Практические рекомендации по снижению рисков при взаимодействии с надзорными органами

Мораторий на налоговые и неналоговые проверки

Если инспектор допустил нарушения

Исчерпывающий перечень возможных нарушений со стороны инспектора содержится в ст. 20
закона о защите прав юридических лиц :

  • несоблюдение сроков проведения проверочных процедур;
  • несоблюдение сроков уведомления о проверке;
  • отсутствие перечисленных в законодательстве оснований плановой проверки;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки в прокуратуре;
  • требование документов, которые не относятся к предмету проверки;
  • отсутствие приказа о проверке, подписанного руководителем проверяющего органа.

Любое из этих нарушений может стать поводом для обращения в суд и отмены результатов проверки. Так, решения о наложении административных штрафов достаточно часто отменяют в апелляционной инстанции.

Что запрещено требовать и выполнять при проведении проверки

  • проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о…., имеются в консультанте);
  • проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
  • требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
  • в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
  • запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.

ГОУ (3) Паспорта на отходы (11) водный объект (8) выбросы (8) модуль природопользователя (1) население (3) обучение (2) отбор проб (6) отходы (40) отчеты (3) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (4) программа ПЭК (3) сточные воды (5) удобрение (2) штрафы (10) экология (2)

Как подготовиться к госконтролю

По словам партнера адвокатского бюро Buzko Kokorin Ильи Кокорина, имеет смысл снять копии с оригиналов документов (как минимум сфотографировать их на телефон), которые вы предъявляете инспектору. Документы эксперту из госоргана предоставляйте по описи. Весь ход проверки фиксируйте на камеру – в таком случае будет проще доказать нарушения, допущенные в ходе процедуры. Использование камеры не запрещено законом, и сами инспекторы часто применяют этот инструмент в работе. Обязательно проинструктируйте своих сотрудников перед приходом инспектора. Многие неприятности у проверяемых возникают из-за того, что работники отвечают на вопросы, не относящиеся к сфере их компетенции. Специалисты должны комментировать лишь те аспекты деятельности, которые непосредственно связаны с профессиональным функционалом.

Права и обязанности государственных контролеров

Базовые принципы госконтроля за соблюдением требований в сфере качества и безопасности продукции заложены в
законах о защите прав юридических лиц и
о техническом регулировании . Согласно последнему органы госконтроля имеют право:

  • проверять сертификаты и декларации соответствия;
  • выписывать предписания об устранении несоответствий требованиям техрегламентов;
  • обращаться в органы по сертификации за приостановлением сертификатов;
  • привлекать изготовителя к административной ответственности;
  • требовать от объекта госконтроля доказательственных материалов, использованных для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. 

В этих же документах прописаны и ограничения. Например, инспектор не может проводить контрольные мероприятия в отсутствии руководителя организации (ст. 15
закона о защите прав юридических лиц ).

Категория риска

Проведение плановых проверок зависит присвоенной его деятельности  категории риска.  Риск-ориентированный подход применяется в отношении федерального  государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) и регионального государственного экологического надзора.

Присвоенную категорию риска можно увидеть  в государственном  реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (только в доступе для сотрудников контрольно-надзорных органов) или на сайтах контролирующих вас органов.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе запросить у  контролирующего органа  информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска.  Форма запроса свободная.

Категорию присвоенного риска необходимо знать, так как согласно пункту 1.2 статьи 9  Федерального  закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: