Топ-10 налоговых и таможенных событий 2020 года, которые повлияют на бизнес в 2021 году

Богатых попросят поделиться

Закрепление «успехов»

По итогам 2018 года, неналоговые платежи изъяли из российской экономики 316,6 миллиардов рублей. После превращения платежей в налоги уклоняться от их уплаты станет намного сложнее и опаснее. То есть, при номинальном сохранении объемов платежей фактическая фискальная нагрузка на бизнес возрастет еще больше.

Готовя законопроект, Минфин показал, что нацелен в первую очередь на то, чтобы добывать деньги. В частности, ведомство намеревалось обложить экологическим налогом даже те компании, которые самостоятельно занимаются утилизацией своих отходов. Притом что действующее законодательство оставляет предприятиям выбор: платить сбор или же инвестировать средства в создание инфраструктуры по переработке мусора. Некоторые компании уже пошли по второму пути и начали заниматься переработкой. С большим трудом им удалось отстоять свое право на эту деятельность.

В общем и целом, по мнению части комментаторов, правительство занимается тем, что закрепляет фактически неподъемную налоговую нагрузку, хотя на самом деле ее следовало бы радикально снижать – в первую очередь через ликвидацию системы «Платон», удорожающей производство всех товаров с длинными производственными цепочками, и курортных сборов, мешающих развиваться внутреннему туризму. Последствия такой политики, скорее всего, снова окажутся полной неожиданностью для кабмина и околоправительственных экспертов. 

Возрастёт ли налоговая нагрузка в следующем году на пенсионеров?

Те, кто достиг регламентированного возраста отправления на заслуженный отдых, подвергаются послаблениям со стороны НК РФ. В частности, старики не перечисляют средств в бюджет за предоставляемые им пособия. Также пенсионеры претендуют на добавление к пенсиям от руководствующего звена по месту работы.

Если квадратура личной недвижимости составляет максимум 50 м2, человек освобождается от уплаты налога. Дополнительным условием в этом случае является применение объектов в личных целях и верхняя планка кадастровой цены в 300 млн. «деревянных».

Остальные преференции вольны утверждать сотрудники региональных органов власти:

  • освобождение от налогообложения земельных угодий, площадь которых не превышает 6 соток (поблажка действует в отношении одного владения и для нетрудоустроенных пенсионеров);
  • пожилые лица с ограниченными возможностями могут не перечислять ставку за используемый автомобиль (подобное распоряжение может выдаваться и федеральными политическими силами).

УСН без подчинённых в налоговом законодательстве

Коммерсанты, которые заняты в соответствующем сегменте, должны обратить особое внимание на действия властей. Так, глава кабинета министров сообщил о намерении упростить подобный формат ведения бизнеса в плане пошлин

Отныне сборы для ИП будут актуальными лишь с получаемой прибыли:

  • физлица, являющиеся «упрощенщиками» без наёмных людей, платят в казну 4 процента от заработка;
  • граждане, принадлежащие к юридической сфере, обязаны перечислять на 2 процента больше.

В 2019 году Калуга, Татарстан, а также столичный регион в пилотном режиме практикуют новый вид уплаты ставок. С нового года члены Государственной думы планируют на оставшейся части РФ реализовать такие условия для ИП без работников. К тому же экспериментальное действие налогообложения увенчалось успехом в вышеуказанных административных единицах.

К чему готовиться бизнесменам с подчинёнными?

Если говорить о наличии рабочего штата у предпринимателя, то здесь всё осталось в основном по-прежнему. Самозанятое лицо подвергается перечислению взносов за нанятых граждан (НДФЛ). Рассмотрим другие пошлины, которые требуется уплачивать коммерсантам:

  • налог на транспортируемую в таможенную зону продукцию;
  • НДС на недвижимость, числящуюся вне применения для бизнеса;
  • транспортный сбор для собственника техники.

Сборы за использование колодцев?

Набирает обороты шумиха вокруг оплаты применения воды из колодцев. Но это не относится к собственникам дачных участков, где размещены подземные хранилища глубиной до 30 метров. Стоит бить тревогу людям, применяемым скважины для добычи артезианской влаги и её дальнейшей реализации. Чтобы продавать воду, нужно разрешение специальных субъектов и как следствие наличие налогообложения.

Последние новости о увеличении налоговой нагрузки в 2020 г. для владельцев имущества

Прошло уже более полугода с момента утверждения лидером страны корректировок в начислении пошлины на недвижимость. Согласно прежним легитимным нормам, ставка формировалась исходя из инвентаризационной цены. Тогда люди уплачивали соразмерные их возможностям взносы.

Сейчас в дело вступает влияние стоимости жилья по кадастру на процедуру соответствующих вычислений. Новые перемены принесли с собой повышение пошлины на порядки. От кадастровой стоимости положено погашать:

  • 10% физлицам;
  • 2% в качестве предельной ставки тем, кто использует апартаменты в коммерческих целях и недвижимостью с кадастровой оценкой минимум в 300 млн. единиц национальных дензнаков РФ.

Актуальные значения пошлин станут утверждаться муниципалитетами. Ставка на недвижимость постепенно росла в течение предыдущих 4 лет. И вот в 2020 году властные структуры планируют завершить эпопею с корректировкой налогов для россиян.

Налоговые перспективы

Несмотря на то, что каждый год к проекту госбюджета после его регистрации в парламенте подавали налоговые изменения, бюджет на 2023 год не предусматривает налоговых изменений. Тем не менее уже сейчас власти анонсируют отмену 2%-й системы налогообложения, хотя это нововведение должно было действовать с 01.04.2022 г. до прекращения или отмены военного положения.

По мнению экспертов, 2023 год ничего хорошего в плане налогообложения для бизнеса не принесет.

  • уточнение правил, недвусмысленно освобождающих от штрафов за нарушения, допущенные в период действия военного положения;
  • упрощение регистрации налоговых накладных;
  • сведение к минимуму количества запросов и проверок;
  • уменьшение ограничений по использованию собственных валютных средств и др.

Оценки бизнеса

Напомним, что уже в самом начале войны власти отменили НДС и пошлины на все импортные товары, упразднили акцизы и снизили НДС для горючего, позволили ФЛП I и II групп не платить единый налог, а всем малым предпринимателям – не платить ЕСВ, а также разрешили даже крупным компаниям платить единый налог в размере 2% от оборота. Таким образом, упрощенная система налогообложения с уплатой 2% от оборота заменила налог на прибыль (18%) и НДС (20%). Позднее, с 1 июля, льготы на импорт отменили, вернув НДС и пошлины. Частично отменили и налоговые льготы для горючего: акцизы вернули (хотя их размер снизили), но сниженную ставку НДС оставили.

Отметим, что на протяжении почти всего прошлого года бизнес испытывал проблемы с возмещением НДС. В марте-июле (за исключением июня) оно фактически остановилось. Общая сумма возмещения НДС составила в 2022 году 84,6 млрд грн. При этом в конце года добавилась проблема массового блокирования налоговых накладных. Лишь в самом конце года правительство расширило признаки безусловной регистрации налоговых накладных.

По словам Андрея Длигача, CEO Advanter Group, председателя Совета Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины, можно было бы назвать позитивом введение в прошлом году 2% налога с оборота, но это было экономически не просчитано, не дало существенного эффекта для большинства компаний, существенно запутало работу для бухгалтеров и др.

По данным Государственной налоговой службы, к ноябрю на 2%-й налог с оборота перешли всего около 51 тыс. компаний, из которых подавляющее большинство – это ФЛП. Исследование ЕВА показало, что из 111 компаний-респондентов только 4% (четыре компании) перешли на этот режим. Всего из-за указанного налогового нововведения госбюджет недополучил до 10 млрд грн.

49% опрошенных ЕВА компаний считают изменения в налоговом регулировании в 2022 году несвоевременными, недостаточными и неэффективными, тогда как только 18% уверены, что они были полными и действенными.

Повышение налога для тех, кто много зарабатывает, поможет государству решить часть социальных проблем


Фото: Юрий Инякин / ПГ

— Сергей Михайлович, кабмин в последнее время принял ряд, как это принято говорить, непопулярных решений по части увеличения налоговой нагрузки. С чем это связано?

— Последствия пандемии — это снижение внутреннего потребления, экономической активности в целом и падение цен на энергоресурсы, от экспорта которых мы всё ещё зависим. Как следствие — замедление экономики. Недополучение налогов в этом году оценивается на сумму примерно 3-4 трлн рублей — это четверть доходов бюджета.

Собственно, это Правительству и даёт моральное право принимать непопулярные решения и повышать налоговую нагрузку. Решение проблемы недополучения доходов кабмин, на мой взгляд, разложил по трём корзинам: часть нагрузки пришлась на Фонд национального благосостояния (ФНБ), другая часть проблемы решается за счёт повышения налогов на отдельные отрасли и третья часть — это заёмные средства, которые Правительство намерено привлечь за счёт увеличения госдолга.

— Какие отрасли станут отчислять больше налогов?

— Налоги повысятся у нефтяников, у тех, кто работал на НДД, условно, это налог на прибыль. Ранее эти компании были освобождены от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сегодня для целого ряда месторождений этот налог восстанавливается, компании будут платить дополнительно. Повышение налоговой нагрузки коснётся и добычи руд, чёрных, цветных металлов и удобрений, причём, существенно. Им ввели коэффициент 3,5 к тем ставкам НДПИ, которые были раньше. Практически, это 350%. Но Правительство пошло нам навстречу по новым инвестпроектам в части добычи руд, у которых период реализации очень долгий — 10-15 лет.

Правительство пошло нам навстречу по новым инвестпроектам в части добычи руд, у которых период реализации очень долгий — 10-15 лет

Для них нагрузку решили не увеличивать. Может быть, мы хотели немножко шире, но посмотрим, как это будет в следующем году работать… И третья категория — это производители табачных изделий. У них налоговая ставка повысилась на 20%. Мера должна принести в казну 100 млрд рублей.

— Стоит упомянуть ещё и «налог на богатых» — повышение налоговой нагрузки для тех, кто много зарабатывает. Какой эффект ожидается от его внедрения?  

— Это инициатива Президента России. Речь идёт об увеличении НДФЛ с 13 до 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год. Эта мера должна принести в бюджет страны дополнительно 60 млрд рублей. Деньги будут «окрашены», то есть расходоваться только по целевому назначению — на лечение детей с редкими заболеваниями. Лично моя позиция: прогрессивная шкала — это нормальный вид налогообложения физических лиц. Я дважды за период депутатской деятельности в прошлом и нынешнем созыве Госдумы участвовал в разработке и внесении таких законопроектов от фракции ЛДПР, которую представляю. Мы считаем, что формирование бюджета должно зависеть от уровня доходов наших граждан.

Формирование бюджета должно зависеть от уровня доходов наших граждан

Дело в том, что НДФЛ — это на 70% налог муниципалитетам, в которых мы все проживаем. Но нужно иметь ввиду, что не все граждане могут одинаково влиять на формирование местных бюджетов. Если человек получает минимальную зарплату, он не может отвечать в равной степени за наполнение бюджета, скажем, с тем, кто получает 20-30 миллионов рублей. Диапазон разный. Поэтому я считаю, что 15% — это даже мало. Наш законопроект, который мы вносили, предполагает нулевую ставку по НДФЛ, если зарплата на уровне прожиточного минимума. И наоборот, те, кто получает больше, то должен платить больше. Это общемировой тренд. В Европе, по-моему, осталось всего две-три страны, где используется плоская шкала налогообложения.

Изменения в законодательстве о налогах

2020 год стал насыщенным периодом для российского налогового законодательства. В ходе года были внесены значительные изменения, которые коснулись различных аспектов налогообложения. Некоторые из ключевых изменений оказались высоко значимыми для бизнеса и налогоплательщиков в целом. В этом разделе мы рассмотрим топ-10 событий, связанных с изменениями в законодательстве о налогах, произошедших в 2020 году.

1. Изменения в Налоговом кодексе

В начале года были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые затронули различные налоги, включая налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и акцизы. Основной целью внесенных изменений было упрощение процедур налогообложения и снижение административных барьеров для бизнеса.

2. Введение нового налога на профессиональный доход

С 1 января 2020 года в России введен новый налог на профессиональный доход, который заменил налог на доходы физических лиц. Переход на новую систему налогообложения позволил снизить налоговое бремя на низкооплачиваемые профессии и повысить его на высокооплачиваемые профессии. Это мероприятие было предпринято в рамках борьбы с неравенством в доходах населения и повышения социальной справедливости.

3. Изменение правил налогообложения дивидендов

С 1 января 2020 года изменились правила налогообложения дивидендов. Были введены новые ставки налога на дивиденды, которые зависят от уровня доходов получателя дивидендов. Это изменение способствует более равномерному распределению налоговой нагрузки и снижению возможных уходов от налогообложения.

4. Упрощение налогообложения малого бизнеса

В 2020 году было принято решение о дальнейшем упрощении налогообложения для малого бизнеса. В рамках этой инициативы были внедрены новые меры по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговых процедур для малых предприятий. Это позволило существенно облегчить условия работы и развития малых предприятий в стране.

5. Введение цифровых счетов

В 2020 году была запущена система цифровых счетов, которая представляет собой удобный инструмент для управления налоговым учетом и взаимодействием с налоговыми органами. Цифровые счета позволяют эффективно вести учет налоговых обязательств, предоставлять документы и проводить другие операции в электронной форме.

6. Уточнение правил налогообложения электронного документооборота

В результате внесенных изменений в 2020 году были уточнены правила налогообложения электронного документооборота. Были установлены новые требования к электронным счетам-фактурам и введены механизмы контроля со стороны налоговых органов. Это направлено на повышение прозрачности и эффективности налоговых процедур в сфере электронного документооборота.

7. Повышение налогового стимулирования инноваций

В ходе года были внедрены новые меры налогового стимулирования инноваций. Были введены льготы и преференции для инновационных предприятий, инвесторов и исследовательских организаций. Это позволяет содействовать развитию инновационной деятельности в России и привлечению инвестиций в эту сферу.

8. Изменение правил налогообложения иностранных компаний

В 2020 году были внесены изменения в правила налогообложения иностранных компаний и постановлены новые требования к отчетности о перечислении доходов в зарубежные юрисдикции. Это направлено на усиление контроля над деятельностью иностранных юридических лиц в России и предотвращение уклонения от налогообложения.

9. Введение нового налога на лотерейные выигрыши

С 1 января 2020 года в России введен новый налог на лотерейные выигрыши. До этого момента такие доходы облагались налогом по общей ставке, но введение отдельного налога на лотерейные выигрыши позволило упростить налогообложение в этой сфере и сделать его более справедливым.

10. Уточнение правил налогообложения криптовалют

В 2020 году были уточнены правила налогообложения криптовалют в России. Были установлены новые требования к регистрации и отчетности по операциям с криптовалютами, а также уточнены механизмы и условия их обмена и продажи. Это направлено на более эффективное регулирование сферы криптовалюты и предотвращение незаконных операций.

Налоговая виселица

В марте текущего года представители бизнеса обращались к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не спешить с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Президент переадресовал эту просьбу первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову.

26 марта на коллегии министерства вопрос о превращении неналоговых платежей в налоги был заявлен в качестве одного из ключевых направлений работы. Тогда же глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что транзит платежей в налоги не приведет к росту фискальной нагрузки. Премьер объяснил это тем, что кабмин намерен до 2025 года ввести мораторий на повышение налогов.

Обозреватели отмечали, что такая новость должна была обрадовать предпринимателей, так как именно введение и увеличение неналоговых сборов обнулило эффект предыдущего моратория на повышение налогов. Представители бизнеса отмечали, что за последние четыре года именно неналоговые платежи стали основным средством осушения экономики.

Формально эта практика не противоречила поручению президента, озвученному еще в декабре 2014 года, но на деле фискальная нагрузка за последние пять лет существенно увеличилась. Влияние налоговой политики государства на ценообразование лучше всего видно на примере бензина: по подсчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сейчас 65% стоимости топлива составляют акцизы и налоги.

Принятие закона, казалось бы, должно было исправить ситуацию. Но бизнес и эксперты полагают, что этого не произойдет. Дело в том, что к настоящему моменту размер налоговых и неналоговых сборов практически достиг потолка. Если государство и дальше будет повышать фискальную нагрузку, страну ждет волна массовых разорений. При этом под удар попадет не только малый и средний бизнес-сектор, но и крупные компании. Об этом, в частности, сообщал заместитель председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Юрий Олейников.

«Мы давно говорим о том, что налоги должны быть одним из самых стабильных обстоятельств ведения бизнеса в нашей стране. Мы сегодня слышим со всех сторон, что налоги убивают бизнес. Совсем недавно у нас на фракционной группе был руководитель «Лукойла», и мы слышали от него то же самое, что слышим сегодня от среднего и малого бизнеса», – сказал депутат, комментируя решение правительства о введении налогового моратория.

Кто пострадает

Помимо нефтяных компаний, пострадавшими от нынешнего перераспределения средств в российской экономике станут россияне с высокими доходами. Но в их число войдут не только те, кого мы привыкли без оговорок считать богатыми — люди с доходом свыше 5 млн рублей в год, то есть зарплатой от 412 тысяч рублей в месяц, — но и владельцы депозитов от 1 млн рублей. «Налог на депозиты ударит по всем, у кого есть депозиты. Просто для тех, у кого доходы относительно невысокие, это будет более ощутимо», — говорит руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Людей, которые подпадают под этот налог, далеко не так мало, как считает Владимир Путин, который говорил, что он коснется лишь 1% вкладчиков банков. В реальности сумму 1 млн рублей на тот момент превышали 55% вкладов россиян — и это не говоря о том, что налог будет высчитываться не по размеру отдельных вкладов, а по сумме всех. Богатейшие россияне под этот налог вообще не попадут, уверен собеседник The Bell, участвующий в обсуждении плана развития экономики в правительстве, — по-настоящему состоятельные люди просто не хранят деньги в российских банках.

Можно ли назвать людей, которые попадут под новые налоги, средним классом, зависит от определения —— четких критериев нет, а методики оценки расходятся. По одним выходит, что средний класс в России составляет 4%, по другим — 70%, писали экономисты Альфа-банка. Среди адептов последней версии — Владимир Путин, который причисляет к среднему классу тех, чьи доходы в полтора раза выше МРОТ — то есть свыше 17 тысяч рублей в месяц.

У экономистов Альфа-банка другая оценка: они считают средним классом тех, чей доход — от 26,4 до 53 тысяч рублей, говорит главный экономист банка Наталия Орлова. По ее словам, примерно у 65% этого среднего класса сбережения на уровне 10% годового располагаемого дохода — это далеко от 1 млн рублей. Получается, что большинство пострадавших от новых налогов не проходят в число среднего класса ни по методике Путина, ни по методике Альфа-банка — но, например, для Москвы со средней зарплатой 96 тысяч рублей и медианной 66 тысяч рублей эти методики не работают.

Повышение ставки НДС: последствия и перспективы

Одним из главных последствий повышения ставки НДС стало увеличение стоимости товаров и услуг для населения. Потребители стали сталкиваться с ростом цен на продукты питания, одежду, транспорт и другие необходимые товары и услуги. Это привело к ухудшению покупательской способности населения и снижению уровня потребления, что отразилось на экономическом росте и благосостоянии граждан.

Повышение ставки НДС также оказало негативное влияние на малые и средние предприятия. Для многих из них оно стало непосильной нагрузкой, увеличило затраты на производство и обслуживание, а также снизило конкурентоспособность на рынке. Это привело к сокращению числа рабочих мест и ухудшению условий работы для предпринимателей.

В перспективе повышение ставки НДС может способствовать снижению теневой экономики и увеличению доходов государства. Однако для этого необходимо провести целый ряд мер по смягчению налогового бремени для бизнеса, стимулированию инвестиций и развитию предпринимательства.

Одной из возможных перспективных мер является применение электронных чеков вместо обычных бумажных, что позволит более эффективно контролировать налогообложение и бороться с уклонением от уплаты налогов.

Также, следует обратить внимание на то, чтобы повышение ставки НДС не привело к дальнейшему увеличению цен на жилье, что может затронуть как покупателей, так и сферу строительства. В целом, повышение ставки НДС оказало заметное влияние на экономику и жизнь граждан России

Для достижения положительных результатов необходимы комплексные меры по стимулированию бизнеса, развитию инфраструктуры и поддержке социальных программ, чтобы справиться с вызовами новой налоговой системы и обеспечить устойчивое развитие страны

В целом, повышение ставки НДС оказало заметное влияние на экономику и жизнь граждан России. Для достижения положительных результатов необходимы комплексные меры по стимулированию бизнеса, развитию инфраструктуры и поддержке социальных программ, чтобы справиться с вызовами новой налоговой системы и обеспечить устойчивое развитие страны.

Система патентного налогообложения для индивидуальных предпринимателей

Система патентного налогообложения представляет собой специальный вид налогообложения, который существует в России для индивидуальных предпринимателей. Она позволяет упростить процедуру уплаты налогов для отдельной категории предпринимателей и стимулирует развитие малого бизнеса.

Основными преимуществами системы патентного налогообложения являются:

  • Фиксированный размер налога. Предприниматели, работающие по патентной системе, не платят проценты от полученного дохода, а вносят фиксированную сумму, которая определяется в зависимости от выбранной отрасли.
  • Простота процедуры уплаты налога. Для уплаты налога по патентной системе не требуется вести сложную бухгалтерию и предоставлять множество отчетов. Предприниматель вносит единовременный платеж и получает патент, подтверждающий право на осуществление предпринимательской деятельности в выбранной отрасли.
  • Снижение налоговой нагрузки. При переходе на патентную систему предприниматель получает преимущества по налоговой нагрузке, которые могут быть весьма значительными по сравнению с обычной системой налогообложения.

Процедура получения патента

Для получения патента предпринимателю необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением. В заявлении следует указать сведения о предпринимательской деятельности и выбранной отрасли.

Наименование отрасли Размер патента, руб./год
Розничная торговля продуктами питания 270 000
Предоставление туристических услуг 300 000
Предоставление медицинских услуг 330 000

После подачи заявления и уплаты необходимой суммы предпринимателю выдается патент, который действителен на протяжении календарного года. Патент позволяет вести предпринимательскую деятельность только в выбранной отрасли и исключает необходимость уплаты других налогов (за исключением единого сельскохозяйственного налога и налога на имущество). Таким образом, патентная система налогообложения является привлекательной для многих индивидуальных предпринимателей, которые хотят уменьшить налоговую нагрузку и упростить процедуру платежей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: