе составления ежемесячного графика работы водителя работодатель должен соблюдать нормальную продолжительность рабочего времени, а также учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением.

Нормальная продолжительность рабочего времени в месяце при 40-часовой рабочей неделе определяется путем умножения числа рабочих дней в этом месяце на 8 часов. Здесь же следует учитывать положения ст. 95 ТК РФ, согласно которой продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Так, например, в первом квартале 2016 года сокращенный рабочий день приходится на 20.02.2016.

Январь

Февраль

Март

Календарные дни

31

29

31

Рабочие дни

15

20

21

Выходные и праздничные дни

16

9

10

Рабочее время в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, ч.

120

(15 раб. дн. х 8 ч.)

159

(20 раб. дн. х 8 ч. — 1 ч.)

168

(21 руб. дн. х 8 ч.)

Работодатель вправе привлечь водителя (с его письменного согласия) к сверхурочной работе в следующих случаях (ст. 99 ТК РФ):

  • вследствие непредвиденной задержки в пути перевозка не могла быть выполнена в течение установленной для водителя продолжительности рабочего времени (когда незавершение поездки могло повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (третьих лиц), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей);
  • при производстве работ по ремонту транспортного средства неисправность могла стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. Но в этом случае работодатель обязан немедленно принять меры по замене его другим работником.

Под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствие со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры платы за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

У бухгалтеров возникает вопрос, что понимается под первыми и последующими часами сверхурочной работы. Поясним. Для водителей, работающих по графику пятидневной (шестидневной) рабочей недели, сверхурочные часы учитываются ежедневно, соответственно, первые и последующие часы определяются легко. Что касается применения на предприятии механизма «суммированный учет рабочего времени», большинство экспертов сходятся во мнении, что устанавливать продолжительность сверхурочно отработанных часов можно только по завершении учетного периода. Следовательно, первые два часа переработки оплачиваются с применением коэффициента не менее 1,5, все остальные сверхурочно отработанные часы за учетный период – с применением коэффициента не менее 2.

Как проходит процедура

  1. Водитель приходит на осмотр с путевым листом,
  2. Врач оценивает внешний вид, походку, поведение, собирает анамнез (спрашивает о самочувствии, качестве сна),
  3. Медработник осматривает кожу, глаза, измеряет давление и ЧСС, определяет процент алкоголя и присутствие психоактивных веществ в крови,
  4. Далее медик заполняет журнал и ставит штамп на путевом листе, заполняет в нем нужные графы.

Порядок проведения процедуры контролируется ГИБДД, Государственной инспекцией по труду, Росздравнадзором и Управлением государственного автодорожного надзора.

Организация предрейсового медосмотра — обязанность работодателя. Штраф за его отсутствие составляет:

  • для водителя: 3000 рублей;
  • для сотрудника, отвечающего за выпуск ТС в рейс: 5000 рублей;
  • для предприятия (юридического лица и ИП): 30 000 рублей.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей 2024 по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

Именно в этой главе написано, что вносить коррективы в правила организации труда водителей может Минтранс, потому что оно является федеральным органом власти.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году.  Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Доплата за работу в ночное время

В целях применения норм трудового законодательства время с 22 часов до 6 часов признается ночным временем. То есть, если рабочая смена (часть рабочей смены) водителя приходится на указанные часы, оплачивать его труд нужно с учетом положений ст. 154 ТК РФ: каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 и составляют 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время определяются внутренними документами организации.

* * *

Суммированный учет рабочего времени связан со многими нюансами, о которых обязаны помнить бухгалтеры.

Во-первых, на предприятии должен быть установлен учетный период (зачастую он составляет один месяц). Именно по прошествии этого периода осуществляется подсчет и оплата сверхурочно отработанных часов. Справедливости ради отметим, что, если учетный период превышает один месяц, отдельные эксперты допускают возможность исчислять заработную плату за отработанный месяц исходя из фактически отработанного времени, а уже позднее (по итогам учетного периода) делать необходимые корректировки.

Во-вторых, в отношении работников, учет рабочего времени которых осуществляется суммировано, должны соблюдаться положения трудового законодательства о повышенной оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за работу в ночное время.

В-третьих, нужно учитывать, что при подсчете сверхурочных часов не учитываются дни (часы), отработанные водителем в праздники и выходные сверх нормы рабочего времени, если они уже оплачены в двойном размере.

Нормы названного положения не действуют в отношении водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Часто основанием для проведения внеплановой проверки транспортных компаний служит поступившая в управление государственного автодорожного надзора информация от ГИБДД о причинении вреда жизни и здоровью граждан в результате ДТП, произошедшего с участием принадлежащего предприятию транспортного средства.

Предрейсовые осмотры

Необходимость предрейсовых осмотров прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ № 196. Эта процедура нужна для обеспечения безопасности движения, самого водителя, его пассажиров и окружающей среды (в случаях, когда в автомобиле перевозятся опасные вещества). Медосмотры также могут выявить нарушения в режиме работы и отдыха.

Медицинский осмотр перед отправкой в рейс проходит каждый водитель компании. Исключение в этом правиле только одно — водители экстренных служб, которым срочно нужно выезжать на вызов.

Осмотр проводит медработник, который прошел соответствующее обучение и имеет сертификат. Это может быть:

  • сотрудник больницы, которого привлекли на договорных условиях;
  • штатный медицинский работник компании.

В первом случае больница должна иметь лицензию на проведение предрейсовых медосмотров.

Нормы отдыха

Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.

При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.

Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов. 

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

Нарушение Санкция Кто оплачивает штраф
Управление транспортным средством без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха Штраф на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей Сам водитель, если он был должным образом ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим режим труда и отдыха
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха Штраф:

·         на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;

·         на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;

·         на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;

·         на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей

Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.

В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

Что включает в себя рабочее время

Рабочее время физического лица включает:

  • время управления транспортным средством;
  • время перерывов для отдыха от управления транспортным средством;
  • время, не связанное с управлением транспортным средством.

Рабочее время физического лица, которое не связано с управлением ТС, состоит из:

  • время прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
  • время ожидания получения заказа от службы заказа легкового такси;
  • время стоянки в ожидании посадки и высадки пассажиров;
  • время проведения работ по устранению возникших неисправностей транспортного средства, выполняемых физическим лицом самостоятельно;
  • время заполнения журнала регистрации заказов легкового такси (в случае если условиями договора, заключенного физическим лицом со службой заказа легкового такси, исполнение требований к ведению журнала регистрации заказов легкового такси не возложено на службу заказа легкового такси);
  • время заполнения журнала учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством.

Что важно учесть при расчете рабочего времени водителя

В соответствии с положениями нового приказа:

— Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, считаются рабочим.

— Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не считается рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

— Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Помимо этого, можно сократить продолжительность отдыха до 24 часа в неделю для водителей, которые работают вахтами в районах Крайнего Севера и пользуются транспортным средством вне населенных пунктов. Для них количество часов отдыха должно быть компенсировано между вахтами. 

Ответственность за нарушение рабочего режима водителя

Работодатель обязан оснастить ТС тахографами. Это специальные аппараты, позволяющие непрерывно регистрировать данные о скорости, маршруте, режиме труда и отдыха. Если тахографа нет, ответственность накладывается на основании статьи 11.23 КоАП РФ:

  • Отсутствие тахографа, если его установка обязательна, или нерабочее состояние аппарата. Штраф составит 1 000-3 000 руб для граждан, 5 000-10 000 руб для должностных лиц.
  • Нарушение режима труда – штраф от 1000 до 3 000 рублей.

В последнем случае штраф уплачивается именно водителем. Наказание может накладываться в течение 2 месяцев с даты совершения правонарушения.

Периоды работы и отдыха

Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания. А это может привести к ДТП. 12 часов – это исключительный случай. В приказе Минтранса №170 от 3 мая 2018 года оговорены обстоятельства, в которых можно увеличивать длительность рабочего дня:

  • Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
  • Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
  • Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
  • Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
  • Работа на инкассаторских авто.

Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.

ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город

Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.

Дополнительные особенности

День водителя может разделяться на 2 части. Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов).

В приказе №170 в 2018 году появилось дополнительное ограничение. В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.

Что именно входит в рабочее время

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом?Посмотреть ответ

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Вопрос: Можно ли установить водителям, занимающим одинаковые должности, разный размер компенсации (суточных) за разъездной характер работы?Посмотреть ответ

Примеры

Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Доплата за работу в выходные и праздничные дни

По общим правилам работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена. В соответствии с п. 28, 29 Положения привлечение водителя к работе в выходной или нерабочий праздничный день осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ (с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации). В названной статье Трудового кодекса, кроме прочего, поименованы:

  • работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;
  • работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения;
  • неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, работодатель с согласия работника вправе установить ему график работы, по которому последний выходит на смену в праздничные дни (в соответствии со ст. 112 ТК РФ в 2016 году – 14 праздничных дней). О том, что понимается под выходными днями при работе по графику, расскажем ниже. В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (конкретные размеры оплаты труда в названные дни могут устанавливаться внутренними документами организации). Оплата осуществляется следующим образом.

По желанию сотрудника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Приведенные выше нормы требуют некоторых пояснений. Для этого обратимся к:

  • Рекомендациям Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней, утвержденным на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1, от 02.06.2014 (далее – Рекомендации Роструда);
  • разъяснению № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 (далее – Разъяснение № 13/п-21).

Итак, согласно п. 1 Разъяснения № 13/п-21 при СУРВ работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени. Таким образом, если работник трудился в нерабочий праздничный день в соответствии со своим графиком, то ему полагается повышенная оплата. Права на предоставление другого дня отдыха в данном случае он не имеет, поскольку работа осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени (разд. 5 Рекомендаций Роструда).

Если же работа в праздничный день не включалась в норму рабочего времени, то с согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением ему другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздничный день производится в одинарном размере (п. 3 Разъяснения 13/п-21).

Важно учитывать такой момент: при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере (п. 3 Разъяснения 13/п-21).

С праздничными днями все более-менее ясно. А теперь ответим на вопрос, что понимается под выходными днями.

Согласно ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни: при пятидневной рабочей неделе – два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пяти­дневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка. Как уже указывалось выше, при СУРВ выходные дни устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности). Таким образом, у сотрудника, работающего по утвержденному на предприятии графику, все нерабочие дни признаются его выходными днями.

Какие ещё могут быть последствия нарушений РТО

Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей — не единственная санкция, которая может грозить работодателю.

Соблюдения РТО также требуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. За их нарушения предусмотрен административный штраф.

Если компания является лицензированным перевозчиком, она может получить штраф за нарушение лицензионных требований. Соблюдение РТО входит и в этот перечень. Если же нарушение РТО привело к аварии и нанесению вреда здоровью людей — компанию оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требований.

Если в результате ДТП, вызванного нарушением РТО, пострадал водитель, его родственники могут взыскать компенсацию.

Наконец, расследование причин ДТП, произошедшего в результате нарушений режима труда и отдыха, может привести к запрету деятельности компании.

Дела по статье 11.23 КоАП могут рассматривать как в полиции, так и в Ространснадзоре.

Варианты учета рабочего времени

Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.

Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.

В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.

Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.

Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
  2. Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.

Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.

Ежедневный учет

Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.

В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.

Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.

Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов

Суммированный учет

Суммированный учет времени работы – это более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.

Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.

Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.

Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов. Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.

Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.

Рабочее время сотрудника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: