Семь типичных ошибок договора перевозки груза

Экспедиторская расписка. образец и бланк 2024 года

Поручение экспедитору – ценный документ

Экспедиторское поручение предоставляет экспедитору все необходимые данные, чтобы он мог выполнить свою работу должным образом. В поручении указывается маршрут, груз, сроки выполнения и другие детали, которые экспедитор должен учесть.

Поручение экспедитору является основой для оформления всех необходимых документов и обеспечивает связь между отправителем и получателем груза. Это позволяет контролировать выполнение задачи и обеспечивает прозрачность в работе экспедитора.

Примеры поручения экспедитору:

  • Поручение экспедитору на отправку товара за границу
  • Поручение экспедитору на доставку груза по России
  • Поручение экспедитору на оформление таможенных документов

При заполнении поручения экспедитору необходимо быть внимательным и точным, чтобы избежать ошибок и недоразумений. Все требуемые поля должны быть заполнены полностью и правильно, чтобы информация была понятна и корректна.

Важно понимать, что поручение экспедитору является официальным документом и от его точности и правильности зависит успешное выполнение задачи экспедитором. Поэтому, при заполнении поручения, следует уделить достаточно внимания и проверить все данные перед его передачей экспедитору

Важные аспекты поручения экспедитору

Поручение экспедитору должно содержать все необходимые сведения о грузе, такие как его характеристики, количество, вес, объем, а также данные о грузоотправителе и грузополучателе

Важно указать точные сроки выполнения поручения и требования к обработке и доставке груза

Помимо основных данных о грузе, поручение экспедитору должно включать информацию о условиях и специфических требованиях, таких как накладная, упаковка, маркировка, страхование груза и прочие дополнительные услуги, предоставляемые экспедитором.

Важным аспектом при заполнении поручения экспедитору является корректное описание маршрута перевозки и указание документов, необходимых для оформления груза на таможне. Также следует указать условия оплаты и ответственности сторон, а также права и обязанности экспедитора.

Поручение экспедитору должно быть заполнено четко и понятно, без допущения ошибок и неточностей. Поэтому рекомендуется использовать специальные бланки или шаблоны, чтобы предотвратить возможные проблемы и недоразумения при экспедировании грузов.

Поручение экспедитору: основные требования

Основные требования при заполнении экспедиторского поручения:

Разделы документа: Поручение экспедитору должно быть разделено на ясные и логичные разделы, чтобы позволить экспедитору легко ориентироваться и выполнять задачи последовательно и эффективно.

Детали поручения: В поручении необходимо четко указывать детали и требования, такие как дата и время выполнения, место доставки или отправки, при необходимости – грузовая информация и специальные инструкции.

Четкость и ясность: Заполнение поручения экспедитору должно быть ясным и понятным, без двусмысленностей и неоднозначностей

Используйте конкретные и точные формулировки, чтобы избежать недоразумений и возможных ошибок в выполнении задачи.

Информация о контактах: Важно указать контактные данные лиц, с которыми экспедитор может связаться в случае возникновения вопросов или необходимости в дополнительной информации.

Расписка: Необходимо предусмотреть место для подписи экспедитора, чтобы иметь документальное подтверждение выполнения поручения.

Кейсы. Как оформляют экспедиторскую расписку или транспортную накладную

Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем и выяснили, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН)в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.

Результаты общения мы представили в виде таблицы. Как обычно экспедиторы оформляют два основных документа – расписку и транспортную накладную?

 Экспедиторская расписка

По закону

На практике

«Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)».

В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена.

Транспортная накладная

По закону

На практике

Приведу в пример схему двух плеч.

1.     Грузоотправитель – непосредственно компания, которая реализует товары, а грузополучатель – экспедитор.

2.     На втором плече экспедиторская компания выступает грузоотправителем, а грузополучателем значится непосредственный получатель.

В итоге на одну поставку формируются две транспортные накладные.

1.     Грузоотправитель, доверяя перевозку своего груза экспедитору, отказывается указывать экспедиторскую компанию в качестве получателя на первом плече, аргументируя это тем, что груз должен быть доставлен конечному клиенту, а не на склад экспедитора. Он не согласен с тем, что в одной из транспортных накладных не значится (в нашем случае на второй).

2.     «В позу» встает грузополучатель. Он может отказаться принимать груз от имени экспедиторской компании не смотря на то, что данные в первичных документах идентичны содержанию груза.

Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?

  • Транспортную накладную экспедиторы составлять должны, но в рекомендуемой форме соответствующее поле для них не предусмотрено.
  • Существуют организационные сложности по оформлению документов при многоплечевых доставках и не только.
  • Экспедиторская расписка нужна только экспедиторским компаниям.

Время делать заказ – оформляем поручение экспедитору

Далее начинается работа в рамках конкретной перевозки. Клиент
описывает характеристики груза, время и место, куда необходимо доставить товар.
Эта информация предоставляется исполнителю в виде поручения. Процесс работы с документом
довольно прост (рисунок 1). В форме определяется перечень и условия оказания исполнителем
клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора ТЭУ

Заказчик формирует поручение в двух экземплярах. Оригинал
вручается 3PL оператору.

Документ, оформленный в установленном порядке, должен
содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке,
весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Клиент предоставляет экспедитору поручение
на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной
экспедиции.

Рисунок 1.
Как работать с поручением экспедитору

Стандартный
процесс оформления документа:

1.  
Заказчик услуги формирует поручение на перевозку, указывая необходимые
параметры груза.

3.  
Документ отправляется по электронной почте или с использованием альтернативных
средств связи в адрес транспортно-экспедиционной компании (далее – ТЭК/ТЛК).

4.  
Клиент звонит в адрес ТЭК, чтобы проконтролировать принятие решение по
поручению.

5.  
Исполнитель разрабатывает маршрут, определяет транспорт.

6.  
Экспедитор приступает к исполнению обязательств и формированию сопроводительных
документов.

На любом этапе исполнения договора ТЭУ клиент имеет право
отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением ему фактических
расходов, связанных с исполнением услуг, указанных в нем.

Выданное (экспедитору) поручение клиент отзывает в
письменной форме.

Когда оформляют поручение экспедитору?

Поручение экспедитору выдается клиентом на основании д-а экспедиции. Порядок заполнения задания предусматривает содержание в нем фактической и полной информации о ТМЦ, о том, как они промаркированы, какой имеют вес, объем, число грузовых мест.

Экспедиционное поручение выполняется на бумаге, или же в иных вариантах, предусмотренных экспедиционным договором.

Сроки рассмотрения и ответа на него обязательно указываются. Если исполнитель решает оказаться от выполнения, он указывает причину отказа. В случае согласия — исполняется с момента письменного подтверждения.

Заявитель в любой момент может отозвать выданное ранее задание. Это оформляется в письменно. Все фактические расходы, направленные на выполнение задачи подлежат обязательному возмещению. Правила и обстоятельства оформления экспедиционного поручения как одного из транспортных документов и его отзыва при помощи факса или электронной связи устанавливаются экспедиционным соглашением. 
Унифицированная форма поручения экспедитора должна быть заполнена клиентом-заказчиком (грузовладельцем) с указанием достоверной и полной информации о грузе. 
Нормативными актами предусмотрена возможность его оформления для однократного выполнения
услуги, а также для целей систематического осуществления требуемых работ.

Где взять бланк поручения экспедитору? 

Вы можете приобрести его в соответствующих отделах, или заказать в типографии, или распечатать на компьютерной технике.

Важно отметить: для печати следует использовать листы формата А-4 с центрированием наименования в верхней части бумаги (прописными буквами полужирным шестнадцатым шрифтом).  

Как заполнить поручение экспедитору?

Заполнять поручение экспедитору допускается как на компьютерной технике, так и шариковой ручкой с синими или черными чернилами. При наличии помарок или подчисток документ может быть признан недействительным.

Рассмотрим построчное заполнение:

  1. укажите дату выдачи документа;
  2. впишите номер поручения экспедитору;
  3. в этой строке должно быть прописано полное фирменное наименование и фактический адрес организации или ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. то.же самое, что и в предыдущей строке поручения экспедитору, но для клиента;
  5. указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
  6. /-/
  7. заполняется при необходимости уведомить грузоотправителя или клиента о доставке груза;
  8. указывается страна происхождения товара;
  9. прописывается наименование товара, адрес его фактического местонахождения, в какой день он будет готов к отгрузке;
  10. 1определяется вид транспорта для осуществления перевозки;
  11. точный адрес доставки груза; и поручения экспедитору
  12. при наличии страховки должны быть указаны номер и дата полиса, а также информация о страховой компании (наименование и адрес);
  13.   для опознавания присваивается идентификационный номер содержимому, который, . как правило, применяют для статических, транспортных и таможенных целей.
  14. согласно законодательству РФ должна быть указана маркировка груза;
  15. помимо количества товарных мест, не забывайте определять способ грузовой доставки ( ящики, коробки, насыпь, навал, налив и т.п.);
  16. указывается масса груза с упаковкой и без нее;
  17. Объем груза;
  18. на усмотрение заказчика может быть прописана стоимость товаров согласно платеным документам;
  19. впишите размеры каждой упаковки, а также ее массу;
  20. приводится список документов, которые прикладываются к поручению экспедитора и нужны для выполнения грузоперевозки;
  21. здесь указывают  различные дополнительные данные о содержимом, способах транспортировки, для соблюдения безопасности окружающей среды и сохранения товаров в процессе перевозки;
  22. подписывается клиентом лично или его представителем с расшифровкой фамилии, имени и отчества.

Назначение экспедиторской расписки

Бланк экспедиторской расписки, равно как и краткий порядок его заполнения, утверждены в Приказе Минтранса № 23. Главная необходимость в документе ─ это подтверждение того, что экспедитор получил от клиента груз для его последующей транспортировки по маршруту.

Однако, чтобы удостоверить стороны в этом факте, необходимо правильно заполнить расписку, ведь она включает важные данные. Например, о дате, приеме груза, о его содержимом, включая тип упаковки, вес и т.п. Подписав заполненный документ, экспедитор подтверждает, что принял на себя соответствующие полномочия и претензий не имеет. Поэтому в течение пути следования он несет полную ответственность за груз.

Отметим, экспедиторская расписка не включает данных о цене и других расходах, связанных с транспортировкой. В то же время общую стоимость груза указывают в обязательном порядке.

Что такое экспедиторское поручение и кто должен его оформлять

Грузоотправители и грузополучатели нередко прибегают к посредническим услугам экспедиторов, доверяя им организацию и осуществление перевозки. Привлечение нового участника всегда сопровождается оформлением дополнительных бумаг. Один из таких сопроводительных документов — поручение экспедитору.

Разберёмся, что это за документ и как правильно его оформить.

  • поручение экспедитору (содержит описание груза и инструкции по его транспортировке);
  • экспедиторская расписка (подтверждает то, что груз был получен экспедитором);
  • складская расписка (подтверждает то, что экспедитор принял груз для временного хранения на своём складе).

Оформление первых двух документов обязательно, без них у перевозчика или транспортной компании не будет законных оснований для приёмки груза со склада отправителя. А вот складская расписка оформляется только в том случае, если экспедитор (перевозчик) берёт груз на временное складское хранение.

Поручение экспедитору (также можно встретить термин «заявка на перевозку груза») — это документ, который служит основанием для оказания транспортных услуг перевозчика конкретному клиенту-заказчику. Именно здесь прописываются все необходимые характеристики груза и нюансы его перевозки. Поручение экспедитору устанавливает условия, которые перевозчику необходимо соблюдать, чтобы минимизировать все возможные риски и доставить груз получателю в надлежащем состоянии. В случае несоблюдения предписанных условий будет назначена процедура оценки ущерба и составлен акт о повреждении груза.

Поручение экспедитору всегда оформляется заказчиком (клиентом) транспортных услуг. Это может быть как отправитель, так и получатель груза.

Значимость поручения экспедитору

Образец поручения экспедитору является основой для заполнения данного документа. Он содержит необходимую информацию, которую отправитель должен передать экспедитору для успешной организации и осуществления перевозки.

Экспедиторское поручение

Экспедиторское поручение является юридическим документом, который регулирует права и обязанности сторон – отправителя и экспедитора. Оно служит гарантией выполнения перевозки груза в соответствии с требованиями отправителя и законодательством.

Заполнение поручения экспедитору требует особого внимания к деталям

Важно предоставить полную и точную информацию о грузе, его характеристиках, весе, объеме и специфических требованиях. Также необходимо указать правила доставки, сроки выполнения и контактные данные

Примеры заполнения поручения экспедитору

Поле заполнения Пример
Наименование груза Мебель
Вес груза 500 кг
Объем груза 10 м?
Специфические требования Хрупкий груз
Правила доставки Доставка до двери
Сроки выполнения Не позднее 5 дней
Контактные данные Иванов Иван Иванович, тел. +7XXX-XXX-XX-XX

Правильное заполнение поручения экспедитору позволяет избежать недоразумений и проблем при выполнении перевозки. Это существенно упрощает работу экспедитора и повышает эффективность процесса доставки товаров.

О страховании экспедиторов в России

Различные нарушения обязательств могут помочь компенсировать механизмы страхования. Примечательным является отличие в страховании деятельности экспедиторов в России и за рубежом.

Во всём мире такая вещь как страхование ответственности экспедитора происходит с применением национального и международного транспортного законодательства. На практике это означает, что если экспедитор за что-то отвечает, то это застраховано. Российское законодательство возлагает на него ответственность в большинстве случаев вне зависимости от вины.

Российские страховые полисы не включают случаи:

  • ошибок в оформлении документов и документообороте;
  • ошибок менеджеров при передаче инструкций подрядчикам;
  • неверной установки температурного режима водителем
  • плохое или ненадежное состояние для транспортировки упаковки;
  • выдачу груза неуполномоченному лицу и многие другие.

По этой причине (наличия большого количества исключений) много компаний-экспедиторов обходятся без страхования грузов. Есть компании, которые не могут позволить себе штатного юриста, поэтому принимают решение не связываться с экспедиторские договорами страхования, потому что сложно понять, как можно получить по ним деньги.

Стоимость российских полисов страхования при этом редко отличается от зарубежных более, чем на 15-20%, при этом последние покрывают случаи порчи и утраты грузов по любым причинам, случаи убытков по вине менеджеров, различные непредусмотренные сразу штрафы и пошлины, расходов, связанных с любым происшествием.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Инструкция по заполнению поручения экспедитору

Образец заполнения поручения экспедитору:

Для того, чтобы правильно заполнить поручение экспедитору, необходимо учесть следующие моменты:

  1. Укажите полные реквизиты отправителя: наименование организации, полное юридическое название, адрес, контактные телефоны, электронная почта.
  2. Укажите полные реквизиты получателя груза: наименование организации, полное юридическое название, адрес, контактные телефоны, электронная почта.
  3. Опишите груз подробно: вид груза, количество, массу и объем, характер товара, опасность, упаковка, условия хранения и транспортировки.
  4. Укажите маршрут перевозки: точки отправления и назначения, промежуточные пункты, дополнительные требования к маршруту.
  5. Определите сроки перевозки и требования к срочности доставки.
  6. Укажите услуги, которые должен оказать экспедитор в рамках поручения: погрузка, разгрузка, складирование, оформление необходимых документов и т.д.
  7. Укажите требования к страхованию груза.
  8. Обозначьте ответственность сторон.
  9. Укажите полную информацию о договоре и оплате услуг экспедитора.
  10. Подпишите поручение отправителя и укажите дату его составления.

Заполняя поручение экспедитору в соответствии с указанными инструкциями, вы обеспечите более четкое и понятное взаимодействие с экспедитором, а также минимизируете возможные риски и недоразумения в процессе перевозки груза.

Поручение экспедитору: главные ошибки

Ошибки Последствия
Неправильное указание адреса отправителя и получателя Затруднения в доставке груза, возможные задержки
Ошибки в указании количества и характеристик груза Невозможность точно определить объем перевозки и способ доставки
Незаполнение поля Способ доставки Затруднения в планировании маршрута и выборе соответствующего транспортного средства
Отсутствие контактной информации отправителя и получателя Затруднения в связи и уточнении деталей доставки

Если экспедитор допустит хотя бы одну из этих ошибок, это может привести к негативным последствиям и нарушению целостности процесса доставки груза

Поэтому очень важно тщательно заполнять экспедиторское поручение, дважды проверять указанные данные и быть внимательным к каждой детали

Первая точка взаимодействия – составляем договор транспортной экспедиции

Именно с его заключения начинаются продолжительные
отношения заказчика и логистической компании. По договору
транспортно-экспедиционных услуг (далее – ТЭУ) одна сторона (исполнитель)
обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или
организовать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой
груза
(п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ).

Исполнитель может вести деятельность в двух качествах:

1.  
В роли агента по поручению и от имени
клиента, когда экспедитор выступает посредником между клиентом
и перевозчиком.
В этом случае предметом договора ТЭУ выступает
организация и выполнение экспедитором за вознаграждение и за счет другой
стороны (клиента) операций и услуг, связанных с
перевозкой грузов.

2.  
Ситуации, когда исполнитель выступает перевозчиком и либо
перевозит грузы собственным транспортом, либо привлекает транспортную компанию,
оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку. Экспедитор
рассчитывается с перевозчиками от своего имени. Иными словами, договор ТЭУ
оформляется как соглашение оказания услуг.

Такая форма отношений, как
правило, используется:

●   
если экспедитор оказывает услуги
клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

●   
в случаях, когда логистические компании, привлекая
третьих лиц, не хотят предоставлять заказчику информацию
о стоимости услуг подрядных организаций и о размере своего вознаграждения или
раскрывать иную коммерческую тайну;

●   
когда привлекают субподрядчика для оказания услуги
нескольким клиентам. Например, 3PL
провайдер привлекает организацию по перевозке грузов, принадлежащих разным
заказчикам.

При указанной форме договорных
отношений цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора.
Заказчик не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Что говорят сами экспедиторы?

Я пообщалась с представителями двух крупных компаний – DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.

 «Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас, – пояснили в DBShenker. –  Мы – экспедиторская компания, и обязаны представлять отчётные документы по перевозке – экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладныe.

По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами – грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически всё зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.

Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в том числе времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».

Своим мнением также делится Алексей Куликов, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:

 «Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.

Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда – организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем – перевозчиком – это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура.

Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно – да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами.  И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»

Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами бизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.

Экскурс в законодательство. Какие документы нужны экспедитору

1.     Экспедитор – это агент. Деятельность агентов основывается на статье 805 «Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ):

«Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора».

2.     Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

3.     Приказ Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (далее – Приказ №23) рекомендует формы экспедиторской расписки, поручения и складской расписки.

Для посреднических сделок с привлечением экспедитора предусмотрена обязательная прозрачность в виде отчёта с приложением оправдательных документов (статьи 974, 999, 1008 ГК РФ).

И аналогично, если клиенту необходимы подтверждающие документы, в том числе транспортные накладные, экспедиторы обязаны их оформлять.

На выходе мы имеем нормативно-правовые документы, которые противоречат друг другу:

  • законодательные акты, регламентирующие работу экспедиторов, перечисленные выше;
  • рекомендуемые формы экспедиторских документов;
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок автомобильным транспортом», где нет ни слова об экспедиторах (далее – Постановление № 272);
  • обязанность оформлять транспортные накладные по требованию клиентов.

Образец заполнения поручения экспедитору

Ниже представлен образец заполнения поручения экспедитору:

  • Название компании-отправителя:
  • Адрес компании-отправителя:
  • Контактное лицо компании-отправителя:
  • Телефон компании-отправителя:
  • Название компании-получателя:
  • Адрес компании-получателя:
  • Контактное лицо компании-получателя:
  • Телефон компании-получателя:
  • Описание груза:
  • Вес груза:
  • Размеры груза:
  • Тип груза:
  • Условия доставки:
  • Способ оплаты:
  • Дата и время доставки:
  • Дополнительная информация:

Пожалуйста, заполните все поля точно и полностью, чтобы обеспечить успешное выполнение экспедитором отправленного поручения.

Как составить поручение экспедитору

Как оформить экспедиторскую расписку Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.

Расписка составляется в двух экземплярах:

  • один из которых передается на руки клиенту компании,
  • а второй остается у экспедитора.

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)

Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

За эти услуги ему полагается вознаграждение. При необходимости исполнитель может привлекать к выполнению задания сторонние организации, если иное не предусмотрено в договоре.

https://youtube.com/watch?v=YrsHH4Hyhak

Заполнение бланка «Складская расписка» осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом).

Наша компания доставляла груз покупателю по средствам ТК. Груз был получен покупателем. Данный покупатель имеет задолженность перед нашей фирмой и мы хотим подать на него в суд.

Обычно стороны ограничиваются совмещением не более двух договоров в одном. Не стоит забывать при этом, что чем больше договорных конструкций совмещены в рамках смешанного договора, тем сложнее будет его правовое регулирование. Ведь к каждому элементу применяются нормы, регулирующие разновидность конкретных договорных отношений.

Заполнение бланка «Поручение экспедитору» осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом).

Экспедитор, организующий перевозку, и клиент заключают договор транспортной экспедиции, неотъемлемой частью которого является экспедиторская расписка.

Транспортно-экспедиционные услуги включают в себя заключение договора перевозки груза, организацию перевозки, обеспечение отправки груза и его получения и прочие, связанные с доставкой груза, услуги. Экспедитор, организующий перевозку, и клиент заключают договор транспортной экспедиции, неотъемлемой частью которого является экспедиторская расписка. О ней мы и расскажем в этой статье.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. I), ст. 2701) и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г.

Права и обязанности экспедитора в основном сводятся к тому, чтобы принять груз от клиента, заключить с перевозчиком договор перевозки от своего имени или от имени клиента, обеспечить получение груза от последнего перевозчика в пункте назначения, обеспечить доставку груза получателю.

При этом предъявляются жесткие требования к оформлению этих документов: размер шрифта должен быть №14, формат бумаги — А4, название документа — расположено по центру и напечатано прописными буквами полужирным шрифтом 16-го размера.

Какие ещё документы понадобятся

Договор на выполнение услуг по организации перевозки груза. Экспедитор заключает с клиентом не договор перевозки, а договор на выполнение услуг по организации перевозки груза. В рамках исполнения такого договора клиент передаёт ему груз во владение. Это предусмотрено в пунктах 102, 103 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200.   

Экспедиторская расписка. Расписка подтверждает, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки. Её тоже составляет экспедитор. Отсутствие документа считается нарушением (приказ Минтранса от 11.02.2008 № 23, постановление Правительства от 08.09.2006 № 554). 

Поручение экспедитору. Поручение определяет перечень услуг, которые экспедитор должен предоставить в рамках договора. В документе фиксируют условия перевозки и данные груза: характер, вес, объём, состояние маркировки. Поручение подготавливает клиент и выдаёт экспедитору. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: