Проведение инвентаризации
Комплекс ревизионных мероприятий подразумевает участие нескольких подразделений предприятия:
- Подготовительные процедуры;
- Оперативная группа проверяет фактическое наличие недвижимых объектов, подлежащих учету;
- Сопоставляются данные бухгалтерии и комиссии;
- Полученные результаты оформляются в соответствии с учетной политикой компании (действующим законодательством);
- Итоги находят отражение в бухгалтерском учете.
Правила инвентаризации
В числе требований к исполнению приказа руководителя не только сплошной учет объектов, но и справедливая оценка их технического состояния. Это и является основным отличием мероприятия от ревизии остальных активов.
Качество работ, проводимых в отношении имущества компаний, определяется уровнем подготовки штатного персонала и учетной документации. Перед проведением подготавливаются следующие формуляры бухгалтерии:
- Карточки инвентарного учета. Ведутся отдельно на каждый объект;
- Книги инвентарного учета и специальные описи;
- Паспорт объекта – техническая документация;
- Документация на объект, используемый на правах аренды.
Акт
Основным документом, который оформляется членами инвентаризационной комиссии, является акт. Им подтверждается наличие по факту конкретной недвижимости, закрепленной за конкретным хозяйственным субъектом и спецификацию.
Согласно действующему законодательству акт инвентаризации не имеет стандартной формы, составляется произвольно. По этому документу впоследствии будут облегчаться проверки, в ходе которых часто обнаруживается недостаток информации.
Подписать акт надлежит всем участникам инвентаризации по приказу руководителя и материально ответственным лицам.
Скачать бланк акта в формате Excel можно бесплатно здесь.
Что такое инвентаризация объектов недвижимости
Если на балансе компании имеются постройки, которые используются в основной деятельности (расположение офиса, производства или места складирования материалов), они подлежат учету и проверке. В своем требовании законодатель определяет порядок проведения инвентаризации, сроки для планирования и правила оценки результатов.
Ревизии подлежат все без исключения категории объектов. При этом не имеет значения категория инвентарных позиций или форма собственности.
Если это здания:
- Стоящие отдельно от основного офиса;
- Смежные конструктивные элементы;
- Наружные строения;
- Надворные постройки.
Если это сооружения, их также следует подвергать учету и переоценке:
- Отдельные постройки;
- Устройства передаточные.
Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества — тема данного видеосюжета:
https://youtube.com/watch?v=f4VGkM_ECoM
Понятие и цели
Ответственность за качество и правильность проведения проверочных мероприятий полностью лежит на руководителе. Инвентаризация кроме как бухгалтерским мероприятием является и инструментом директора, за счет которого достигается контроль за всеми без исключения активами, принадлежащими предприятию. Несанкционированное выбытие таких строений из мощностей компании влечет снижение продуктивности и даже может спровоцировать уголовное преследование должностных при проведении судебных разбирательств с кредиторами.
- Проведение сплошной ревизии основных средств (построек) позволяет выявить истинную принадлежность активов, наличие оправдательных документов, подтверждающих такие права. Инвентаризацией выявляется недвижимое имущество, которое по каким-то причинам утратило свои показатели (с момента постановки на учет).
- Вторая цель ревизионной комиссии – проверка соблюдения материально-ответственными лицами предписаний учетной политики и нормативных требований к эксплуатации вверенных объектов.
Нормы в этой сфере в части сроков проведения
единый государственный реестр
Что касается сроков, то периоды ревизии балансовых активов аналогичны другим проверкам для компании:
- В случае, если планируется передача объекта по договору подряда, в аренду или его продажа;
- В период составления ежегодной отчетности;
- При смене организационно-правовой формы предприятия;
- В случае смены ответственного лица;
- По рекомендациям компетентных органов, расследующих хищения, растраты.
Виды
Классификация проверок состояния учета и технического состояния недвижимых объектов основывается на том, кто является инициатором ревизии.
- Так, если мероприятие проводится на предприятии, это будет внутреннее обследование.
- Если же комиссия назначается приказом вышестоящего органа, это будет проверка внешняя.
Существует техническая инвентаризация, которая проводится специально уполномоченными на то органами государства в отношении жилого фонда и капитальных сооружений, используемых предприятиями и коммерческими структурами (под складирование или производство). Целью таких мероприятий является сопоставление с уже имеющимися данными учета, выявление истинного технического состояния строений и уточнение кадастровой стоимости в целях налогообложения. В эту группу входят первичные ревизии или внеплановые (по заявлениям инстанций).
Инвентаризация квартиры показана в видео ниже:
Объекты недвижимости, подлежащие инвентаризации
Инвентаризация может проводиться только в отношении объекта недвижимости как самостоятельной учетной единицы, обладающей автономной характеристикой и соответствующим правовым статусом. Здание или помещение относится к таковым в том случае, если они имеют технический паспорт, план и экспликацию, а также кадастровый номер.
Иногда за единицу учета принимаются комплексы, включающие в себя несколько объектов недвижимости. В таком случае они вносятся в перечень, а иные дополнительные помещения рассматриваются в качестве вспомогательных характеристик. Различные элементы или помещения, находящиеся в здании, также не являются отдельными объектами, как и те строения, которые не подпадают под определение капитального сооружения. Все они принимаются как характеристика главного сооружения.
Инвентаризация проводится в отношении всех объектов недвижимости как жилого, так и производственного или иного назначения.
К жилым объектам относятся многоэтажные и индивидуальные дома, общежития. Среди нежилых строений можно выделить здания, имеющие административное или общественное назначение, гаражи, дачи и иные постройки. Если строение было возведено в отсутствие оформленного должным образом разрешения на строительство, то инвентаризация также может быть проведена, поскольку наличие этого документа не влияет на результат технической проверки объекта недвижимости.
Проведение технической инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов:
1. Сбор исходной документации
В зависимости от типа проведения технической инвентаризации отличается и список необходимых документов: проектная документация в случае первичной инвентаризации (после окончания строительства или реконструкции) или старый технический или кадастровый паспорт объекта недвижимости.
2. Выезд на объект инженера-инвентаризатора.
Инженер, используя исполнительные чертежи, выезжает на объект и производит обмеры. Обмеры производятся по внутренним правилам технической инвентаризации.
Пример:
Абрис:
Чертеж:
3. Изготовление документации
После получения необходимых данных составляются поэтажные планы объектов недвижимости, ведомости помещений и их площадей, а также технический паспорт объекта.
Становление института технической инвентаризации
История развития технической инвентаризации насчитывает несколько этапов реорганизации органов учета. В мае текущего года (2016) системе органов технического учета исполнилось 99 лет
Этот, почти столетний, юбилей говорит о важности и актуальности технического учета объектов недвижимости, несмотря на все политические события, происходившие на территории нашего отечества
Начало учета было возложено на новоиспеченный Комиссариат местного самоуправления, сразу после октябрьской революции в декабре 1917 года. С тех пор это направление находилось в ведении различных органов и учреждений, начиная от НКВД и заканчивая сегодняшней разветвленной системой БТИ (Бюро технической инвентаризации). Однако, целями предыдущих управленцев являлись исключительно оценка стоимости материалов в объекте и перевод жилья в различные фонды содержания имущества.
Поскольку в системе государственного управления СССР отсутствовал оценочный механизм купли-продажи недвижимости, находящийся в частной собственности, фактически рынка недвижимости (оборота) не существовало.
В наши дни БТИ играет важную роль в экономике страны, регулярно информирует органы всех уровней и частных лиц о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимости
Организация технической инвентаризации состоит из нескольких этапов:
- Подготовительные работы.
- Выезд инженера на объект с последующими обмерами местоположения объекта.
- Техническое обследование объекта недвижимости с использованием исполнительных чертежей.
- Ознакомление с правоустанавливающими документами.
- Камеральные работы (чертеж планов, выявление технических особенностей и физического износа, расчет стоимости).
- Составление инженерного и кадастрового паспортов.
- Изготовление инвентарного дела.
По результатам работ формируется пакет документов, и заказчик принимает работы. Заказчику выдается технический паспорт недвижимого объекта, в котором содержатся планы по этажам, ведомости помещений имущественного комплекса и их основные характеристики.
Справка. Если инвентаризация первичная, вам потребуется передать подрядчику проектную документацию на объект, так как на ее основании выдается разрешение на строительство здания.
Допускаются незначительные отклонения от проекта. Однако это не означает, что первоначально обмеры совершались с нарушением норм. Каждый специалист применяет свое оборудование, на котором устанавливается погрешность. Кроме того, имеют место быть индивидуальные методы обмеров — например, по потолкам или по полу.
По окончании приемки выполненных работ заказчиком и подрядчиком подписывается акт сдачи-приемки. Нередко встречаются ситуации, когда обмеры были совершены одной организацией, а отклонения будет выявлять другая компания.
Внимание. Если результаты инвентаризации двумя независимыми организациями несколько отличаются друг от друга, руководствоваться лучше теми сведениями, которые ранее по этому объекту содержались в Государственном кадастре недвижимости
Порядок проведения инвентаризации
Проверка сооружения осуществляется сотрудниками БТИ. Процедура имеет несколько этапов.
Условно все действия, проводимые в рамках инвентаризации можно разделить на работу на местности, предполагающую выезд специалистов на объект, и проведение осмотра и замеров и камеральную, когда полученные данные анализируются, и на их основе составляется документация. Все сведения, полученные в результате осмотра помещения и выполненных замеров, заносятся в электронную базу и передаются соответствующим ведомствам и службам.
Инвентаризация объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводится на основании заявки соответствующего органа. Сотрудники БТИ проводят сверку объектов под надзором местных администраций, на территории которых располагается недвижимость. Выявив объекты, входящие в перечень, проводится х обход, на основании которого составляется документ, содержащий характеристики строений.
Физическое лицо может заказать проведение инвентаризации и получение нужного ему документа, обратившись лично в территориальные подразделения БТИ или многофункциональный центр.
Какие возложены функции на Бюро технической инвентаризации
Какие возложены функции на Бюро технической инвентаризации
В обязанности специализированных структур, муниципальных или государственных, входит ведение учета недвижимости. Один их органов данного типа – БТИ, которое является обособленным подразделением управления по учету, оценке и инвентаризации недвижимого имущества. БТИ проводит определенные мероприятия на отдельно взятых территориях. В своей работе организация опирается на отраслевые нормативные акты, положения Конституции РФ и методические указания.
БТИ на основании технической инвентаризации недвижимости занимается составлением и предоставлением форм статистического наблюдения в местные органы государственной статистики. При этом Бюро строго соблюдает сроки и правила, которые установили Госкомстат и Госстрой РФ.
БТИ:
- Занимается технической инвентаризацией, проводит впоследствии паспортизацию жилого фонда и других объектов недвижимости.
- Контролирует, в каком состоянии находятся сооружения и помещения.
- Оценивает и переоценивает объекты (в том числе для налогообложения).
- Занимается консультационным и информационным обслуживанием.
- Выполняет работы иного вида по техническому учету недвижимости.
Проводится техническая инвентаризация БТИ с последующей выдачей техпаспорта. Данный документ составляют для каждого помещения и строения, которое исследуется. В паспорте отражают информацию о том, что осмотренный объект действительно существует, указывают, где он расположен, кто его владелец, сколько стоит сооружение, какими техническими характеристиками оно обладает, в каком находится состоянии. В паспорт также заносятся данные о границах, составе, кадастровом, реестровом, инвентарном номерах. Туда же, помимо всего прочего, ставят отметку о включении информации в Единый государственный реестр.
На все объекты технической инвентаризации и технического учета в отдельности открывают дела под соответствующими номерами. Дело – это технический паспорт с приложенной документацией, которую составляют после исследования. Проверки объекта недвижимости осуществляются регулярно, и по мере их проведения в деле появляются соответствующие акты. Все документы впоследствии передают для хранения в архив БТИ. Собственник недвижимости получает копию паспорта, на которой проставлена печать БТИ. Также на копии должна быть подпись руководителя Бюро.
Обязательно к прочтению!
Договор аренды помещения между юридическими лицами: что проверить + скачать образец
6 главных тенденций планировки офисов и рабочего пространства
Вступление в СРО: пособие для строителей
Как открыть строительную компанию: сколько нужно денег, времени и сил
Как бороться с хищениями в строительной фирме