Содержание уведомления
Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.
В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:
• фамилия, имя, отчество;
• число, месяц, год и место рождения;
• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.
При заключении трудового договора дополнительно указывается:
• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;
• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);
• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);
• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
При заключении гражданско-правового договора указываются:
• дата и номер гражданско-правового договора;
• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Особенности уведомления
При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.
К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.
Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:
- Содержащийся в Указе №557.
- Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.
Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.
ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения. У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей
В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке
У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.
Специфика приема
Порядок трудоустройства бывшего служащего мало чем отличается от процедуры, описанной в ТК РФ. Однако существует ряд особенностей, которые нужно учитывать нанимателям, чтобы не нарушить установленные законом нормы.
Правовое регулирование
Процедура приема на работу госслужащего подробно описана в ТК РФ (ст. 64.1). В пунктах данного документа рассмотрен ряд особенностей, актуальных для представленной категории граждан. Среди них:
- Трудоустройство в организациях, где бывший служащий должен выполнять функции, аналогичные прежним обязанностям, допускается только с разрешения специальной комиссии.
- При приеме на работу муниципального служащего наниматель обязан известить бывшего руководителя, если сотрудник был уволен менее чем 2 года назад.
- Гражданин обязан самостоятельно известить нового начальника о том, что ранее занимал должность в госорганах
Уведомление бывшего руководства
Если новый сотрудник имел должность из предусмотренного нормативными документами списка, наниматель обязан известить о приеме представителей органа, где гражданин находился на службе. Такую процедуру необходимо осуществить в течение 10 суток с момента оформления трудового договора. Это делается однократно и исключительно в письменной форме. Описанное требование действует только при условии, что сотрудник покинул службу менее, чем за 2 года до приема на новое место.
Уведомление оформляется в свободном виде либо на фирменном бланке предприятия. Документ должен содержать подпись руководителя либо другого уполномоченного лица, ответственного за трудоустройство в организацию. Указываются следующие данные:
- ФИО служащего;
- Дата рождения;
- Ранее занимаемая должность (до непосредственного момента увольнения);
- Наименование предприятия.
Ниже вписывают дату, номер распоряжения, послужившего основанием приема гражданина на работу. Это действует как для трудовых договоров, так и для ГПД. Также в извещении отражают даты заключения соглашения, наименование должности, которую занимает сотрудник, исполняемые им обязанности и функции.
Условия заключения договора
Оформление трудового соглашения – основная процедура, связанная с устройством граждан на работу. Наниматель обязан подписывать данный документ непосредственно при приеме сотрудника. Главные условия:
- Договор заключается письменно в 2 либо 3 экземплярах;
- Соглашение оформляют на основе паспорта и трудовой книжки гражданина;
- Сотрудник обязан предоставить документ, подтверждающий его квалификацию;
- Для некоторых должностей требуются медицинские книжки, санитарные паспорта.
Работодатель также может потребовать документ, подтверждающий наличие медицинской страховки. Любые другие справки сотрудник вправе не предоставлять. В обязанности гражданина входит сообщение новому нанимателю о ранее занимаемой должности в государственном либо муниципальном органе.
Процедура найма
Порядок приема на работу может отличаться в зависимости от специфики предприятия. Процесс включает несколько обязательных этапов, при реализации которых требуется соблюдать принцип последовательности. Прием на работу происходит в следующем порядке:
- Сотрудник оформляет заявление с просьбой о трудоустройстве (не является обязательным);
- Вместе с заявкой руководству подаются дополнительные документы (трудовая книга, диплом, ИНН, паспорт);
- Нанимателем составляется договор, который подписывается обеими сторонами;
- Издается внутренний приказ, делаются необходимые пометки в трудовой книжке;
- Новому сотруднику предоставляют нормативную документацию предприятия для ознакомления;
- В десятидневный срок наниматель отправляет уведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего на его прежнее место.
В некоторых случаях новый сотрудник намеренно скрывает свой опыт работы. Чтобы исключить риск нарушений, перед приемом следует внимательно ознакомиться с записями в трудовой книжке за последние 2 года. Если гражданин не сообщил о том, что ранее находился на службе, это выступает причиной для разрыва трудового договора с ним.
СУТЬ ВОПРОСА
Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.
Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.
Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству
Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.
Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу1.
В каких случаях и кого нужно уведомлять при приеме на работу бывшего госслужащего
Нормативы приема на работу регулируются в соответствии с законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 №273-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 12 настоящего закона, бывший госслужащий обязан в течение 2-х лет после увольнения информировать нового работодателя о предыдущем места службы.
Перечни могут дополняться субъектами РФ путем издания региональных актов. Самый полный список из Приказа ФССП №801 включает 93 должности в федеральных и территориальных органах принудительного исполнения разных уровней и степени влияния на технологический и рабочий процесс.
При приеме на работу бывших госслужащих новый работодатель обязан ознакомиться с Методическими рекомендациями к Письму Минтруда от 11 мая 2017 №18-4/10/П-2943. Согласно этому документу, работодатель должен:
- ознакомиться с перечнями в справочно-правовых системах;
- ознакомиться с законом «О противодействии коррупции».
Работодатель должен подготовить уведомление и направить на прошлое место службы лица. Примечательно, что уведомлять нужно во всех случаях, если бывший госслужащий занимал приведенную в списке должность, а с момента его увольнения не прошло 2 года. При этом уведомление подготавливают и при оформлении трудового договора, и при приеме по ГПХ (но не во всех случаях).
Уведомление по заключенному договору ГПХ в соответствии с законом №273-ФЗ и Постановлением Племуна ВС от 28 ноября 2017 года №46 нужно в таких случаях:
- если бывший госслужащий по договору получает больше 100 тысяч рублей в месяц;
- если договор заключен на короткий период – менее 1 месяца.
Как составить уведомление
Нормативы составления уведомления закреплены в Постановлении Правительства от 21 января 2015 года №29. Однако документ не имеет унифицированной формы, поэтому работодатель может составлять его в свободной форме или ориентируясь на локальные нормативные акты, ранее выпущенные на собственном предприятии (второй вариант более логичный, если из-за сферы деятельности на предприятие устраивается много бывших госслужащих).
Основные правила составления уведомления:
- Если на предприятии в ходу фирменные бланки, лучше использовать их, чем просто офисную бумагу.
- «Шапка» оформляется с указанием обеих сторон: нового работодателя и прошлого места службы лица. Нужно указывать полные названия с организационно-правовой формой, юридические адреса организаций, коды деятельности.
- В основной части нужно прописывать ФИО бывшего госслужащего, его должность, дату начала работы (и окончания – если договор срочный). Можно указать структурное подразделение, где трудоустроен новый работник, и в чем заключаются его должностные обязанности.
- Заверить подлинность уведомления личными росписями напротив ФИО должны бывший госслужащий и составитель документа (чаще всего руководитель компании или уполномоченное лицо, которые подписало трудовой договор или ГПХ с новым работником). Если предприятием установлено использование печати, ее тоже нужно поставить на уведомление.
Уведомление изготавливается в одном экземпляре, но с него при необходимости можно снять копии.
Юридически составителем считается руководитель предприятия, но подготовка документа чаще всего возлагается на секретаря, заместителя руководителя, работника отдела кадров или делопроизводителя подразделения.
Сроки
Согласно действующему законодательству, уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего необходимо однократно составить в течение 10 календарных дней, начиная отчет со дня, следующего за днем заключения договора (трудового или ГПХ) с бывшим служащим. Если же следующий день приходится на нерабочий, он переносится на ближайший за ним рабочий день (согласно пункту 9 Пленума ВС №46).
При оформлении на внешнее совместительство составляется в аналогичные сроки. Если же работник трудоустраивается как внутренний совместитель, уведомление вовсе не нужно никуда подавать.
За нарушение сроков подачи уведомления в госорганы новый работодатель (в зависимости от организационно-правового статуса) может быть оштрафован на сумму до 50 тысяч рублей.
КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?
Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.
Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).
Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.
Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.
А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.
Уведомление бывшего работодателя госслужащего о приеме на работу
- Убедиться, что он действительно работал в госорганах, внимательно изучив записи в трудовой книжке.
- Проверить, включена ли его должность в перечни должностей, на которые накладываются ограничения при приеме на новую работу.
- Правильно рассчитать временной период времени, прошедший с момента увольнения из госструктуры.
Нужно ли уведомлять госорганы
Если должность включена в перечень и прошло менее 2-х лет с момента увольнения специалиста с госслужбы, потребуется уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве сотрудника на новое место работы. Дальнейшие действия по трудоустройству выполняются так же, как и при оформлении на работу специалиста, не работавшего в государственных учреждениях.
Если с бывшим госслужащим заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор, то потребуется направление уведомления в следующих случаях:
- размер вознаграждения за выполняемые работы составляет более 100 000 руб. в месяц;
- стоимость работ более 100 000 руб., и задачи должны быть выполнены в короткие сроки — менее одного месяца.
Также важно помнить о том, что если принимаемый сотрудник уже имел опыт работы в негосударственных организациях, уволился и трудоустраивается к новому работодателю, необходимость направить уведомление сохраняется, если с момента его увольнения с государственной службы не прошло 2-х лет. В ситуациях, когда ведется прием на работу по совместительству специалиста, уволившегося из госучреждений, уведомление придется отправлять, если это совместительство внешнее
Если же работник уже трудоустроен в компанию и оформляется внутреннее совмещение должностей, то повторного уведомления направлять не нужно, поскольку оно уже было предоставлено ранее при оформлении трудового договора
В ситуациях, когда ведется прием на работу по совместительству специалиста, уволившегося из госучреждений, уведомление придется отправлять, если это совместительство внешнее. Если же работник уже трудоустроен в компанию и оформляется внутреннее совмещение должностей, то повторного уведомления направлять не нужно, поскольку оно уже было предоставлено ранее при оформлении трудового договора.
Порядок уведомления
Уведомление направляется по почте либо передается лично представителем компании-работодателя.
- При выборе варианта почтовой отправки необходимо оформить уведомление о вручении и опись вложения.
- Если информация будет предоставляться лично через представителя организации, то в этом случае необходимо подготовить два экземпляра документа и при передаче на своем экземпляре получить визу или отметку о том, что информация была предоставлена вовремя.
Таким образом, и в первом и во втором случае работодатель будет иметь подтверждение о том, что он уведомил госструктуру о трудоустройстве бывшего госслужащего.
Форма
подпись руководителяпечатью компании
В части объема предоставляемой информации существуют точные рекомендации о том, какую информацию требуется указать.
К обязательным данным относятся:
- полные фамилия, имя и отчество работника, в случае, если они изменялись, то необходимо указать и прежние данные;
- дата рождения, включающая день, месяц и год;
- точное название должности, которую занимал специалист на государственной службе перед увольнением, сведения указываются в соответствии с записью в трудовой книжке;
- название организации-работодателя, трудоустраивающего сотрудника: полное и сокращенное.
Если специалист трудоустраивается по трудовому договору, то указываются:
- номер и дата приказа или иного документа, на основании которого проводится прием на работу бывшего госслужащего, например, решение о назначении на должность;
- дата заключения и срок действия трудового контракта;
- название должности и подразделения в соответствии с тем, как они названы в штатном расписании;
- основные обязанности, которые должен исполнять специалист.
При заключении гражданско-правового договора в уведомлении необходимо указать:
- номер и дату заключения ГП договора;
- предмет договора, из описания которого должно быть понятно, какую именно работу будет выполнять специалист, какой результат должно получить предприятие после выполнения им поставленных задач;
- стоимость выполняемых работ.
Сроки предоставления информации
Уведомление должно быть предоставлено однократно в сроки, закрепленные законодательно: в течение 10-ти календарных дней, рассчитываемых с даты заключения трудового или гражданско-правового договора. Если последний день отведенного срока выпадает на выходной или праздничный день, считающийся нерабочим, то он переносится на следующий рабочий день.
Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
Ответственность
Учитывая, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывшего госслужащего закреплена в федеральном законодательстве, нарушение оговоренных норм может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.
Работника
В частности, в ч.1 ст.13 ФЗ №273 сказано, что граждане РФ, коими и являются государственные служащие, за отказ от уведомления о новом трудоустройстве могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия.
К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.
Работодателя
А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.
Именно поэтому за нарушение норм ФЗ №273 предусмотрена административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ, что предусматривает штрафные санкции от 50 тыс. рублей до 500 тысяч.
Кто и как может проверить факт бездействия?
Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах.
То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки.
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее — Конвенция).
Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия.
Кто такие госслужащие
Частями 1 и 2 Федерального закона от № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» определено понятие государственного служащего. В частности, к госслужащим относятся федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъектов РФ. Основным отличием в рамках разделения данных понятий является то, что федеральный служащий осуществляет свою трудовую деятельность (службу) на федеральном уровне, а служащий субъекта – на уровне государственного органа конкретного региона (области). Вместе с тем в качестве главной характеристики государственного служащего выступает его непосредственная связь с органами государственной власти, поскольку он осуществляет свою рабочую деятельность именно там.
Применительно к рассматриваемой теме отметим, что для государственных служащих существует ряд ограничений как во время их службы, так и после. И одним из таковых является условие об обязательном уведомлении государственного органа, в котором работал сотрудник, новоиспеченным работодателем.
Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.
Вопрос: Надо ли уведомлять представителя нанимателя бывшего госслужащего по последнему месту его службы о факте заключения с ним трудового договора по внутреннему совместительству?Посмотреть ответ
Работа по совместительству
Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.
Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.
А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.
Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.
Некоторые ограничения
Кроме того, бывшие госслужащие могут пойти работать в те учреждения, с которыми контактировали во время службы в госструктуре, только после того, как будет получено согласие специальной комиссии, и если не будет иметь место противостояние интересов, возможность коррупционных действий, обоснованных тем, что две стороны имеют доступ к определённым сведениям. Но и этого недостаточно: даже при соблюдении указанных выше условий госслужащий может трудоустроиться в такую организацию только в том случае, если его заработная плата будет составлять меньше ста тысяч рублей в месяц. Если же размер предполагается более высокий, то снова нужно разрешение специальной комиссии, работа которой утверждается на законных основаниях.
Прием на работу бывшего госслужащего – дело непростое.
Смягчение штрафа
Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа «ниже низшего предела» (т. е. меньше 100 тыс. руб.) «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица». Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.
Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.
Расширение толкования
Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».
Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.