Рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в 7 раз

Цифровизация логистической отрасли

Маркировка товаров как двигатель цифровизации

Обязательная маркировка товаров, которую вводят в России, будет работать, только если весь рынок попадет под колпак технологии. Предположим, 20% овощей с грядки мы маркируем, а 80% просто вывозят в мешках на автомобилях — маркировка 20% будет неэффективна. Чтобы контролировать рынок и отслеживать цепочку поставок, нужно маркировать абсолютно все товары рынка.

Для логистов и экспедиторов маркировка товаров интересна с другой стороны. Сегодня много времени и сил приходится тратить на формирование перечня груза, сопроводительных документов, накладных, таможенных деклараций и других бумаг. Если это не моногруз, например куча щебня, а товар, приходится заполнять кучу бумажек.

Если весь этот товар будет промаркирован, манипулировать им, то есть объединять партии или разбивать их на части, станет намного проще. Например, можно просканировать номер вагона или штрих-код на вагоне и получить полный перечень паллет и всего груза, упакованного на них. Это во много раз ускорило бы оформление документов.

Результаты цифровизации логистики и факторы ее сдерживания

Руководители действующих сегодня логистических компаний придерживаются мнения, что процесс цифровизации окажет наибольшее влияние на следующие аспекты их операционной деятельности (список проранжирован в соответствии с количеством голосов опрошенных руководителей — от варианта с большим количеством к варианту с меньшим количеством):

  1. Горизонтальная интеграция цепочки создания стоимости.
  2. Доступ клиентов к системам производителя, каналы продаж и маркетинг.
  3. Вертикальная интеграция цепочки создания стоимости.
  4. Общий уровень цифровизации (масштаб использования цифровых технологий).
  5. Проектирование и разработка продукции.
  6. Цифровые бизнес-модели, портфель продуктов и услуг.

В то же время процессы цифровизации логистической отрасли могут быть сдержаны в результате действия ряда факторов. В частности, быстрому и комплексному внедрению цифровых технологий могут препятствовать размеры логистического предприятия, отсутствие у него необходимых профессиональных кадров, нужного объема финансовых средств.

Кроме того, и руководство, и персонал предприятия должны сами осознать необходимость перемен и, соответственно, подготовиться к ним. В ином случае предприятие может проиграть борьбу на рынке своим конкурентам и окончательно покинуть его.

Таким образом, одним из главных направлений развития логистической отрасли экономики в настоящее время является цифровизация, которая заключается во внедрении цифровых технологий, способных значительным образом оптимизировать все процессы логистической деятельности.

Как сейчас меняется железнодорожная логистика

Рынок логистики изменчив, постоянно появляется что-то новое, компании готовы использовать новые цифровые технологии. Так, еще 3-4 года назад никто не слышал и не задумывался о применении на железной дороге лидаров — специальных оптических систем для получения информации об удаленных объектах.

Сейчас их используют для коммерческого осмотра вагонов: определяют, пуст вагон или полон, сколько в нем находится груза и как он расположен, не выходит ли он за разрешенные габариты и так далее. С каждым днем и месяцем в отрасли внедряется все больше решений, в том числе IoT, видеоаналитика, ИИ, — это и есть цифровизация.

Еще один признак изменений в логистике — готовность клиентов рассматривать облачные решения и решения SaaS. Еще два-три года назад никто облачные технологии не рассматривал всерьез, все хотели, чтобы рядом стояли железные компьютеры и вся информация хранилась на них.

Теперь многие клиенты больше доверяют облакам. В некоторой степени это связано с тем, что облачные провайдеры предоставляют уже не просто аренду инфраструктуры, а готовые сервисы, не приходится задумываться, сколько в компании данных, с какой скоростью они передаются, где хранятся. Пользователь сервиса просто покупает сервис и платит за него.

Как изменился рынок

Актуальность технологических внедрений лишь подчеркнул вирус Covid-19 и общемировая ситуация.

Цифровизация этой сферы еще два года назад была самым эффективным способом сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы и предложить рынку новые конкурентные преимущества – в том числе за счет оказания новых услуг. 

Лихорадочные 2020-й и 2021-й годы лишь приблизили тот час, когда решение о цифровизации откладывать стало нельзя.

Одним из следствиев проникновения «цифры» в логистическую сферу станет сокращение числа посредников между заказчиком услуг и исполнителем.

Одно это автоматически повысит качество сервиса, которое постепенно выходит на первый план для большинства компаний на рынке.

Фоном рынок меняется и под действием регулятора – ФНС старательно борется за чистоту этой сферы, последовательно улучшая условия для «белых» компаний. 

Параллельно с тем пандемия существенно сократила долю рынка, занимаемую малым и средним бизнесом.

Большой сформировавшийся рынок, стоящий на грани технологического прорыва, всегда означает для инвестора большие перспективы. Большим «но» стала его консолидация вокруг крупных игроков, что автоматически подбросило входной ценник до небес.

Какие задачи поможет решить цифровизация логистики

Цифровые технологии в логистике помогают решать множество задач, связанных с улучшением качества и эффективности логистических процессов. Вот некоторые из них:

  • Снижение затрат — цифровизация логистики позволяет экономить на топливе, трудовых ресурсах, складских площадях, страховании и других связанных расходах.
  • Увеличение скорости — цифровизация даёт возможность ускорять процессы доставки, разгрузки, погрузки, таможенного оформления и других операций, связанных с логистикой. Например, по данным McKinsey, цифровизация может увеличить скорость логистики на 30% к 2030 году.
  • Повышение качества — цифровизация позволяет повышать точность, надежность, безопасность и удовлетворенность клиентов в процессе логистики. Например, по данным Deloitte, цифровизация может повысить качество логистики на 25% к 2030 году.
  • Расширение возможностей — цифровизация помогаетрасширять географию, ассортимент, спектр и гибкость логистических услуг. Например, по данным World Economic Forum, цифровизация можетрасширить возможности логистики на 40% к 2030 году.

Как платформы решают проблемы отрасли

Проникновение цифровых платформ способно решить несколько застарелых проблем рынка автомобильных грузоперевозок, уверены эксперты, с которыми пообщались «РБК Тренды». Яркий пример — «обеление рынка», которое происходит за счет IT-продуктов. Представители онлайн-платформ отметили, что тщательно проверяют каждого перевозчика и грузоотправителя и не допускают к работе компании, которые не готовы отказаться от серых схем.

Еще одна проблема, которую помогает решить переход в «цифру», — дисбаланс между крупными и мелкими игроками. В реалиях рынка небольшие перевозчики просто не могут получить доступ к заказам крупных грузовладельцев — часто последние не допускают их до тендеров. Механика цифровых платформ позволяет даже перевозчику, у которого всего одна фура, получить такой же заказ, как и крупнейшим транспортным компаниям.

По оценке Ильи Дмитриева, платформы способны решать и более глобальные проблемы отрасли — например, сократить дефицит перевозчиков с помощью программ поддержки начинающих предпринимателей: «С этой целью мы с 2020 года развиваем направление «Монополия.Бизнес», которое меняет сам формат участия водителей. Проект работает по принципу бизнес-инкубатора и помогает водителю без первоначального капитала стать предпринимателем и владельцем собственного грузовика через три-шесть лет под обязательство работать на платформе. Это одновременно решает проблему и с недостатком перевозчиков, и с нехваткой водителей, так как дает перспективы и возможности масштабирования бизнеса. В проекте уже 700 водителей, 15% из них взяли вторые и третьи грузовики».

Также среди проблем, с которыми сталкиваются перевозчики, Дмитриев отметил низкую рентабельность бизнеса и растущие цены на топливо, запчасти, новые транспортные средства, из-за чего небольшие компании оказываются сильно ограниченными в развитии. Влияют и большие сроки постоплаты — перевозчики получают деньги за свои услуги через один-два месяца после завершения рейса. Решением становятся финансовые сервисы.

«Мы интегрируем в свою цифровую платформу ряд специализированных финтех-продуктов и сервисов. Например, обеспечиваем мгновенную оплату за перевозку после погрузки — по сути еще до того как перевозка начата, или перечисляем средства на заправку топливом также после погрузки», — сообщил «РБК Трендам» управляющий директор группы компаний «Монополия».

Ускорение оплаты в этом случае происходит благодаря тому, что платформа авансирует перевозчиков за счет собственных средств. В результате оплата перевозчику приходит в течение одного рабочего дня вместо стандартного срока перечисления — от одного месяца.

Результаты и тренды цифровизации FTL

Востребованность цифровых решений на российском рынке FTL растет. Весной 2023 года количество размещенных на платформе «Монополия.Онлайн» заявок выросло на 137%, выполненных заявок на вывоз грузов — на 41% по сравнению с весной прошлого года.

Стремительно растут и сами компании, предоставляющие бизнесу IT-решения. Например, оборот «Биржи грузоперевозок ATI.SU» по итогам 2023 года превысит 3 млрд руб., а прибыль по сравнению с прошлым годом вырастет в 1,5 раза. «В этом декабре мы превысили планку в 100 тыс. платных участников системы. Всего в системе работают почти 400 тыс. участников — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Если включить в подсчеты физических лиц, то цифра будет в три раза больше», — рассказал «РБК Трендам» основатель и управляющий ATI.SU Святослав Вильде.

Значительно увеличились и активы группы компаний «Монополия», в том числе за счет приобретения Globaltruck. «В 2023 году компании «Монополия» и Globaltruck ожидают получить выручку от грузоперевозок в размере более 38 млрд руб. и еще 20 млрд руб. — от топливного процессинга», — заявил Илья Дмитриев.

Основными трендами 2024 года представители отрасли назвали цифровизацию всех процессов, внедрение в работу платформ дата-аналитики, а также разрастание платформ до полноценных экосистем, объединяющих множество решений сразу.

Еще один тренд — постоянное улучшение клиентского опыта. «Крупнейшие компании отрасли выходят на тот уровень развития, когда конкурируют не столько ценой, сколько качеством сервиса, количеством и разнообразием услуг для пользователей. Например, на платформе «Монополия.Онлайн» появляется все больше опций для того, чтобы сделать рутинные рабочие процессы более комфортными. Это автоматизация отчетности, оптимизация документооборота, умные карты, онлайн-мониторинг цен на АЗС. Эти сервисы помогают клиентам сокращать затраты и время на логистику. Мы в свою очередь рассчитываем увеличить долю на рынке за счет предоставления привлекательных условий и повышения лояльности», — сообщил Илья Дмитриев.

Большое будущее цифровым продуктам в сфере грузоперевозок прогнозирует и Святослав Вильде. «Проникновение онлайн-решений, безусловно, будет увеличиваться: они повышают эффективность работы логистов и увеличивают прозрачность процессов. Это востребовано, хотя с этим на сегодняшний день у многих компаний есть проблемы. Бизнес хочет экономить на логистике без снижения качества решения логистических задач. Это может сделать только автоматизация процессов, во многом с помощью онлайн-сервисов», — объяснил глава ATI.SU.

Экономика образования

Конструктор для взрослых: чем занимается оператор кросс-логистики

Цифровая логистика: эффекты и потенциал

Экономические эффекты цифровой трансформации сферы грузоперевозок можно разделить на несколько классов. Проникновение технологий в привычные бизнес-процессы делает работу операторов грузоперевозок более эффективной: ускоряется доставка товаров, развивается клиентский сервис, индустрия становится прозрачной и легко контролируемой за счет отслеживания всех транзакций. Выгодоприобретателями оказываются и транспортные компании, и грузоотправители, и даже конечные потребители благодаря снижению доли транспортных расходов в ценниках на товары.

Благодаря цифровой трансформации индустрия профессиональных операторов грузоперевозок становится более интересной для производственных компаний. Цифровизация делает сотрудничество прозрачнее, упрощает документооборот, повышает качество доставки грузов. В результате производители и ретейл все чаще оказываются более заинтересованными в том, чтобы обратиться к профессиональным операторам грузоперевозок, вместо того чтобы содержать собственные логистические службы внутри компаний.

«Если говорить о плюсах и минусах цифровизации на транспортно-логистических рынках, ответ однозначен. Для компаний, которые претендуют на место в группе лидеров на рынках перевозок грузов, минусов от процесса интеграции цифровых продуктов не существует, — рассказал «РБК Трендам» доцент кафедры логистики и управления транспортными системами Российского университета транспорта (МИИТ) Дмитрий Ушаков. — В настоящее время уровень цифровизации в транспортно-логистических компаниях стал одним из определяющих параметров конкурентоспособности. Сегодня клиент логистического транспортного сервиса должен быть уверен, что транспорт максимально адаптивен к грузу и маршруту, информацию о перемещении груза можно получить в любое время суток, а документы, связанные с перевозкой, в том числе финансовые, оформлены правильно и оперативно. Выполнение на должном уровне всех этих составляющих возможно лишь при использовании соответствующих цифровых продуктов».

Огромный потенциал цифровизации для компаний в сфере перевозок видит и Юлия Титюхина, руководитель некоммерческой организации дополнительного профобразования «Международная академия логистики и управления цепями поставок»: «Цифровые решения показывают отличный результат по соотношению объема вложений и получаемого эффекта».

Сфера цифровых грузоперевозок в России стремительно развивается, чему способствует проникновение в отрасль цифровых форм взаимодействия. Платформы охватывают все больше новых сервисов: для управления транспортным потоком, документооборотом, а также необходимыми для перевозчиков топливными и финтех-продуктами. Благодаря этому они становятся более удобными для пользователей и, как следствие, привлекают не только новых игроков, но и инвесторов. Эксперты убеждены, что дальнейший переход в «цифру» позволит этому сегменту рынка развиваться еще динамичнее.

Цифровые близнецы

Использование цифровых двойников для прогнозирования работы машин и повышения их производительности — одна из самых ярких тенденций в логистической отрасли. Этот подход подразумевает создание виртуальных копий физических объектов.

Как говорят исследователи DHL, существуют цифровые двойники упаковки и контейнеров, отправлений, складов и распределительных центров, инфраструктуры и глобальных сетей. Они облегчают производственные операции, помогают управлять потоками материалов на заводе, более эффективно организовывать цепочку поставок и выводят логистику вторичного рынка на новый уровень.

Твиннинг помогает предприятиям выявлять потенциальные проблемы и риски, связанные с оборудованием, транспортировкой и маршрутами.

Тестируя ключевые процессы в виртуальной среде, компании могут значительно снизить операционные расходы и сэкономить деньги. Им не нужно тратить кругленькие суммы на материальные ценности, чтобы проверить бизнес-идеи.

Цифровизация логистики

С развитием технологий и увеличением количества данных, логистика переживает революцию. Цифровые технологии стали незаменимыми инструментами в управлении цепями поставок и логистическими процессами. В этой статье мы рассмотрим вызовы и возможности логистики в цифровую эпоху.

Логистика в цифровую эпоху: вызовы и возможности 

Вызовы

Сложность управленияЦифровые технологии обеспечивают новые возможности для управления логистическими процессами, но они также увеличивают сложность управления. Обработка больших объемов данных и интеграция различных систем требуют высокой квалификации сотрудников и постоянного обучения.

Безопасность данныхЦифровые технологии также приводят к увеличению угроз безопасности данных. Хакеры могут атаковать системы логистики и поставок, получая доступ к ценным данным о компании и ее клиентах

Компании должны уделять большое внимание безопасности данных и защите информации.

Непрерывность процессовСистемы управления логистикой могут столкнуться с сбоями и проблемами, которые могут привести к прерыванию логистических процессов. Необходимо обеспечивать непрерывность процессов и иметь запасные планы в случае сбоев систем.

Возможности

  1. Оптимизация процессовЦифровые технологии обеспечивают возможность оптимизировать логистические процессы и повысить эффективность работы компании. Использование систем управления логистикой и аналитики данных позволяет снизить затраты и повысить качество обслуживания клиентов.
  2. Повышение прозрачностиЦифровые технологии обеспечивают повышение прозрачности логистических процессов. Компании могут отслеживать местоположение товаров и контролировать складские запасы, улучшая качество обслуживания клиентов.
  3. ИнновацииЦифровые технологии стимулируют развитие новых инноваций в логистике, таких как автономные транспортные средства и дроны-доставщики. Эти инновации могут улучшить эффективность и скорость логистических процессов, а также уменьшить затраты на транспортировку товаров.
  4. Интеграция процессовЦифровые технологии позволяют интегрировать различные логистические процессы и создавать единую информационную систему для управления всей цепью поставок. Это помогает компаниям более эффективно управлять логистическими процессами, снижать затраты и повышать качество обслуживания клиентов.

Выводы по цифровой трансформации логистики

Цифровая трансформация логистики приводит к большому количеству вызовов и возможностей.

Логистические компании должны постоянно совершенствовать свои процессы и принимать во внимание новые технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными

Применение искусственного интеллекта

 Один из неочевидных трендов в цифровизации логистики — использование искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования спроса на грузоперевозки и для оптимизации маршрутов доставки. Благодаря более детальному прогнозированию спроса логистические компании могут своевременно распределять свободное подвижное оборудование или транспорт по нужным регионам и тем самым избегать их нехватки или бесполезного простоя в том или ином субъекте

Это особенно важно в условиях сложных глобальных цепей поставок. Нейросети также могут помогать в построении или оптимизации логистических маршрутов, следить за состоянием автопарка, а также прогнозировать расход топлива

Более того, на рынке уже есть ряд логистических компаний, в штате которых трудятся настоящие роботы-декларанты, отвечающие за подготовку деклараций на товары для таможни. Сотрудникам в данном случае остается лишь перепроверять внесенные роботом данные.

Какая польза логистике от интернета вещей

Возможность перейти к электронному учету. Бумажный учет, когда от руки рисуют вагоны и их перемещение, либо учет в Excel становятся не нужны. В среднем через два месяца после внедрения на объектах клиента «РЖД-навигатор» происходит переход к автоматическому учету.

Когда-нибудь будет достигнут полный переход на электронный учет даже в мультимодальных перевозках. Когда один груз перевозят разным транспортом, например, сначала морем, а потом на поезде, приходится оформлять много документов. Есть все правильно автоматизировать и организовать, вся история перевозок будет в сети, а значит — никакого вороха бумажек.

Минимальное участие человека в логистических процессах. Датчики, сенсоры и системы аналитики могут полностью фиксировать перемещение вагонов. Человек не должен в этом принимать никакого участия: отдал команду — вагоны начали двигаться, любое движение система фиксирует по времени и месту. Это сокращает роль человеческого фактора и снижает количество возможных ошибок.

Отслеживание грузов в реальном времени. С точки зрения цифровизации железной дороги, главное — дать людям возможность в любой момент увидеть, где находится их груз. То есть вбить в интернете номер вагона, номер накладной или другие характеристики отправления и на карте России или мира увидеть поезд, вагон и фамилию машиниста, «выглянуть» из окна локомотива.

Возможно, вам также будет интересно

Массовое производство печатной электроники может быть достигнуто при помощи рулонной системы с точной регулировкой натяжения ленты.

Приемопередатчик SX1276 использует энергоэффективную широкополосную модуляцию LoRa. Эта технология отличается большой эффективностью, что обеспечивает сверхдальнюю связь с высокой помехоустойчивостью при одновременной минимизацией потребления тока. Используя запатентованный метод модуляции Semtech в LoRa, приемопередатчик SX1276, при невысокой стоимости чипа и дополнительных компонентов, может достичь чувствительности свыше –148 дБм. Высокая чувствительность, в сочетании с интегрированным усилителем и мощностью до +20 дБм, дает максимальный в отрасли бюджет сигнала и делает предлагаемое …

Конференция «Встраиваемые технологии 2016» — центральное IoT событие осени 2016.

29 августа, 201619 октября 2016 года пройдет IX Ежегодная конференция «Встраиваемые Технологии 2016». В этом году участники конференции продолжат обсуждение одной из самых интересных и многообещающих технологий современности – IIoT или Индустриальный Интернет Вещей.

В прошлом году в рамках мероприятия более 400 участников рассматривали концепцию «Интернет вещей» с точки зрения Microsoft, Intel, Advantech, Cisco и других ведущих мировых ИТ-компаний, оценивали планы развития платформ и технологий, возможности для российских партнёров и клиентов.

В этом году, в дополнение к обсуждению текущего состояния …

Применение искусственного интеллекта

 Один из неочевидных трендов в цифровизации логистики — использование искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования спроса на грузоперевозки и для оптимизации маршрутов доставки. Благодаря более детальному прогнозированию спроса логистические компании могут своевременно распределять свободное подвижное оборудование или транспорт по нужным регионам и тем самым избегать их нехватки или бесполезного простоя в том или ином субъекте

Это особенно важно в условиях сложных глобальных цепей поставок. Нейросети также могут помогать в построении или оптимизации логистических маршрутов, следить за состоянием автопарка, а также прогнозировать расход топлива

Более того, на рынке уже есть ряд логистических компаний, в штате которых трудятся настоящие роботы-декларанты, отвечающие за подготовку деклараций на товары для таможни. Сотрудникам в данном случае остается лишь перепроверять внесенные роботом данные.

Барьеры на пути цифровизации

Это сложный и многогранный процесс, который сталкивается с различными барьерами и препятствиями. Вот некоторые из них:

  • Недостаток финансирования — цифровизация требует значительных инвестиций в разработку, внедрение и поддержку цифровых технологий. Однако не все участники транспортно-логистического процесса имеют достаточные ресурсы для этого.
  • Недостаток кадров — услуга требует опытных работников в области цифровых технологий, аналитики, управления и других сфер. Однако не все участники транспортно-логистического процесса имеют доступ к таким кадрам.
  • Недостаток стандартизации — цифровизация требует единого формата, протокола и правил для обмена данными между различными участниками транспортно-логистического процесса. Однако не все участники транспортно-логистического процесса используют одинаковые или совместимые системы.
  • Недостаток регулирования — услуга требует адекватного правового и нормативного регулирования для обеспечения законности, безопасности и ответственности всех участников транспортно-логистического процесса. Однако не все аспекты цифровизации учитываются или регулируются законодательством.

Для преодоления этих барьеров необходимо совместное действие заинтересованных сторон: государства, бизнеса, науки, образования и общества. Только так создаются благоприятные условия для развития цифровой логистики в России.

Признаки введения электронного документооборота

1. Многие компании уже самостоятельно экспериментировали с практикой ведения электронных документов. И вполне успешно. Многие транспортные компании уже сейчас производят перевозки по «цифровым» документам. Однако без официального нормативно-правового акта, разрешающего это делать, они все равно должны пересылать бумажные экземпляры документов.Проведение эксперимента на государственном уровне является для отрасли хорошим знаком. Это должно привести за собой официальный электронный документооборот.

2. С 1-го января 2021-го года в рамках «регуляторной гильотины» – процесс масштабного пересмотра и актуализации всех нормативных актов, влияющих на бизнес и регуляторную среду –  В «обновлениях» предусматривается оформление транспортных накладных, путевых листов, заказ-нарядов и сопроводительных ведомостей в электронном виде.Следовательно, переход на «цифровые» документы должен произойти с 1-го января 2021 года.

3. Также с 1 января 2021 года должны заработать поправки к ПДД, которые допускают предъявление перевозочных документов для проверки на электронных устройствах (планшетах, смартфонах и пр.).

4. Минтранс ранее публиковалиДля этого будет создан институт операторов электронного документооборота. Иными словами: оформлять «цифровые» документы можно будет только через разрешенные платформы, которые получили специальный допуск.Операторы, в свою очередь, должны будут направлять эти документы в Единую информационную систему электронных накладных. На данный момент эта система находится на этапе разработки, а ее запуск планируется только на 2023 год.

(Прочитано 347 раз, 1 сегодня)

Maria
Последние статьи этого автора
  • Статьи про тахографы03.11.2023Как считать рабочее время водителя в 2023-2024 годах?
  • Новости транспорта24.10.2023Подорожает ли топливо к концу 2023 года?
  • Новости транспорта12.10.2023Пропуска в Москву и на МКАД: актуальные правила на 2023 год
  • Новости транспорта05.10.2023Камеры в транспорте в 2023 году: законы, правила и штрафы

Значение и направления цифровизации логистической отрасли

Цифровизация, по мнению экспертов, на сегодняшний день является главным трендом логистической отрасли экономики. Постоянная конкурентная борьба и возрастание требований клиентов вынуждают логистических операторов повышать эффективность выполнения внутренних бизнес-процессов, прежде всего, за счет внедрения новых технологий.

Использование цифровых технологий приводит к значительным изменениям каналов движения товаров, форматов поставки и процессов управления. В частности, логистические компании, которые активно внедряют у себя цифровые технологии, оказываются способными к удовлетворению таких требований к поставке продукции, как многоканальность, оперативность, прозрачность, точность.

Цифровизация логистической отрасли экономики сейчас преимущественно рассматривается в разрезе следующих трех направлений:

  1. Цифровой документооборот.
  2. Организация взаимодействия всех участников цепочки поставки.
  3. Оптимизация всех бизнес-процессов.

Первое направление связано с формированием в электронном виде юридически значимых данных, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности логистической отрасли. В частности, речь идет про электронную транспортную накладную, электронный путевой лист, электронное специальное разрешение на перевозку особых грузов и др.

Считается, что именно через цифровой документооборот происходит комплексное внедрение цифровой прослеживаемости в отрасли, что в итоге позволяет заинтересованным лицам получить полную информацию о движении грузов и об услугах, которые оказываются в логистической отрасли. Кроме того, обеспечивается установление непрерывного контроля за изменением статусов и атрибутов объекта, а также выполняемых с ним коммерческих, фискальных, юридических операций.

В основе второго подхода лежит представление о том, что задача по повышению эффективности работы всех участников логистического процесса может быть решена за счет взаимодействия всех участников цепочки, а в особенности — компаний и государство. Причем сегодня это взаимодействие должно происходить на уровне информационных систем, которые являются первоочередными источниками данных для прослеживания, анализа и управления рисками.

Наличие третьего направления обусловлено тем обстоятельством, что цифровизация считается единственным способом выполнить задачи, которые стоят перед субъектом. Работа всех звеньев в цифровой логистике может быть оптимизирована благодаря синергетическому эффекту, который может быть создан в ответ на перевод каждого отдельно взятого бизнес-процесса на цифровые рельсы с последующей интеграцией в единые информационные системы.

Новый формат УПД

ФНС постоянно развивает механизмы, связанные с электронным документооборотом, в том числе на основании обратной связи от бизнеса. Такполучилось и с новым форматом универсального передаточного документа.

ФНС России утвердила новые электронные форматы для счета-фактуры и УПД 7 февраля 2024 года ФНС опубликовала приказ от 19 декабря 2023 года №ЕД-7-26/970@, который утверждает новый формат УПД. Кто ранее видел проект приказа, могли заметить, что в приложении № 1 описан новый формат УПД, а в приложении № 2 — формат, который полностью повторяет старый, утвержденный приказом № ММВ-7-15/820@.

Почему так? В Минюсте разъяснили, что не может быть одновременно два действующих приказа утверждающих разные форматы документов. При этом переходный период для использования старого формата действует до 1 апреля 2025 года. Исходя из этого ФНС были вынуждены взять формат по 820 приказу и поместить в приложение № 2, которое утратит силу и будет недействительным после 1 апреля 2025 года. Останется только новый формат из приложения № 1 970-го приказа. Какого-то отдельного приказа не будет.

В ближайшее время ФНС планирует опубликовать письмо, в котором расскажет об изменениях в новом формате, а именно про:

  • изменения в формировании имени файла;
  • отказе от описания оператора ЭДО;
  • изменения в рамках прослеживаемости;
  • добавление возможности заполнения сопроводительных документов, например, паспорта, товарно-транспортной накладной;
  • изменения блока «Подписанты»;
  • добавление блока с МЧД и полномочиями — это в будущем поможет пользоваться машиночитаемой проверкой полномочий;
  • решение задачи в рамках фиксации «даты подписания документа» — прописали впрямую как один из реквизитов.

Также новый формат УПД ввели, чтобы контролировать оборот табачной продукции, так как с 1 марта 2024 года он должен сопровождаться универсальным передаточным документом, это отражено в 203-ФЗ от 13 июня 2023 года. Однако связки УПД+ТрН, по аналогии с алкогольной продукцией, для табака пока не предполагается.

Еще одно изменение касается использования УПД не только как первичного учетного документа, но и как документа для внутренних перемещений товара, что поможет при реализации алкогольной продукции.

Представители Управления ЭДО ответили также на один часто задаваемый нам вопрос: «Считает ли ФНС за ошибку, если у формализованного первичного учетного документа с корректной XML сформировалась некорректная PDF-визуализация в системе оператора ЭДО?»

Ответ: ФНС считает первичным документом именно XML-формат, а не PDF. Если налогоплательщик присылает документ в XML-формате и в нем нет ошибок — никаких проблем не будет. А вот если неверно сформирован XML — тогда у налоговой появятся вопросы.

Плюсы и минусы цифровизации

Подводя итог, отметим основные плюсы и минусы применения цифровых технологий в логистике:

Плюсы:

  • Повышение скорости и надежности логистических операций
  • Оптимизация затрат на транспортировку и хранение грузов
  • Улучшение мониторинга и контроля на всех этапах доставки

Минусы:

  • Зависимость от технических средств и программного обеспечения
  • Риски кибератак и сбоев систем
  • Сокращение части рабочих мест в логистике

Цифровизация транспорта и логистики — это глобальный тренд, который имеет большое влияние на развитие отрасли и общества. Такие технологии дают решать много задач, связанных с улучшением качества логистических процессов. Логистика открывает новые возможности для государства, бизнеса, клиентов и общества, но также сталкивается с барьерами и препятствиями. Для того чтобы реализовать потенциал и стать лидером на рынке цифровой логистики, необходимо совместное действие всех заинтересованных сторон, а также постоянное развитие и внедрение новых технологий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: