Налоги без страха 2024. незнание порождает страх

Судебная практика по ст. 54.1 нк рф в пользу налогоплательщика в 2023 году

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2023 N Ф06-10083/2023 по делу N А55-37631/2022

Суд принял сторону налогоплательщика, рассмотрев решение налоговиков по ст. 54.1 НК РФ, отметив следующее:

  • учредителями и (или) руководителями всех организаций-контрагентов и непосредственно самого налогоплательщика являются разные лица;
  • надлежащие доказательства того, что руководитель налогоплательщика принимал решения о создании организаций-контрагентов, руководил их хозяйственной деятельностью, распоряжался материальными, трудовыми ресурсами организаций в материалах дела данного отсутствуют;
  • каждый подрядчик осуществлял самостоятельную предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли с надлежащим оформлением документов по совершенным сделкам;
  • контрагенты налогоплательщика независимы друг от друга, имели свой штат работников, в том числе реальных руководителей и лиц, ответственных за процесс производства, что также подтверждается протоколами проведенных инспекцией допросов как самих руководителей, так и работников указанных организаций.
  • все контрагенты имеют признаки имущественной обособленности, ведут раздельный бухгалтерский учет, имеют отдельный баланс, отдельный расчетный счет и осуществляют по результатам самостоятельной хозяйственной деятельности исчисление и уплату налогов и сборов, что свидетельствует о самостоятельности каждого из них, как субъекта предпринимательской деятельности;
  • привлечение к отдельным видам работ (услуг) подрядчиков (исполнителей) не свидетельствует о «схемности», о «дроблении», об использовании механизмов ухода от уплаты налогов проверяемой организации, а указывает на реализацию Общества субъективных гражданских прав, в том числе, права на заключение гражданско-правового договора.

Отслеживаем участие в схемах

Упоминание в письмах из налогового органа слова «схема» само по себе уже очень тревожный знак

Ведь схему невозможно создать по неосторожности, следовательно, это свидетельствует об умысле налогоплательщика на совершение налогового правонарушения, а это значит, что вы находитесь в зоне повышенного риска. Наличие умысла в два раза увеличивает штраф по ст

122 НК РФ – с 20 до 40%.

Так, в письме ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» указано, что об умысле свидетельствует совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Как одна из основных в этом документе упоминается схема «дробления» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, которая характеризуется как имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.

Не стоит ждать предупреждений из налогового органа в виде требования о предоставлении пояснений или вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Необходимо периодически проверять свою структуру бизнеса на наличие признаков дробления. Эти признаки содержатся в Письме ФНС РФ от 11.08. 2017г. № СА-4-7/15895@. Периодически проводить работу над ошибками и исключать те риски, которые указаны в этом письме.

Не менее важно не работать с недобросовестными поставщиками. Дело в том, что система АСК НДС-2, которой вооружены налоговые органы, позволяет устанавливать налоговые разрывы и выявлять недобросовестных поставщиков в цепочке

Поэтому даже незначительные поставщики должны быть тщательно проверены. А если все же выявлен такой разрыв необходимо связаться с контрагентом и уточнить обстоятельства. Бывает так, что контрагент без всякого умысла просто забыл отразить выставленный вам счет-фактуру в своей декларации, и всего лишь и требуется, что подать «уточненку». А бывает, что такие действия совершены вашим контрагентом умышленно. И это печально, потому что в этом случае ваш контрагент вас подвел.

Третья, самая часто встречающаяся ошибка налогоплательщиков – использовать в структуре бизнеса ИП-фантома, таким образом увеличивая расходы и получая наличные денежные средства. Это увеличивает налоговые риски, так как может быть расценено налоговым органом в качестве дробления бизнеса, так и фиктивности операций ИП. Об этом, как правило, свидетельствуют протоколы допросов такого ИП. Он не может пояснить ничего по поводу своей деятельности, не ориентируется в ней, не имеет профильного образования, не понимает терминологию, присущую той экономической деятельности, которой он занимается. Дополнительно у налогового органа имеются другие доказательства подконтрольности такого ИП основной организации: один IP-адрес, доверенности в банке на одно лицо, общие номера телефонов, электронной почты, общий сайт.

Как это делается

Между ИП и самозанятостью я выбрала второе. Это примерно как выбрать между «оформите заявление по форме Р21001 » и «скачайте приложение». Надо признать, стать самозанятым оказалось действительно просто. Настолько просто, что я сделала это двумя способами. Для обоих потребуется вспомнить свой ИНН и паспортные данные.

Первый способ — через Сбербанк. Там у меня уже был счёт, стояло приложение в телефоне. Следуя инструкции, я зашла во вкладку «платежи», выбрала там «своё дело», мне сказали, что никакого дела у меня пока нет, и предложили завести. Не дело, а карту. Специальную карту, куда будут зачисляться только деньги, заработанные в режиме самозанятости. На любую сумму, упавшую на этот счёт, будет автоматически выдаваться чек и выписываться налог. Я заказала эту карту буквально в два клика. «В какое отделение заказывали, в таком и забирайте» случилось уже на следующий день. Быстро, удобно, с регистрацией, СМС и годовым обслуживанием стоимостью 750 ₽ .

Второй способ — через приложение «Мой налог» (остерегайтесь подделок, проверьте, что в авторах приложения значится именно ФНС России). Его я тоже скачала, зарегистрировалась по инструкции, оно мне никаких карт заводить не предлагало и долго не давало никакой счёт к нему привязать. Зато сулило налоговый бонус в 10 000 ₽ .

Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.

В итоге я пользовалась приложением «Мой налог». В «Сбере» я не сразу разобралась, как формируются и где хранятся чеки.

За год существования этого налога написана добрая сотня инструкций, самая исчерпывающая — на сайте налоговой , я пользовалась именно ей.

При составлении договоров учитываем налоговые риски

Очень много проблем у налогоплательщиков возникает от несоответствия формы и содержания сделки, отсюда вытекают неожиданные налоговые последствия. Это свидетельствует об отсутствии слаженной работы юриста и бухгалтера. Бывает и так, что должность юриста штатным расписанием организации или ИП не предусмотрена, а бухгалтер берет договор из интернета либо принимает полностью без правок договор контрагента. Получается, что стороны считают, что они заключили договор перевозки, а на самом деле это договор транспортной экспедиции и первичные документы не соответствуют тому договору, который стороны заключили

На эти детали обращают внимание налоговые органы. Они оценивают сделку из ее экономического содержания, а не юридической формы

Другая проблема – указание в договоре условий, которые не выполняются сторонами. Например, в договоре подряда указано, что подрядчик должен выполнить работы своими силами и не в праве привлекать субподрядчика, при этом в нарушение условий договора подрядчиком заключается договор субподряда. Это тоже может увеличивать налоговые риски.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2023 N Ф10-4039/2023 по делу N А68-15327/2018

Судом установлено:

  • при заключении договоров подряда налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, получил у контрагента копии свидетельства о регистрации организации, о постановке на учет в налоговом органе, устава, паспорта, благодарственного письма от министра строительства, а также сведения о наличии допусков к соответствующим видам работ;
  • налоговым органом не представлено доказательств того, что для целей налогообложения обществом учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Основы новой системы оценки и управления рисками

Базовым правилам управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля посвящена отдельная глава 5 Закона о госконтроле. Она содержит не только основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, но и категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований, включая порядок отнесения объектов госконтроля (надзора), муниципального контроля к таким категориям и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также правила учета рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Так, ст. 22 Закона о госконтроле предусматривает необходимость осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Стоит отметить, что если из буквального толкования действующей редакции  следует, что применение риск-ориентированного подхода предусмотрено как возможность, а не обязанность (употребляется конструкция «может применяться»), то в новом Законе соответствующая норма предполагает обязательное использование риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении госконтроля (применяется формулировка «контроль (надзор) осуществляются»). Новый формат модели риск-ориентированного подхода будет пронизывать всю систему госконтроля (надзора), муниципального контроля, а не только влиять на частоту проведения плановых проверок.

Отметим, ранее систему управления рисками причинения вреда (ущерба) планировалось распространить только на государственный контроль (надзор) в РФ – упоминания в контексте применения такой системы о муниципальном контроле в первоначальной редакции Проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, не было. Но в процессе доработки текста документа было решено указать о применении системы оценки рисков и в отношении муниципального контроля, но с оговоркой, что в положении о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется. Однако такое решение не должно противоречить федеральному закону о виде контроля, а также общим требованиям к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля. «В этом случае плановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных ст. 61 и 66 Закона о госконтроле», – указывается в .

Кроме того, ст. 22 содержит определения понятий:

  • риск причинения вреда (ущерба) – вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям;
  • оценка риска причинения вреда (ущерба) – деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей;
  • управление риском причинения вреда (ущерба) – осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.

Контрольным (надзорным) органам предписано обеспечивать организацию постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). А Правительству РФ – определить общие требования к порядку организации оценки риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля, включая требования к установлению критериев и категорий риска, порядку отнесения объектов контроля к категориям риска, установлению индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядку их выявления, источникам сведений, используемых при оценке риска, и порядку их сбора, обработки, анализа и учета, порядку информирования контролируемых лиц об отнесении объектов контроля к категориям риска, периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от категории риска ().

Эмоции

Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.

Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?

Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.

«Проверка штрафов и начислений»

Что
проверяет 

  • штрафы за нарушение ПДД, правил
    остановки и стоянки,
  • штрафы за неоплаченную парковку,
  • информацию о начислениях
    за госуслуги, в том числе пенях.

Как
проверяет 

По номеру и серии свидетельства о регистрации транспортного
средства (СТС), уникальному идентификатору начисления (УИН), а также по реквизитам
организации: ИНН/КИО и КПП.

Для быстрого взаимодействия госорганов, граждан и организаций была создана
государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Она работает по принципу единого окна: здесь можно найти
информацию обо всех начислениях и долгах перед бюджетом. Эту информацию могут получить
и банки — но только зарегистрированные в ГИС ГМП. Их список —
на сайте Федерального казначейства.

Зачем это нужно 

Вы сможете проверить штрафы всего автопарка, не собирая данные
по СТС и госномеру автомобиля. Достаточно указать ИНН юрлица. В первые 20 дней
с момента вынесения постановления некоторые штрафы можно оплатить со скидкой 50%. Таким образом,
вы экономите время и деньги.

Чем ещё полезен сервис:

  • По каждому штрафу есть подробная
    информация: дата, время, адрес и характер правонарушения. Для оплаченных штрафов указаны
    дата, сумма и способ оплаты.
  • При оплате полученного начисления поля
    платежного поручения заполняются автоматически.

Вы можете подключить услугу «Автоплатеж»
за штрафы ГИБДД, и банк будет регулярно проверять штрафы по номеру водительского
удостоверения или свидетельства о регистрации ТС. При каждом штрафе вы получите SMS
с информацией о предстоящем списании. Отменить платёж можно при помощи кода.

Нюансы

Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:

1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.

2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.

3. Откуда такая сумма налога? Автоматически при регистрации самозанятому выдаётся налоговый бонус в 10 000 ₽ . Сначала кажется, что пока не наберётся налогов на эту сумму — платить не нужно. На самом деле всё устроено иначе.

Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.

Например, вы только что зарегистрировались самозанятым и в этом месяце заработали 100 000 ₽ от физлица. Должны были заплатить налог 4% (4000), а заплатите 3% (3000), то есть вычет составит 1000 ₽ . И так будет до тех пор, пока суммарно не набежит налоговых вычетов на 10 000 ₽ , а после этого начнёте платить по полной.

Вот что меня сбило с толку: налог нужно заплатить до 25 числа следующего месяца. Первая «продажа» у меня была 25 июня, и я рассчитывала тут же заплатить налог. Этого не произошло, но я подумала, что дело не в дате, а в волшебном налоговом вычете. Потом была ещё одна продажа, и в июле мне начислили налог на обе сделки разом. Я была неприятно удивлена. При этом сумма никак не билась, логике не поддавалась, интернет молчал. А посчитали мне тогда (А+Б)*4% вместо (А+Б)*6%, это я только сейчас понимаю.

4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!

5. Как составить договор и какую сумму там указать? Так как я оказывала услуги по производству контента, проект был масштабный и долгосрочный, то с клиентом нужно было заключить договор. На самом деле договор не сильно отличается от любого другого, только в этом отдельно прописано, что я являюсь плательщиком налога на профессиональный доход, и если не выдам чек, то полагается штраф в 30% от суммы заказа. Гораздо сложнее было согласовать с клиентом цену договора. Раньше если мы договаривались с кем-то на гонорар в 10 000 ₽ «чистыми», то сумму «грязными» вычислял плательщик и меня это мало волновало. Теперь же пришлось вспоминать математику за пятый класс. Как считал мой клиент: 10 000 ₽ + 10 000*0,06 = 10600 Но меня это не очень удовлетворило, т. к. при таких расчётах увеличивается налогооблагаемая база, а значит, и сумма налога, и «чистыми» остаётся уже 9964 ₽ . Клиент уверял, что это «просто так устроена жизнь, ты всегда остаёшься в проигрыше, это же налоги». Как считала я: 10 000/0,94 =10 638. Эта формула берётся из простой пропорции х — 100% 10 000 — 94%

В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта

Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает

6. Как использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.

Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.

Почему я стала самозанятой

Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.

Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.

И вот весной 2019 года мне предложили возглавить интересный проект — новое медиа, интересная тема, амбициозная задача. Но никаких трудовых договоров, только ГПХ (гражданско-правовой характер). Заказчик — что-то окологосударственное (я знаю, что, но обещала не говорить лишнего), подрядчик — ИП без наёмных сотрудников, а я, получается, субподрядчик. «Хочешь в проект, тогда оформляй ИП или самозанятость», — сказали мне. И я оформила самозанятость.

«Проверка контрагентов»

Что
проверяет 

Сервис анализирует ключевую информацию о компаниях. Данные позволят выявить
недобросовестных поставщиков, нечестных партнёров и просто мошенников, которые могут, например,
не вернуть предоплату. Предупреждён — значит вооружён, вот что вы увидите:

  • Выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП: в ней
    указаны регистрационные и контактные данные компании и её учредителей.
  • Дочерние компании, аффилированные
    (связанные) лица. Обычно проверяют взаимосвязи между участниками проектов, сделок, требующих
    одобрения какой-либо стороны.
  • Показатели баланса партнёра, величину
    его собственного капитала, риск банкротства и зависимости из-за кредитов. Это поможет понять,
    насколько ваш контрагент финансово устойчив.
  • Выигранные и размещенные
    госконтракты. Вы сопоставите заявленный масштаб компании и реальный.
  • Налоги, сборы, страховые взносы,
    штрафы, блокировки счетов. У вас появится представление — растёт компания или
    стагнирует, каков её потенциал.
  • Процентные соотношения долей, статусы
    компаний и их адреса.
  • Судебные иски, исполнительные
    производства.
  • Среднюю численность сотрудников.

Как
проверяет 

По 23 открытым источникам — о банкротствах, судебных
и арбитражных делах и др. Кроме того, сервис проверяет историю платежей и кредитов,
списки неблагонадёжных компаний. Риски рассчитываются на основе методов
экономико-математического моделирования.

Зачем это нужно 

Прежде всего, понять, с кем предстоит работать. Несостыковки
в документах могут указывать на недобросовестные намерения. Сотрудничество
с сомнительными контрагентами грозит потерей не только времени, но и финансов,
а также репутации.

Закон не обязывает проверять контрагентов. Однако существуют такие понятия, как «необоснованная налоговая выгода»
и «должная осмотрительность»

Если вам было известно о нарушениях, допущенных
контрагентом, налоговая, вероятно, сможет доказать, что вы действовали без должной
осторожности. Как минимум вас ждёт проверка, также предусмотрены штрафы

Сотрудничество с фирмами-однодневками» расцениваться как сознательное
уклонение от налогов (налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых,
уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право
на налоговый вычет по НДС) и незаконное обналичивание средств. Сделка, заключенная
с фирмой-однодневкой, может быть признана судом недействительной. Помимо этого, вас могут
привлечь к административной, налоговой, уголовной ответственности.

Чем ещё полезен сервис:

  • Поможет поддерживать базу
    реквизитов контрагентов в актуальном состоянии. Информация об изменениях —
    смене директора, начале банкротства — обновляется автоматически.
  • Составит визуальную аналитику.
    Финансовые данные — активы, пассивы, динамика развития — будут представлены
    с выводами, графиками и пояснениями. Удобно использовать для отчётов или при
    подготовке к сделке.

Периодически проверяем себя в ЕГРЮЛ на наличие недостоверных сведений

Очень много записей о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ появилось в этом году. Во время карантина предприниматели почувствовали преимущества работы из дома, и когда карантин закончился, продолжили работать дистанционно, не посещая офисы.

Но не тут-то было, налоговые органы прошли с проверками достоверности адресов и у тех, кого не оказалось по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, появились сведения о недостоверности, причем не только об адресе, но и об исполнительном органе. На первых порах исправить это досадное недоразумение можно довольно легко – подав уточняющую форму с указанием того же адреса, где вы и находитесь, и того же директора, но эту ситуацию необходимо отследить, потому что мы далеко не всегда получаем письма по почте. Получение такой записи сразу переносит вас в разряд высокорисковых налогоплательщиков.

Аналогичная ситуация с вашими контрагентами. Многие узнают об этом не из выписки из ЕГРЮЛ, а лишь тогда, когда им отказывают в приеме декларации. Почему так происходит? В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 есть перечень оснований для отказа в приеме деклараций. В пп.5 п. 19 Регламента указано, что отказать в приеме декларации могут в случае, если декларация подписана лицом, у которого отсутствуют полномочия на подписание декларации, то есть руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений. В такой ситуации надо очень быстро приводить сведения в ЕГРЮЛ в порядок, чтобы не нарушить срок сдачи налоговой декларации и не попасть под действие штрафа предусмотренного ст. 119 НК РФ.

Аннулировать декларацию из-за недостоверности сведений или по иным причинам сейчас не могут. В 2018 г. была весьма интересная история с письмом ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства». Это письмо содержало 22 признака, по которым декларацию могли аннулировать. Но не без помощи наших коллег из Палаты налоговых консультантов это письмо было отозвано Минюстом 10.10.2018 № 01/133775-ЮЛ, о чем ФНС сообщила Письмом № ЕД-4-15/21496@ от 02.11.2018. Основные доводы заключались в том, что предложенный порядок не предусмотрен Налоговым кодексом РФ. И вот в продолжении этой истории Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которые начнут действовать с 1 июля 2021 г. Теперь перечень оснований, по которым налоговый орган вправе не принимать декларации организаций и индивидуальных предпринимателей есть в НК РФ. В НК РФ теперь указано, что налоговая декларация или расчет считаются непредставленными, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации выявляется, что в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице до даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации).

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2023 N Ф05-10646/2023 по делу N А40-272368/2022

Суд пришел к следующим выводам:

  • реальность хозяйственных операций, выполнение субподрядных работ и фактическая поставка заявленными контрагентами инспекцией не опровергнута;
  • инспекцией не проведены в полной мере мероприятия налогового контроля с целью установления обстоятельств выполнения работ силами Общества или иных лиц на всех объектах Заказчика;
  • спорные контрагенты осуществляли реальную предпринимательскую деятельность.
  • обстоятельства аффилированности или взаимной подконтрольности Общества и спорных контрагентов, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота, налоговым органом не доказаны;
  • инспекцией не доказана сопричастность налогоплательщика к получению необоснованной налоговой выгоды третьими лицами;
  • перед заключением спорных договоров Обществом была проявлена должная осмотрительность;
  • инспекцией не установлено, что именно Общество контролировало денежные потоки, не установлен и не проведены мероприятия налогового контроля, бесспорно подтверждающие, что вывод денежных средств и обналичивание происходило под непосредственным контролем Общества, а также не установлен возврат денежных средств на личные счета контролирующих и должностных лиц Общества.
  • отсутствует согласованность действий и какой-либо аффилированности общества и его контрагентов;
  • налогоплательщик не имеет отношения к деятельности привлеченных компаний;
  • признаки «имитации» реальной деятельности отсутствуют, все отношения носили реальный характер и исполнены сторонами надлежащим образом. Указанные факты подтверждены, в том числе, полученными в ходе проверки доказательствами (первичные учетные документы, бухгалтерские документы, свидетельские показания, дальнейшая реализация результата работ заказчикам).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: