Как проходит камеральная проверка
Камеральная проверка проводится автоматически. Данные декларации налогоплательщика вносят в программу «Налог 3», которая проверяет расчёты, сравнивает информацию с отчётами за прошлые периоды и ищет ошибки или расхождения. Если ошибок нет, то камеральная проверка завершается.
Если система находит ошибки, то начинается углублённая проверка, её проводит налоговый инспектор. Ещё углублённая проверка проводится, если компания или ИП претендует на льготы или вычеты.
В этом случае инспектор потребует представить пояснения или внести изменения в налоговую декларацию. На то, чтобы представить пояснения к декларации есть 5 рабочих дней после получения соответствующего требования. Подать их можно почтой, письменно при личном визите в налоговую или в электронном виде.
Важно. Внести изменения в декларацию можно и не дожидаясь такого требования от ФНС
Если вы обнаружили ошибку в поданной декларации, то можно подать уточнённую декларацию. В этом случае камеральная проверка начнётся заново и займёт ещё 3 месяца. За это время можно исправить нарушения, например, доплатить налог и пени.
Также при углублённой камеральной проверке ФНС может:
-
Истребовать у налогоплательщика дополнительные документы. На то, чтобы их предоставить, даётся 10 дней. Истребование — это не выемка, налогоплательщик должен предоставить документы самостоятельно. Запросить ФНС может только те документы, которых у нее ещё нет — повторно запрашивать уже предоставленные налогоплательщиком документы нельзя.
-
Истребовать документы у контрагентов и других лиц. Например, Росреестра, Пенсионного фонда, банков и других организаций.
-
Допросить свидетелей. На допрос могут вызвать директора или другого работника компании. Или самого индивидуального предпринимателя.
-
Провести экспертизу документов, привлечь переводчика или эксперта.
-
Осмотреть помещения, склады и документы налогоплательщика. Эту процедуру проводят только, если проверяемый согласен на осмотр.
По итогам углублённой проверки ФНС принимает решение. Если всё в порядке, то проверка автоматически завершается, налогоплательщика об этом не оповещают.
Суть КНП: необходимость, виды
Камеральная налоговая проверка — это один из двух видов контроля соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах. Ещё один вид — выездная налоговая проверка (ВНП).
Основаниями для проведения КНП считаются:
- декларация, поданная налогоплательщиком в ИФНС;
- иной документ, направленный в ИФНС по запросу;
- сведения, имеющиеся у инспекции в отношении конкретного налогоплательщика.
КНП проводится специализированными программами, автоматизированно. Налоговые инспекторы с их помощью контролируют:
- суммы налогов начисленных, удержанных и уплаченных;
- суммы выставленных счетов-фактур и НДС к уплате (возмещению);
- расчёты, проводимые через онлайн-кассы;
- сделки с недвижимостью;
- сделки по движению товаров через границы РФ;
- потоки денежных средств на расчётных счетах (в рамках отдельного запроса), и т.д.
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция ФНС проверяет соблюдение:
- сроков сдачи налоговых деклараций;
- законодательных норм, правил и требований по заполнению отчётности;
- контрольных показателей по налогам и сборам.
Основная цель камеральной проверки — устранение налоговых правонарушений. Сопутствующая цель — перечисление сумм недоимок в бюджет.
При наличии расхождений или нарушений, ИФНС направляет запросы на предоставление пояснений, формирует уведомления и требования об уплате штрафов и пеней. Если срок нарушения достигает 20 календарных дней, расчётный счет налогоплательщика блокируется.
Количество ежегодно проводимых КНП в РФ — больше 60 миллионов. В 96% случаев они завершаются положительно — приёмкой отчётности. При выявленных нарушениях доначисление налогов в результате одной КНП составляет в среднем около 20 тысяч рублей. Больше 50% сумм недоимок налогоплательщики вносят в бюджет сами.
Кто осуществляет КНП
Налоговые инспекторы, закреплённые за конкретными налогоплательщиками, имеют право проводить камеральную проверку физического лица или организации без специального разрешения от непосредственного руководителя.
Виды КНП
Выделяют два типа камеральных проверок:
- общая;
- углублённая.
Общую КНП отчётности и расчётов проводят с помощью специализированной программы АИС «Налог-3». Электронные версии деклараций загружаются автоматически, бумажные варианты вносятся в АИС вручную. Система контролирует правильность расчётов и сравнивает показатели отчётного периода с предыдущими. Если данные оказываются верными, общая КНП заканчивается.
Выявленные ошибки, неточности и расхождения считаются основанием для проведения углублённой КНП. В этом случае налоговый инспектор может поступить следующим образом:
- запросить у налогоплательщика пояснения или дополнительную документацию;
- пригласить представителей налогоплательщика для беседы;
- назначить дополнительную экспертизу или привлечь специалистов со стороны;
- проверить юридический адрес налогоплательщика.
Во время углублённой КНП инспектор направляет запросы в государственные органы для получения необходимых данных и информации (в Росреестр — об имеющейся недвижимости, в ГИБДД — о наличии транспортных средств, и т.д).
По результатам полученной информации выносится решение:
- о наличии или отсутствии налогового правонарушения;
- о сумме недоимки и штрафных санкциях.
Если налогоплательщик в ходе проверки вносит недостающую сумму, углублённая КНП завершается.
КНП по возмещению НДС всегда бывает углублённой, так как она связана с возвратом средств из бюджета РФ.
Обязанности налогоплательщика в этом случае:
- по запросу ИФНС направить все счета-фактуры и прочую первичную документацию по сделке;
- впускать налогового инспектора на свою территорию.
После проведения углублённой КНП (при отсутствии нарушений), Казначейство перечисляет на расчётный счёт налогоплательщика сумму возмещаемого из бюджета НДС.
Отличия камеральной проверки от выездной
Основная разница — в месте её проведения. ВНП предполагает выезд инспекторов на территорию налогоплательщика. Проводится только по письменному приказу начальника ИФНС. Стандартный период проведения — до 2 календарных месяцев. Если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, или в течение проверки обнаружены дополнительные сведения о возможном правонарушении, ВНП может быть продлена до 6 месяцев.
Инспекторы ФНС должны предъявить налогоплательщику письменное распоряжение о проведении ВНП. После этого организация или ИП должны предоставить налоговикам доступ на свою территорию.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?
Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ).
Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?
Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.
Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?
После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.
Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?
Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.
Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?
Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.
Вопрос №6: Обязаны ли налоговые органы предупреждать о приближении срока сдачи декларации (отчетности)?
Нет, налоговики не должны в таком случае предупреждать. Своевременно сдавать декларацию (иную отчетность) – обязанность плательщика сборов.
Вопрос №7: Сообщают ли проверяющие органы об обнаруженных ошибках, если составляется акт проверки?
Во время проведения камерального контроля проверяющий инспектор обязан известить о выявленных ошибках, несоответствиях предпринимателю до составления проверочного акта.
Строго по закону
Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:
- положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
- цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
- что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
- о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
- об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
- о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
- о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
- об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.
К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).
Что будет, если пройти проверку с нарушением
Не пройти проверку нельзя, налоговая в любом случае её завершит. Если оспорить решение ФНС не удалось или не потребовалось, т.к. нарушение, действительно, есть, то нужно исполнить требование налоговой. Чаще всего это штраф. Вот за что могут оштрафовать.
Не сдана декларация. Если не сдать декларацию или просрочить её сдачу, то оштрафуют на 5% от суммы неуплаченного налога за каждый просроченный месяц. Но штраф будет не меньше 1000 рублей и не больше 30% от всей суммы налога.
Не оплачен налог. Если недоплатить или вообще не оплатить налог, то оштрафуют на 20% от неоплаченной суммы. Если налоговая докажет, что неуплата умышленная — то оштрафует на 40% от суммы. Если же по результатам камеральной проверки окажется, что налог переплачен, то штрафа не будет, хотя это и будет считаться ошибкой. В этом случае достаточно просто подать уточнённую декларацию.
Ещё за неоплаченный налог начислят пени. Первые 30 дней — по 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, следующие — по 1/150 ключевой ставки.
Что значит обоснованная необходимость?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к правоприменительной практике. Особого внимания заслуживает Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40-211149/18-115-4949.
Кратко – о сути дела: ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации) на основании ст. 31 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Судами было установлено, что налоговый орган запросил документы (информацию) за период с 2015 по 2017 г. При этом в отношении налогоплательщика не проводилась выездная проверка, т.е. требование о предоставлении документов за три налоговых периода не связано с налоговой проверкой заявителя. Также судами не установлено, в отношении какой сделки или в отношении какого контрагента заявителя запрошена информация.
После длительного рассмотрения дела суд кассационной инстанции направил его на новое рассмотрение, результатом которого и явилось указанное выше решение Арбитражного суда г. Москвы. Арбитражный суд Московского округа, отменяя судебные акты, указал, что в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы (информацию) возложена на общество законно и налоговому органу действительно необходимо было их получить.
Отсюда можно сделать вывод, что обоснованная необходимость включает следующие составляющие:
- мероприятие налогового контроля, в ходе которого требуются запрашиваемые документы (информация);
- указание контрагента или конкретной сделки.
Представители юридической науки справедливо отмечают, что при указании контрагента, сведения о котором запрашивает налоговый орган, должна проводиться налоговая проверка1. Если налоговый орган указывает на совершение конкретной сделки, направляя требование о предоставлении документов (информации), действия налогового органа правомерны. Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).
Отметим, что, несмотря на длительное применение ст. 93.1 НК РФ, единообразия правоприменительной практики не выработано. Так, некоторые суды занимают позицию, согласно которой для налогового органа не имеет значения обоснованность. Например, отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены ст. 93.1 НК РФ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).
Таким образом, применение п. 2 ст. 93.1 НК РФ само по себе безоговорочно не возлагает обязанности на налогоплательщика. Более того, применение этого пункта налоговым органом для целей, не указанных в НК РФ, является заведомым превышением им своих полномочий.
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Если «уточненка» подана по окончании ВНП
В п. 3.8 Письма N АС-4-2/12705 ФНС разъяснила действия проверяющих в случае представления проверяемым лицом уточненных деклараций после вручения акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней. Как правило, так поступают налогоплательщики, которые хотят минимизировать последствия ВНП, то есть снизить суммы доначислений посредством предъявления дополнительных расходов или налоговых вычетов по НДС, ранее не участвующих при формировании отчетности. ФНС согласна с тем, что законом это не запрещено. Налогоплательщик может внести в декларацию исправления, не связанные с нарушениями, установленными в ходе ВНП. При желании он может подтвердить корректировку одновременно представленными с «уточненкой» подтверждающими документами.
Если выявленные проверкой нарушения уже отражены в акте, но решение по проверке еще не принято, то налоговый орган может вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части скорректированных показателей. В то же время инспекция не лишена права определить суммы доначисленных налогов исходя из корректировок налогоплательщика. Но! Позиция ФНС такова: показатели «уточненки» учитываются при вынесении решения по результатам ВНП лишь при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения инспекцией проверены и подтверждены документально. Какой из предложенных вариантов выбрать, зависит от объема и характера изменяемых сведений.
Как правило, для проверки достоверности данных, отраженных в уточненной декларации, налоговый орган назначает дополнительные мероприятия налогового контроля. И уже с учетом их результатов принимает итоговое решение по проверке. Судебные органы не против такого подхода, что подтверждается Определением ВС РФ от 13.09.2016 по делу N 310-КГ16-5041, А09-6785/2013.
Предприниматель вместе с возражениями на акт выездной проверки представил уточненные декларации по форме 3-НДФЛ, в которых скорректировал как доходы, так и расходы. Данные изменения налогоплательщик просил учесть при вынесении решения по ВНП. Инспекция пошла навстречу коммерсанту и инициировала дополнительные мероприятия налогового контроля. Ведь только так можно подтвердить или опровергнуть достоверность данных скорректированной отчетности. По результатам названных мероприятий налоговый орган «снял» часть заявленных расходов (чего предприниматель, видимо, никак не ожидал). Однако все равно итоговая сумма доначислений оказалась ниже на пару миллионов рублей, что было зафиксировано в акте выездной проверки.
Налогоплательщик на такое явно не рассчитывал и оспорил решение инспекции по формальным основаниям. По его мнению, контролеры нарушили процедуру рассмотрения материалов проверки, поскольку по результатам дополнительных мероприятий акт не составлялся, а в решении были отражены правонарушения, отличные от тех, что выявлены в ходе выездной проверки (это легко объясняется тем, что налоговый орган по просьбе проверяемого вынес решение с учетом «уточненок», сданных по окончании ВНП). Все это, по словам коммерсанта, лишило его возможности представить возражения на выводы и предложения проверяющих, сделанные по итогам проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций существенных процедурных нарушений, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ, не выявили. А вот окружные арбитры в Постановлении АС ЦО от 05.02.2016 N Ф10-3937/2014 по делу N А09-6785/2013 встали на сторону предпринимателя. Они признали незаконным решение инспекции в полном объеме (превысив, кстати, свои полномочия, поскольку налогоплательщик оспаривал решение лишь в части), решив, что под видом дополнительных мероприятий инспекция фактически провела сокращенные камеральные проверки уточненных деклараций и приложенных к ним документов. В результате этих проверок были выявлены иные нарушения, не указанные в акте выездной проверки, но отраженные в решении.
Теперь с вердиктом арбитров не согласилась инспекция. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ ее поддержала. Возражения предпринимателя, объем и характер представленных им документов и уточненных деклараций позволили налоговому органу в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенных в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, установить фактические налоговые обязательства проверяемого лица, уменьшив тем самым подлежащие доначислению в соответствии с актом выездной проверки суммы налогов. Каких-либо доводов, опровергающих установленный налоговиками размер недоимки, плательщик не представил. Значит, его права не были нарушены.
В.М.Снегирев
Эксперт журнала
«Налоговая проверка»
Часть 6Случаи, когда нужна углубленная камеральная налоговая проверка
Углубленная камеральная налоговая проверка – это процесс, инициируемый налоговыми органами в определенных ситуациях, когда стандартная камеральная проверка выявляет потенциальные нарушения или необычные аномалии в налоговой отчетности. В каких случаях это может быть:
- Необычные финансовые индикаторы. Если финансовые показатели компании значительно отличаются от обычных значений для отрасли или имеют отклонения от предыдущих периодов, это может стать основанием для углубленной проверки. Это могут быть слишком высокие затраты, нестандартные схемы амортизации или необычно высокие налоговые вычеты.
- Сложные и финансовые транзакции. Комплексные или чрезмерно запутанные операции, особенно между аффилированными структурами, могут вызвать подозрения и потребовать дополнительного анализа.
- Разногласия с данными контрагентов. Если в ходе сопоставления деклараций выявляются несоответствия или противоречия, это может послужить основанием для более глубокого изучения.
- Использование сложных налоговых схем. Это могут быть схемы международного налогового планирования, использование оффшорных зон или сложные сделки с интеллектуальной собственностью.
- Заявление налоговых льгот или возмещений. Заявление на возмещение НДС или применение налоговых льгот, может вызвать необходимость углубленной проверки. Налоговые органы будут стремиться убедиться, что такие заявления обоснованы и законны.
- Сигналы от внешних источников. Иногда углубленная проверка может быть инициирована на основании сведений от третьих лиц.
В каждом из этих случаев углубленная камеральная проверка требует от налогоплательщика особой внимательности и подготовленности, включая тщательное документирование всех транзакций, обоснование финансовых показателей и готовность к активному взаимодействию с налоговыми органами.
Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей
Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).
Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.
Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?
Статусы камеральной проверки
Не так давно ФНС разработала собственный портал, где все налогоплательщики могут получить оперативный доступ к информации, напрямую поступающей из инспекции. Для получения доступа нужно лишь создать свой личный кабинет на сайте службы https://www.nalog.ru. Поэтапно введите личные данные налогоплательщика, подтвердите владение почтой и/или телефоном, указанными при регистрации, и вы сможете пользоваться услугами ресурса.
Сразу заметим, что статус, приведенный в личном кабинете налогоплательщика, очень условен. 100% от общего срока представляют 90 суток, отведенных налоговой инспекции для проведения проверки. Таким образом, 1% в статусе означает 0,9 суток.
Скажем, если в личном кабинете сказано, что камеральная проверка (КП) завершена на 44%, это означает, что процесс длится почти 40 суток. Соответственно, до момента окончания остается 50 дней. Статус показывает лишь приблизительное состояние проверки и не учитывает массу факторов: загруженность ФНС; объем данных, отображенных в декларации — чем их больше, тем сложнее проверка; верность предоставленных сведений и т.д.
Что проверяет ФНС
Камеральная проверка – это изучение деклараций и других документов. Процедура проводится автоматически каждый раз, когда ИП или юридическое лицо передают декларации в ИФНС: например, по НДС, налогу на прибыль, налогу по упрощенке и пр. Цель проверки – убедиться, что в представленной отчетности нет ошибок, расчеты выполнены верно, а налогоплательщик ничего не должен государству. Все нюансы проведения камералки регулируются ст. 88 НК РФ.
Во время проверки налоговики обращают внимание на следующие моменты:
-
все ли декларации представлены;
-
соблюдение сроков, установленных законодательством;
-
отсутствие ошибок, опечаток и неточностей в отчетности;
-
выполнение контрольных соотношений показателей;
-
наличие оснований у ИП и юрлица на льготы, выбранную налоговую ставку или даже режим налогообложения.
Если претензий по декларациям нет, то ФНС завершает проверку. Никаких уведомлений при этом не рассылают. Но если инспектор выявил несоответствия, то предпринимателю отправят соответствующий акт. Об этом мы расскажем ниже.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
-
в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
-
после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
-
привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
-
освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.
Решение вступает в силу через месяц после вынесения.
Если налогоплательщик не согласен с решением местной ИФНС, он может направить апелляционную жалобу в региональное отделение ИФНС до того, как это решение вступит в силу.
Жалоба также рассматривается в течение месяца, после чего решение могут отменить (полностью или частично), оставить в силе или заменить другим решением.
id=»statya-za-30-sekund» id=»statya-za-30-sekund» >Статья за 30 секунд
-
Камеральную проверку налоговая начинает автоматически, как только получает налоговую декларацию. Проверка длится 3 месяца.
-
Если при проверке не нашли никаких нарушений или расхождений в информации, то она закончится автоматически. Предпринимателя или компанию о завершении проверки не уведомляют.
-
Если налоговая обнаружит в декларации ошибки или нестыковки, то может дозапросить документы, попросить дать объяснения или уточнить декларацию.
-
Если при проверке обнаружат нарушения, придётся заплатить штраф.
-
Если вы несогласны с результатами камеральной проверки, их можно оспорить.
Мария Воронова
Что значит статус камеральной проверки «Завершена»
Есть еще один блок в личном кабинете налогоплательщика, где можно проверить ход камеральной проверки декларации не только за последний год, но и за предыдущие налоговые периоды:
Статус камеральной проверки — завершена — означает, что вынесено некое решение по результатам проверки. И что дальше, когда камеральная проверка завершена, зависит именно от принятого решения. Налоговый орган может подтвердить сумму заявленного налогового вычета в полном объеме, подтвердить частично или отказать. Результат появляется под статусом камеральной проверки:
При подтверждении на главной странице появятся сведения о переплате налога и возможность написать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Написать заявление можно, нажав на кнопку «Мои налоги» на главной странице.
Завершение камеральной проверки еще не означает получения денежных средств на свой счет. Возврат от налоговой также следует контролировать по срокам исполнения и в случае задержки выплат обратиться в налоговый орган.
Какие сведения можно получить через ЛК налогоплательщика
ЛК — удобный инструмент для взаимодействия физлица и налоговой инспекции. Зарегистрироваться в нем можно, обратившись в любую налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность, и получив логин и пароль.
Вот так выглядит главная страница личного кабинета:
Перечислим также функции личного кабинета:
Подходя к главной теме статьи, отметим, что в ЛК можно также получать сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ. Ход камеральной проверки в личном кабинете обозначается термином «статус». Статус камеральной налоговой проверки декларации может быть разным. Какие значения он может принимать, рассмотрим ниже.
А для начала ответим на вопрос, что означает камеральная проверка? В ходе камеральной проверки рассматривается соблюдение законодательства о налогах и сборах на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов, а также документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. Таким образом, любая декларация проходит камеральную проверку.
Этапы, которые необходимо пройти для возврата излишне уплаченного НДФЛ путем подачи 3-НДФЛ в налоговый орган:
- представление декларации 3-НДФЛ и прочих необходимых документов в налговый орган. С отчетности за 2020 год введен новый бланк формы 3-НДФЛ, в состав которого уже входит заявление на возврат излишне уплаченного налога. Ранее такое заявление надо было подавать отдельно. В личном кабинете налогоплательщика вы будете заполнять не сам бланк декларации, а лишь вносить свои данные в ячейки, поэтому трудностей с актуальным бланком при подаче через ЛК быть не должно. К необходимым дополнительным документам относятся, например, договор, чеки и лицензия из медицинского учреждения, если заявляется социальный вычет.
- камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в течение 3 месяцев
- подтверждение парва на возврат или запрос пояснений при выявленных несоответствиях
- при положительном решении — возврат НДФЛ
Для тех, у кого нет возможности воспользоваться личным кабинетом, приведем ссылку на актуальный бланк декларации 3-НДФЛ
3-НДФЛ за 2020 год
посмотреть
скачать
Как заполнить 3-НДФЛ, читайте в статье
Еще о порядке проведения камеральной проверки 3-НДФЛ мы писали здесь
Заключение
Мы рассмотрели вопрос, что такое камеральная налоговая проверка и выяснили, что это налоговый контроль, который проводится инспекторами ИФНС и специальной компьютерной программой в самой инспекции. Цели его проведения — устранение налоговых правонарушений и сбор недоимки в бюджет.
Различают 2 вида КНП — общую и углублённую. Общая КНП производится по умолчанию, сплошным потоком, по мере поступления отчётности в налоговый орган. При отсутствии ошибок в налоговой отчётности общая КНП проводится быстро и без последствий для налогоплательщика.
Необходимость в углублённой КНП возникает только после выявления расхождений в поданных документах. В ходе такой проверки налоговый инспектор осуществляет дополнительные действия: посылает запросы о пояснениях плательщику, требования о предоставлении дополнительных документов, привлекает экспертов, и т.д.
При обнаружений налогового правонарушения, на основании составленного акта выписываются штрафы. Однако если плательщик не согласен, он всегда может подать возражение руководителю местной ИФНС, в региональное отделение ФНС, и далее — в суд.