Как инспекторы выявляют индикаторы
Чтобы выявить индикаторы, ГИТ анализирует информацию из государственных реестров и систем. Также необходимую информацию получают в ходе взаимодействия с медучреждениями, Социальным фондом и другими госорганами. Смотрите, какой алгоритм действий используют для каждого из четырех индикаторов.
Работодателя хотят признать банкротом. Трудинспекторы ведут мониторинг сайтов арбитражных судов. Индикатор выявят, если суд примет заявление о банкротстве компании со среднесписочной численностью работников от 50 человек и разместит об этом информацию на сайте. С просьбой признать компанию банкротом в суд может обратиться кредитор, уполномоченный орган или работник, которому не выплатили зарплату, в том числе бывший (ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Каждое заявление о банкротстве — основание для внеплановой проверки.
Провели фиктивные замеры. Инспекторы работают с ФГИС СОУТ. Система показывает нарушения в спецоценке. Признак фиктивных замеров — случай, когда в течение суток замеры провели как минимум в двух компаниях из разных регионов, которые не граничат друг с другом. Если Ф. И. О. эксперта и данные средств измерений совпадают и это не первый случай за полгода, назначат внеплановую проверку, по итогам которой результаты СОУТ могут признать недействительными. Чтобы приостановить работу лаборатории передадут информацию в Росаккредитацию.
Важно: Медучреждение, в которое обратился работник с легкой производственной травмой, в течение суток направляет в ГИТ извещение по форме № 59-НСП/у
В компании стало больше легких травм. Инспекторы ведут учет несчастных случаев и сверяют информацию с данными Социального фонда, куда работодатели сообщают о легких производственных травмах. Сравнивают квартал текущего года с кварталом предыдущего. Проверку назначат, если по сравнению с прошлым годом произошло больше легких несчастных случаев в компании со среднесписочной численностью до 50 работников — на три и более, до 100 работников — на 4 и более, свыше 100 работников — на 5 и более.
Работодатель не провел спецоценку. Инспекторы сверяют сведения ФГИС СОУТ с выписками из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Если с даты появления компании или ИП в реестрах налоговой службы прошло больше 12 месяцев, а отчета о спецоценке в системе учета Минтруда нет, инспекторы запрашивают информацию из Социального фонда. Проверка предстоит, когда по данным фонда у работодателя больше 50 застрахованных работников.
Срок очередной СОУТ будут контролировать при наличии в компании хотя бы одного рабочего места с вредными условиями труда. В отчете о СОУТ инспекторы смотрят на дату его утверждения. Если прошло более 5 лет, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП проверяют статус компании/ИП. Когда статус предприятия действующий, а спецоценку в срок не провели — проверки не избежать.
Что изменится для владельцев касс
Также ФНС и Минфин в январе 2023 года разъяснили другие особенности применения кассовой техники. Налоговая служба напомнила, что при замене фискального накопителя (ФН) обязательно нужно подать заявление о перерегистрации ККТ. Направить документ можно в электронном виде через личный кабинет или на бумажном носителе. К заявлению прикладываются отчеты о закрытии предыдущего фискального накопителя и об изменении параметров регистрации кассы.
Минфин предложил расширить требования к фискальным накопителям. Министерство считает необходимым проводить функциональную экспертизу устройства при включении новой модели в реестр ФН. Причина – попадание в перечень вредоносных накопителей, не позволяющих провести проверку фискальных данных. Кроме того, документ изменит порядок постановки на учет и перерегистрации кассовой техники.
Другие важные разъяснения и нововведения:
- ФНС до сентября 2023 года утвердит новый перечень дополнительных реквизитов и форматы фискальных документов, в том числе для маркированных товаров;
- Минфин рассказал, что оплата через Систему быстрых платежей является безналичным расчетом, следовательно, при приеме таких платежей необходимо использовать ККТ и выдавать чек;
- С 1 февраля по 1 августа 2023 года пройдет эксперимент по внедрению системы, не допускающей продажу просроченной продукции.
Для тех, кто планирует оптимизировать работу с онлайн-ККТ и подготовиться к новой волне перехода, мы собрали актуальное программное обеспечение по 54-ФЗ в специальном разделе
Штрафы за отсутствие кассы у ИП в 2024 году
С 1 июля 2024 года в соответствии с 54-ФЗ большая часть предпринимателей обязана перейти на онлайн-кассы. Помимо того, что ИП и организации в обязательном порядке должны приобрести, установить и зарегистрировать онлайн-кассы, они обязаны соблюдать все законные требования. Есть много нюансов, которые необходимо знать индивидуальному предпринимателю, чтобы избежать любых штрафов в 2024 году.
Многие бизнесмены уже давно начали пользоваться онлайн-кассами. Для многих ИП на патенте обязательная установка ККТ отсрочена до 1 июля 2021 года благодаря 129-ФЗ от 06.06.2019. В этот список входит следующая деятельность:
- продажа печатных периодических изданий;
- ремонт обуви;
- торговля лотерейными билетами;
- продажа различной религиозной атрибутики в церкви и в ее близости;
- розничная продажа молочных коктейлей или мороженого;
- безалкогольные напитки в бочках;
- различные автоматы, уход за больными, присмотр за детьми, сдача жилых помещений (если они в собственности);
- спортивные услуги;
- садоводческие услуги;
- образовательные услуги;
- услуги домов творчества, культуры и т. п.
Большая часть этого списка относится к льготным видам деятельности по ст. 2 54-ФЗ и в этом случае применяется УСН — упрощенная система налогообложения, с особым порядком уплаты налогов. По этой системе в основном работают предприниматели, у которых менее 100 сотрудников и доход меньше 150 млн рублей в год.
Важно! Нарушение правил работы с онлайн-кассами регулируется административным кодексом РФ.
Но выявить явные нарушения в работе предпринимателя часто бывает сложно. Для того, чтобы обнаружить и зафиксировать нарушения, необходимы весомые доводы, жалоба от потребителя — один из самых весомых аргументов. Например, если в такси отсутствует онлайн-касса пассажир может подать жалобу — с 1 июля перевозчики обязаны соблюдать 54-ФЗ.
На данный момент к явным нарушениям в работе, помимо полного отсутствия ККТ относятся:
- использование онлайн-кассы, не зарегистрированной в налоговой и в госреестре;
- если пробит чек с суммой меньше, чем стоимость товара или услуги ИП, придется оплатить штраф;
- использование ККТ без фискальной памяти, с меньшей фискальной памятью, с вышедшим из строя фискальным накопителем;
- непробитый чек.
Размеры штрафа за работу без кассы для ИП в 2024 году за неприменение ККТ, штрафные санкции за невыдачу кассового чека для ИП и другие нарушения работы с онлайн-кассами подробно описаны в административном кодексе РФ:
- За отсутствие онлайн-кассы у ИП на данный момент размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей в соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Если применяется устаревший аппарат, то это также будет считаться отсутствием онлайн-кассы полностью и размер штрафа не уменьшится. Штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП в 2024 году нельзя назвать несущественным. При первичном нарушении он составит 75-100% прибыли, но не менее 30000 рублей в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
- При повторном нарушении и в случае, когда расчет без ККТ выше 1 млн рублей, административное наказание — приостановление деятельности до 90 дней.
Когда хотят ввести запрет на продажи некоторых товаров на кассе
В феврале–августе 2023 года проходил добровольный эксперимент по запрету продаж на ККТ незаконно введенной в оборот или просроченной маркированной продукции. При продаже маркированного товара система маркировки проверяла сведения о запрете оборота этого товара и передавала информацию на кассу. После этого продавец мог решить, можно продавать такой товар или нет.
Ориентировочно с 1 марта 2024 года такую схему работы хотят сделать обязательной. При этом продавец уже не сможет принимать решение о продаже, касса технически не сможет «пробить» такой товар.
Все эти меры нацелены на то, чтобы защитить интересы потребителей, ограничив оборот небезопасной и нелегальной продукции. При этом для бизнеса есть свои плюсы: кассир технически не сможет продать товары, при маркировке которых допущены нарушения, а значит, магазин не нарушит правил и не получит штраф.
Разъяснения законодательных изменений подготовила Оксана Кобзева, эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству. Источник публикации — New Retail.
Как принимают решение о проверке по индикатору
Инспектор должен составить служебную записку на имя руководителя. В записке указывают, какой индикатор выявили, и мотивируют необходимость проверки. Затем собирают документы для согласования и направляют их прокурорам через реестр проверок Генпрокуратуры — ФГИС ЕРКНМ. Проводить внеплановую проверку без согласования с прокуратурой, ГИТ не может. Иначе результаты проверки признают недействительными (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Если при проверке выявят нарушения, работодателю выдадут предписание и назначат штраф. В случае с участившимися легкими производственными травмами инспекторы могут провести дополнительное расследование отдельных несчастных случаев (ч. 2 ст. 229.3 ТК).
Уважаемые работодатели Усть-Янского района! Администрация МР «Усть-Янский улус (район)» рекомендует Вам обратить внимание на данную информацию, и во избежание неприятностей от контролирующих органов, просит принять все необходимые меры по устранению нарушений. Материал подготовил:
Материал подготовил:
Главный специалист по охране труда
администрации МР «Усть-Янский улус (район)»
Проверки в условиях ограничений
ФНС напоминает, что в России продолжает действовать мораторий на внеплановые проверки. При этом закон допускает проведение некоторых контрольных мероприятий:
- документарные проверки (необходимо решение руководства ФНС);
- выездные обследования;
- контрольные закупки (при выявлении нарушений).
Документальные проверки проводятся при соблюдении следующего порядка:
- отбор налогоплательщиков, на которых поступили жалобы от физлиц и организаций;
- отбор налогоплательщиков по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
- рассмотрение обоснований о проведении документальной проверки;
- проведение документальной проверки.
Выездные обследования коснутся предпринимателей, которые соответствуют сразу трем критериям:
- не исполняют обязательства о применении ККТ;
- ранее были привлечены к ответственности за нарушение законодательства о кассовой технике или получили предупреждение;
- истек срок, предложенный для устранения нарушений.
Если во время выездного обследования зафиксированы признаки нарушений закона о ККТ, инспекция вправе незамедлительно провести контрольную закупку.
Для чего нужны индикаторы риска
Индикаторы риска — это показатели, с помощью которых инспекторы могут обнаружить нарушения у работодателей. Сами по себе индикаторы риска не подтверждают факт нарушений, но свидетельствуют о вероятном несоблюдении обязательных требований (ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, далее — Закон № 248-ФЗ).
Если инспектор выявит индикатор риска, ГИТ может принять решение о внеплановой проверке. Контролеры обязаны согласовать проверку с прокуратурой. При этом не нужно доказывать, что нарушения могут навредить или уже навредили жизни и здоровью работников (подп. «а» п. 3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336).
Что меняется в проверках ККТ
17 июля 2023 года вступает в силу приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н, фактически расширяющий перечень оснований для проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ.
Сейчас плановые проверки онлайн-касс налоговиками не проводятся, а контроль за соблюдением требований о применении ККТ осуществляется исключительно в рамках внеплановых проверок (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ). В 2023 году продолжается мораторий на проведение внеплановых проверок ККТ (постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516). Соответственно, для налоговиков сейчас действуют ограничения на организацию и проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках госконтроля за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.
Но это не значит, что в 2023 году налоговики не смогут провести внеплановую выездную проверку ККТ. В частности, такая проверка в качестве исключения может быть проведена в отношении как организации, так и ИП, применяющих онлайн-кассы, при выявлении специальных индикаторов риска (пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Перечень таких индикаторов риска как раз и был утвержден приказом Минфина России от 06.06.2023 № 88н.
В отличие от предыдущего перечня, в котором был только один индикатор риска в виде отсутствия кассовых чеков при наличии зарегистрированной кассы, в новом перечне таких индикаторов уже три. По новым правилам налоговики смогут провести внеплановую проверку ККТ, в том числе при наличии у пользователя ККТ большого количества кассовых чеков с возвратом денежных средств, а также кассовых чеков коррекции.