Утилизация по частям
Перед тем, как сдать машину в утиль, ее владелец может разобрать на запчасти, которые он имеет возможность продать – к примеру, коробку передач или двигатель, а другие – непосредственно утилизировать. Если автовладелец выбирает такой вариант, ему стоит быть готовым к тому, что процедура окажется более сложной.
В первую очередь, потребуется определиться, какие именно элементы автовладелец оставит при себе, и перечислить их в заявлении о снятии автомобиля с учета, а также в пояснительном документе. После этого он сможет снять их и привезти для осмотра в ГИБДД.
Если выяснится, что детали имеют свои идентификационные номера, сотрудники ГИБДД зафиксируют это в свидетельстве на освободившийся номерной агрегат. Далее детали можно будет извлечь из автомобиля, а само ТС доставить в пункт утилизации.
Стоимость утилизации
Расходы по утилизации автомобиля берет на себя покупатель или производитель. Эта плата используется для покрытия расходов на утилизацию автомобиля. Кроме того, владелец должен заплатить налоги. Если автомобиль попадает в одну из следующих категорий, деньги отправляются правительству
- Новые автомобили, приобретенные за границей и ввезенные в Российскую Федерацию,
- Автомобиль был приобретен владельцем, освобожденным от уплаты налогов. Обычно это владельцы транспортных средств со сроком эксплуатации более 30 лет,
- когда владелец транспортного средства максимально избежал уплаты сбора.
Стоимость сбора составляет примерно 5 000 рублей и зависит от региона и характеристик транспортного средства. Однако в большинстве случаев сбор оплачивает производитель. Это особенно актуально, если автомобиль произведен российской компанией.
Нужна ли она
Утилизация транспортных средств осуществляется с целью:
- уберечь окружающую среду от воздействия вредных веществ, содержащихся в запчастях автомобиля;
- избавиться от поврежденного автотранспорта, который попал в ДТП;
- выработки из отходов авто ресурсов (в виде запчастей, жидкостей для автомобилей, топлива);
- перепродажи запчастей, самого авто.
Пункты утилизации автомобилей можно найти в каждом субъекте Российской Федерации. Более подробную информацию можно найти на сайте programma-utilizacii ru .
Лицензионный сертификат необходим:
- физическим лицам (владельцам старых авто), которые решили сдать в утиль свое средство передвижения;
- сотрудникам учреждений, которые занимаются сдачей транспорта на металлолом;
- работникам индивидуальных предприятий, которые утилизируют транспортные средства;
- компаниям, занимающимся деятельностью по ликвидации автотранспорта;
- юридическим лицам, которым требуется заменить свой автопарк.
Согласно статье № 23 ФЗ № 458 от 29.12.2014 года, с 01.07.2016 года мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, без предоставления лицензионного сертификата не осуществляются.
Закон № 99-ФЗ от 22.04. 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» статья № 12 гласит: предоставление лицензионного сертификата на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности обязательно.
О программе утилизации автомобилей расскажет статья: Программа утилизации автомобилей.
На какие марки распространяется утилизация автомобилей в 2020 году читайте здесь.
Деятельность по утилизации отходов без лицензионного сертификата считается преступлением, за которое правонарушитель будет привлечен к уголовной ответственности. Наличие лицензии предоставит возможность заниматься переработкой авто, не нарушая законодательство.
Бывают случаи, которые не требуют предоставления лицензии:
- если какая-либо организация перепродает собственные автомобили, или разбирает их на отдельные запчасти, лицензионный сертификат не нужен;
- при приобретении компанией старых, утилизированных автомобилей для последующей продажи. В данном случае была осуществлена покупка сломанных транспортных средств, а не выработка собственных. То есть, продукция была приобретена в качестве металлолома, который не был получен в результате собственного использования;
- при покупке организацией старых средств передвижения для использования запчастей в целях установки в эксплуатируемых авто.
Согласно законодательству (статья 8.2 КоАП Российской Федерации), неправомерные действия с отходами от средств передвижений, ведут к следующим наказаниям:
Нарушитель | Размер взимаемой суммы |
Собственник транспорта | 1 000-2 000 рублей |
Компания или организация | 100 000-250 000 рублей |
Индивидуальное предприятие | 30 000-50 000 рублей |
Сотрудник учреждения | 10 000-30 000 рублей |
Согласно статье 14.1 КоАП Российской Федерации, в случае отсутствия лицензионного сертификата на утилизацию автомобилей (отходов 1-4 классов опасности) предусмотрены следующие наказания:
Для кого | Размер денежного штрафа, руб. |
Для граждан | 2000 2500 с конфискацией сырья, продукции, оборудования или без такового изъятия. |
Для должностных лиц | 4000 5000 с конфискацией сырья, продукции, оборудования или без такового изъятия. |
Для юридических лиц | 40000 – 50000 с конфискацией сырья, продукции, оборудования или без такового изъятия. |
Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?
Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.
Такой мусор остается на площадке, где происходит утилизация авто
Как и по какой цене сдать машину в утиль за деньги
Вариантов, как сдать авто в утиль за деньги, всего два:
Получить деньги за каждый килограмм металлолома;
Стоимость за 1 кг металла в центрах приема авто на утиль составляет от 4 до 8 руб. Некоторые компании выплачивают компенсации только за машины весом более 1,5 т. При этом на стоимость влияет комплектация авто, расстояние до площадки сбора и пр.
Получить компенсацию на покупку нового авто по государственной программе утилизации.
В 2022 году сдать авто на утилизацию за деньги также можно по специальной госпрограмме. В этом случае деньги не выдаются на руки, их можно использовать только для покупки нового автомобиля. Размер компенсации составляет от 50000 до 350000 руб. в зависимости от авто, которое Вы желаете приобрести. Подробнее о госпрограмме и условиях участия читайте в статье «Программа утилизации автомобилей в 2022 году».
Снять с учета автомобиль на утилизацию
Если Вы решили сдать автомобиль, сперва снимите его с учета в ГИБДД. Процесс снятия машины с учета в ГИБДД для утилизации, достаточно прост и много времени не займет, к тому же Вам больше не придется платить транспортный налог.
Порядок снятия автомобиля с учета для утилизации согласно Приказу МВД России от 07.08.2013 N 605 таков:
1Соберите пакет документов;
Чтобы снять авто с учета Вам понадобится паспорт РФ, а также документы на авто (свидетельство о регистрации (СТС), паспорт ТС) и номерные знаки.
2Напишите заявление;
Заявление на снятие с учета авто необходимо составлять по установленному шаблону. Информацию о том, где скачать бланк заявления, читайте в статье «Документы для регистрации автомобиля в ГИБДД в 2022 году».
3Посетите регистрационное отделение ГИБДД и получите справку о снятии авто с учета.
Чтобы сэкономить свое время, запишитесь на прием в ГИБДД онлайн или через терминал в регистрационном подразделении. Пошаговую инструкцию о том, как записаться онлайн на снятие авто с учета в Москве, Вы найдете в статье Правила постановки автомобиля на учет в ГИБДД в 2022 году.
Машину привозить в ГИБДД не нужно. При снятии авто с учета по утилизации предоставлять авто на осмотр не требуется.
Этапы переработки автомобиля в пункте утилизации
Правила утилизации определяются техническими документами, регламентированными правовым актом. Эти документы выделяют три основных этапа утилизации
- Слив жидкостной техники. Моторное масло, остатки бензина или дизельного топлива и другие жидкости в автомобиле. Они могут быть переработаны.
- Разборка и сортировка транспортного средства. Как уже упоминалось, автомобиль состоит из множества компонентов из различных материалов. Задача рабочих — разобрать его на компоненты и рассортировать их в соответствии с типом и видом материала. Шины и покрышки могут быть использованы в качестве сырья для строительства. Металлические компоненты могут быть переплавлены с металлическими отходами.
- Измельчение лома — это процесс резки металлических деталей и отделения грязи. В результате получается сырье, которое можно использовать в различных отраслях промышленности.
Требования к процедуре
Росприроднадзор выдает сертификаты только лицам и предприятиям, соответствующим условиям. Организации обязательно должны владеть системами обезвреживания отходов разных классов опасности, располагать местом для хранения.
Требуется оборудование для проведения процедуры утилизации, переработки автомобилей, их частей. У рабочих должны быть документы, подтверждающие профессиональную подготовку в этой области. За процессом утилизации закрепляется ответственный человек.
Обязательным пунктом будет наличие грузовых транспортных средств для перевозки.
Предприятие, которое хочет получить лицензию на утилизацию, предоставляет документы:
- об имеющемся оборудовании и сооружениях для утилизации;
- разрешение, допуск на работу с отходами;
- информация о предпринимателе или руководителе предприятия, реквизиты;
- подтверждение наличия транспортных средств;
- квитанция об оплате госпошлины;
- заявление на выдачу лицензии, подписанное руководителем организации.
Стоимость государственной пошлины 7500 рублей. Сертификат о разрешении оформляется через полтора месяца после подачи заявки. Срок длительности не установлен, но при обнаружении нарушений лицензия становится недействительной.
Подача заявок производится виртуально через портал Госуслуг либо лично в министерство экологии. Помощь в подготовке документации предоставляют многие организации-посредники
https://youtube.com/watch?v=AE_QeH7As7Y
Программа утилизации автомобилей в 2024 году – условия
Программа утилизации автомобилей в 2024 году представляет собой процесс, в результате которого происходит замена устаревших и экологически небезопасных автосредств на более современные и экологически безопасные модели.
Программа предусматривает следующие условия:
- Субсидии и льготы. Данные меры состоят из снижения стоимости авто, освобождении от уплаты налогов или других финансовых стимулов.
- Условия утилизации. Участвующие в программе обязаны передать свой старый автомобиль в специальный утилизационный центр, где он будет утилизирован согласно всем стандартам и нормам.
- Возраст автомобиля. Программа охватывает авто с возрастом более 10 лет.
- Экологические требования. Новый вид транспорта, приобретенный в рамках программы, в обязательном порядке должен соответствовать требованиям по норме выбросов и энергоэффективности.
- Регистрационные процедуры. Для того чтобы стать участником программы, необходимо предоставить документы, подтверждающие владение старым авто и соответствие нового транспорта экологическим требованиям.
Что такое программа утилизации автомобилей?
Программа утилизации автомобилей – это комплексное мероприятие, целью которого является устранение устаревших, поврежденных и непригодных к эксплуатации автомобилей в безопасной и экологически эффективной манере.
В рамках данной программы, совместно с производителями и организациями, осуществляющими утилизацию, разработаны особые механизмы, с целью обеспечения безопасности и соблюдения экологических норм при утилизации авто. Они обеспечивают исправное выполнение всех этапов: от утилизации кузова и двигателя до малых деталей и отходов.
Прежде всего, с каждого утилизированного автомобиля снимаются все жидкости и материалы, оказывающие вредное влияние на окружающую среду. Затем транспорт подвергается разборке на отдельные компоненты и детали, которые затем сортируются в соответствии с их характеристиками и материалами, из которых они изготовлены.
Некоторые компоненты и детали в дальнейшем могут быть вторично использованы или отправлены на переработку для получения новых материалов.
Следующий этап программы – учет и утилизация образовавшихся отходов. Этот этап охватывает исключительно контролируемые процедуры, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду и предотвращающие загрязнение почвы, воды и воздуха.
К тому же осуществляется надлежащая ликвидация батарей, шин и других составляющих автотранспорта, которые невозможно вторично использовать или переработать.
Чем отличается снятие с учёта в связи с утилизацией и в связи с утратой?
На учёт машину необходимо ставить по ряду причин. Одной из основных является чёткая привязка автомобиля к его собственнику для того, чтобы налоговая инспекция знала, кому начислять транспортный налог, а ГИБДД — на кого начислять штрафы с камер автоматической фиксации. Снимая автомобиль с учёта в ГИБДД, мы снимаем с себя и указанные обременения, но машину эксплуатировать по прямому назначению в этом случае не имеем права.
- утрата машины,
- угон транспортного средства,
- окончание регистрации при постановке машины на учёт на ограниченный срок,
- продажа автомобиля (на основании договора купли-продажи),
- окончание договора лизинга у лизинговой компании (и, как следствие, переход машины в собственность настоящего владельца),
- утилизация,
- вывоз автомобиля за пределы территории России,
- аннулирование регистрации транспортного средства в связи с нарушениями правил регистрации,
- смерть собственника автомобиля или ликвидация организации, которая была собственником автомобиля.
Вас также заинтересует:
- Как поставить на учёт ГИБДД машину юридического лица?
- Потерял СТС (техпаспорт) — как восстановить?
- Нужно ли менять свидетельство о регистрации при смене адреса регистрации?
Как видим, законных причин для снятия с учёта предостаточно. Но чем отличается утрата от утилизации? Мы специально выделили жирным эти пункты, так как многие водители их путают. Хотя, сложного тут ничего нет, и разница видна по самому названию этих слов.
Утилизация — это уничтожение автомобиля без возможности его восстановления. Утрата — это, собственно, утрата транспортного средства, хотя сама машина может быть живой и целой и находиться где-то.
На утилизацию в 2024 году можно подать в связи с полным уничтожением транспортного средства, например, если вы участвуете в программе утилизации, при которой некоторыми автосалонами даётся скидка на покупку нового автомобиля. Прекращение регистрации в связи с утратой производится, если вы, например, утопили машину в водоёме и не нашли её на дне (или просто решили не доставать); либо если просто решили держать её во дворе, продать на запчасти, но не ездить на ней.
В каком порядке получать разрешения?
Ввиду отсутствия единого документа, который бы регламентировал процедуру, каждый соискатель отвечает на этот вопрос самостоятельно. Однако, исходя из формальной логики, процесс выглядит следующим образом:
- Регистрация в качестве юридического лица (так как эта форма обеспечивает большую свободу);
- Приобретение или аренда автотранспорта, оборудование его соответствующей маркировкой, обозначениями и табличками, укомплектование элементами безопасности (огнетушителями и прочим);
- Приобретение или аренда помещений, необходимых для работы;
- Заключение договоров с организациями, осуществляющими техническое обслуживание (дезинфекцию, мойку) машин и другие услуги, нужные для деятельности компании;
- Наём персонала (можно заключить трудовой договор с началом срока действия спустя определённое время), его подготовка;
- Получение заключения СЭЗ;
- Подача заявки на выдачу специального разрешения.
Кто и на каких основаниях может получить лицензию на утилизацию старых авто в 2019?
См. также статью – Лицензия на обращение с отходами и Нужна ли лицензия для работы с АКБ.
В 2019 году данное разрешение вправе получить и зарегистрированные предприниматели, и действующие или вновь открытые юридические лица. Главное, чтобы они прошли проверку на местном уровне и Министерством экологии и природных ресурсов РФ, а также отвечали следующим требованиям, в частности:
- соискатели лицензии обязаны иметь на праве собственности (либо на ином законном основании) участок, специально оборудованный и расположенный за городской чертой в пределах не менее 0,5 км или 1 км от нее (расстояние зависит от того, насколько интенсивной планируется деятельность будущего предприятия);
- должны разработать проект, отражающий уровень производственной мощности будущего пункта приема, учитывающий технологические и экологические аспекты предстоящей деятельности, ее риски и иные факторы;
- не должны иметь задолженности по налогам и сборам. Причем, требование об отсутствии бюджетных и внебюджетных долгов распространяется на все виды деятельности, какими занимается соискатель лицензии на текущий момент. Для подтверждения чистоты перед бюджетом в налоговой и в иных контролирующих органах (в частности, в Пенсионном фонде, Фонде соцстраха, и т.д.) можно запросить акт сверки, официально подтверждающий нулевое сальдо по платежам;
- сотрудники соискателя лицензии обязательно должны пройти обучение, позволяющее им заниматься обслуживанием опасных отходов. Не стоит забывать, что лицензия на автоутилизацию – это комплексное понятие, включающее в себя право на утилизацию шин и покрышек, которые относятся к 4-му классу опасности, масел и смазок – к 1-му уровню опасных отходов. Наличие у сотрудников соответствующей подготовки подтверждает сертификат или удостоверение;
- любые постройки, оборудование, транспорт и иные активы, которые будут участвовать в приеме, разборе и утилизации старой машины, и принадлежащие на законном основании соискателю лицензии, должны быть проверены санитарно-эпидемиологическими службами и получить по результатам данной проверки заключение. Фактически, такое заключение подтверждает или опровергает наличие необходимых условий для утилизации, размещения и обезвреживания веществ, относимых к разным классам опасности.
В каких случаях нужна утилизация
Решение списать авто в утиль владелец может принять в нескольких разных обстоятельствах.
Ремонт автомобиля нецелесообразен. Нередко так бывает со старыми автомобилями: вложения в ремонт существенно превышают их рыночную стоимость. Следовательно, от автомобиля проще избавиться, чем пытаться починить.
Когда имеет смысл сдавать автомобиль в утиль
Обстоятельство |
Примечание |
Автомобиль невозможно продать |
На старые автомобили простых моделей крайне сложно найти покупателей |
Автомобиль серьезно пострадал в ДТП |
Если автомобиль не имеет КАСКО, а виновник ДТП не выявлен, платить за ремонт нужно будет владельцу, а иногда восстановительные работы влекут за собой столь внушительные расходы, что автомобиль проще продать |
Еще одна причина – необходимость платить транспортный налог за автомобиль, который не используется и простаивает во дворе или в гараже. Если подать на утилизацию свое авто, можно избавиться от этой необходимости.
Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году
Независимо от того, кто должен уплачивать сбор, порядок действий будет таким:
- Рассчитать утильсбор и заполнить специальную форму.
- Оплатить сбор.
- Подготовить документы, подтверждающие данные, которые использовались в расчетах.
- Предоставить эти документы и квитанцию об оплате в таможенные органы.
- Получить таможенный приходной ордер (ТПО).
Самое главное: утильсбор уплачивается в бюджет по определенным кодам бюджетной классификации, а всю остальную работу нужно будет проделать через Федеральную таможенную службу (ФТС).
Исключение – российские автопроизводители, а также те, кто купил авто в России у собственника, не платившего сбор, оформляют его через Федеральную налоговую службу. Этот вариант актуален, например, для тех, кто пользуется услугами перекупщиков, покупающих авто за границей на свое имя, а не на окончательного покупателя.
Сроки оплаты
В случае колесной техники на то, чтобы перечислить деньги и подать документы в таможенный орган, по закону дается 15 дней. Этот срок действует как для производителей автомобилей, так и для импортеров. Он начинает отсчитываться:
- для производителей – когда машина полностью готова к эксплуатации;
- для импортеров – как только техника пересечет границу.
В случае с самоходной техникой сроки еще жестче. В этом случае производителям нужно подать документы в таможенный орган еще до выпуска машины, а именно на этапе ее декларирования. А при ввозе техники из других стран дается 5 дней на подачу документов.
Если не оплатить утилизационный сбор, то не получится поставить автомобиль на учет.
Уплата сбора
Утилизационный сбор оплачивается по системе авансовых платежей (поэтому верный КБК указан в категории «авансовый платеж»). В качестве основного документа, который удостоверяет плательщика, выступает ИНН. То есть, ФТС будет отслеживать наличие платежа не только по квитанции, но и по ИНН в системе.
Также нужно знать реквизиты:
- Получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
- ИНН получателя – 7730176610
- КПП получателя – 773001001
- Наименование банка, в который поступят средства – Операционный департамент Банка РФ, Межрегиональное операционное УФК Москвы
- БИК банка, куда поступают средства – 024501901
- Номер счета в этом банке – 40102810045370000002
- Номер казначейского счета – 03100643000000019502
- ОКТМО – 45328000
- КБК – 15311009000011000110
Вносить деньги можно разными способами – через кассу банка, мобильное приложение, банкомат, платежный терминал или оператора таможенных платежей. На форумах советуют платить в кассе банка, потому что в ФТС нужно подавать бумажную квитанцию об оплате.
Подача документов
Для того чтобы оформить оплату утилизационного сбора, нужно обращаться в таможенный орган. Тут есть два варианта:
- в тот таможенный пост, в котором проходило декларирование транспортного средства;
- таможенный пост по месту жительства того, кто будет платить.
С собой необходимо иметь следующие документы:
- Расчет утильсбора. Он должен быть оформлен на специальном бланке, а пример заполнения можно посмотреть здесь. Заполняется он вручную (в Excel) тем, кто будет подавать документы, сдается в распечатанном виде.
- Копии документов на само транспортное средство – одобрение типа (ОТТС), сертификаты соответствия, свидетельство о конструктивной безопасности (СКБТС) и все другие документы, которые прилагаются к машине.
- Копии квитанции об уплате сбора.
Если документы подаются в бумажном виде, то понадобится еще копия паспорта, ИНН, документ на право собственности транспортным средством. Если подачей документов будет заниматься не сам владелец, а его представитель, то понадобится еще и копия документа, подтверждающего его полномочия.
Те, кто платит через ФНС (купившие у перекупщиков авто), пишут, что оформляется всё быстро, но платеж может потеряться.
Комментарий с сайта drom.ru
Простановка отметки в ПТС
После того как все документы пройдут проверку, а оплата будет произведена, в ПТС транспортного средства проставят отметку об этом. Она будет находиться в разделе «Особые отметки». Надпись выглядит как «Утилизационный сбор оплачен. ТПО №…»:
Если на транспортное средство не нужно платить утилизационный сбор, в ПТС также появится отметка. Но в ней будет указано, что сбор не производился и по какой причине.
Заключение Роспотребнадзора
Обращению в Росприроднадзор предшествует получение специального документа из другого ведомства. Чтобы оформить положительное заключение Роспотребнадзора, подтверждающее соответствие оборудования, помещений и т.д. санитарным нормам, необходимы следующие документы:
- Сведения о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП;
- Документы на транспортные средства, объекты недвижимости, которые будут использоваться в работе;
- Информация об отходах, с которыми планирует работать предприятие;
- Договоры с организациями, куда будут перевозиться и размещаться грузы, а также с компаниями, осуществляющими дезинфекцию, мойку, обеззараживание ТС;
- Иные документы, необходимые в конкретной ситуации.