Содержание акта инвентаризации отходов
Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.
Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.
Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.
Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:
- участок размещения;
- источник образования отработанных материалов;
- наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
- присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
- характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
- принятые нормы образования отработанных материалов;
- места временного хранения и их характеристики;
- варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
- прочие необходимые показатели.
На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.
В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.
О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».
Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.
За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Инвентаризация отходов в России
Процесс учета отходов выполняется по строго определенным государственным стандартам, а сама процедура обязательна. Подсчет отходов выполняется юридическими лицами и ИП, при этом допускается два способа проведения процедуры:
- Самостоятельно. Допускается в том случае, если есть необходимый персонал, а также лицензия на проведение мероприятий. Если лицензии или персонала нет, самостоятельно проводить инвентаризацию нельзя.
- Обращаться в специализированные фирмы. У них тоже должна быть действующая лицензия на проведение данных услуг.
Государством подчеркивается, что инвентаризация проводится не для простого количественного подсчета имеющегося мусора, а для поиска и устранения проблем, которые связаны с перенакоплением отходов, их некорректной утилизацией и перевозкой. Государство учитывает результаты инвентаризации, принимает комплекс необходимых мер.
Необходимые документы
На предприятии, являющемся источником отходов производства, может быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Могут быть разработаны и утверждены документы инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие, необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия.
Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны:
состав инвентаризационной комиссии,
сроки инвентаризации,
сроки оформления акта инвентаризации.
После проведения инвентаризации составляются следующие документы:
опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.
Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:
источник образования (получения, поступления) отходов;
общепринятая кодировка отходов;
их название и класс опасности;
химико-физические характеристики отходов;
место временного хранения, способы утилизации или удаления, и иное.
Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при , для составления отчетности по отходам, и т.д.
В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.
После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.
Ответы на часто задаваемые вопросы про инвентаризацию отходов
Инвентаризация отходов – достаточно сложный и многогранный процесс. Именно поэтому в ходе подготовки к ней, ее проведения, а также отражения в акте и учете может возникнуть большое количество вопросов. Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся из них.
Вопрос №1. У нас есть доходы, которые не классифицируются в соответствии с нормативными актами. Каким образом включить их в акт инвентаризации?
Если по результатам проведенной инвентаризации доходов в акт потребуется включить позицию, которая отсутствует во всех источниках, организация может сама присвоить ей наименование. После этого следует обратиться в территориальные органы, которые отвечают за охрану природы. Здесь новым отработанным материалам присвоят код.
Вопрос №2. Сколько человек должно входить в состав комиссии, проводящей инвентаризацию отходов?
Законодательно требования к комиссии по инвентаризации доходов никак не определены. Не имеется требований не по количеству участников, не по занимаемой ими должности. При этом в бланке инвентаризационного акта предусмотрены поля для подписей председателя и членов комиссии. Получается, что проводить инвентаризацию должны минимум три человека.
Вопрос №3. Каким образом заверяется акт инвентаризации отходов, проведенной в организации?
Акт инвентаризации отходов подписывается председателем, а также всеми членами инвентаризационной комиссии. Кроме того, этот документ в обязательном порядке согласовывается с руководителем организации. После согласования он должен утвердить акт, о чем делается соответствующая надпись.
Вопрос №4. Руководство приняло решение провести инвентаризацию отходов силами сторонней организации. Меня планируют назначить ответственным лицом. Хочется быть готовым заранее, поэтому подскажите, пожалуйста, какая информация и документация могут понадобиться.
В процессе проведения инвентаризации отходов комиссия пользуется определенными информационными данными. К ним относятся:
- сведения об осуществляемых видах деятельности;
- статистическая отчетность;
- информация о первичном и общем учете отходов;
- документация, связанная с образованием, использованием, хранением, применением и прочими действиями с отходами;
- технологические карты, описывающие производственные процессы;
- план-схема, отражающая расположение помещений;
- характеристики сырья, материалов и отходов.
При проведении инвентаризации могут понадобиться и иные данные, которые описывают отходы, режим работы организации, производимую продукцию. Используемые сырье и материалы.
Вопрос №5. В нашей организации отсутствуют документы, регламентирующие инвентаризацию отходов. Чем руководствоваться для ее проведения?
Основной документ, регламентирующий все действия с отходами – ФЗ-89. Кроме того, нелишним будет внимательно изучить Методические указания Ростехнадзора №703
Особое внимание следует уделить пункту 20 этого документа
Таким образом, инвентаризация отходов представляет собой обязательный процесс для всех организаций, в ходе деятельности которых они производятся. Игнорирование требований о ее проведении может повлечь наложение штрафов. Более того, по результатам инвентаризации отходов могут быть составлены рекомендации о повышении эффективности производства, утилизации и реализации накопившихся отходов.
Порядок проведения инвентаризации отходов
Процедура инвентаризации отходов включает в себя несколько этапов:
- издание приказа о проведении инвентаризации;
- предварительный этап;
- собственно инвентаризация;
- заключительный этап.
Особенности каждого этапа отражены в таблице.
- в какие сроки следует провести инвентаризацию;
- какие объекты, подразделения и процессы следует инвентаризировать;
- устанавливается, кто будет проводить инвентаризацию (назначается комиссия либо сторонняя компания);
- указывается, в какой форме будет предоставлен отчет.
Анализируется отражение отходов в учете
Количественное и качественное исследование
Расчет количества отходов, производимого в течение года
Проверяется документация по учету отходов
Разрабатываются рекомендации по результатам инвентаризации
‘));
(w||(w=[]))&&w.push({id:b,block:’13588’});})(window,document,»mtzBlocks»);
Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?
Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия. Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.
Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления. Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).
Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:
- руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
- на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
- в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
- все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.
Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:
источник образования (получения, поступления) отходов;
общепринятая кодировка отходов;
их название и класс опасности;
химико-физические характеристики отходов;
место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.
Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.
Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:
законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».
Отчет по результатам инвентаризации – выглядит вот так
Инвентаризация объектов размещения отходов
Инвентаризация объектов размещения отходов представляет собой ведение учета мест, где захороняется мусор
Особое внимание здесь уделяется соответствию места экологическим нормам и стандартам, безопасности на объекте. После проведенной инвентаризации составляется документ, где отражаются параметры утильсырья, информация о компании и заключение о пригодности объектов для хранения мусора
Периодичность проведения таких отчетных мероприятий составляет раз в пять лет. Законодательство также отмечает, что даже после завершения использования объектов размещения отходов владельцы должны контролировать их состояние и степень влияния на природу, а также вести работу по рекультивации земли.
В данном видео можно услышать, как проводится инвентаризация, кто может помочь в ее выполнении, и даются полезные примеры, помогающие понять механизм учета:
Учет количества и качества мусора – необходимая мера в современном обществе, позволяющая планировать и контролировать экологическую ситуацию. Инвентаризация отходов – обязанность каждого юридического лица, и государство строго следит за ее выполнением.
Акт по инвентаризации доходов
По результатам проведенной инвентаризации доходов в обязательном порядке должен быть составлен акт. В нем содержатся следующие данные:
- где размещены отходы;
- источник формирования;
- наименование и код отходов;
- класс опасности;
- агрегатное состояние, степень растворимости, компоненты;
- относятся ли отходы к летучим;
- нормы образования;
- варианты утилизации.
Можно включить и другие требуемые показатели. Как отмечалось выше, отходы включаются в акт в соответствии с кодом. Однако на сегодняшний общероссийского классификатора не существует. Поэтому для идентификации материалов, относящихся к отходам, следует основываться на региональных нормативных актах.
Впоследствии данные, включенные в акт по результатам проведенной инвентаризации доходов, можно использовать в следующих целях:
- чтобы оформить лимиты на их размещение;
- для составления, а также утверждения документов для разрешения хранения отходов;
- для формирования отчетности по отработанным материалам.
Что такое инвентаризация отходов
Инвентаризация отходов является неотъемлемой частью их обращения и направлена на охрану окружающей среды и человечества. Сырье для утилизации, должно иметь паспорт и заключение инвентаризационной комиссии, в котором будут содержаться удельные показатели отходов.
Как документально оформить инвентаризацию отходов, расскажет это видео:
Цели проверки
Проведение инвентаризации отходов на производстве позволяет определить необходимые показатели, согласно которым можно определить уровень ответственности руководителя в части установления порядка обращения с утилем:
- Изучаются источники образования вредных веществ. Определяются направления снижения коэффициента выработки и подразделения, где накапливаются такие материалы;
- Определяется или уточняется перечень отходов для каждого предприятия для приведения списка в соответствие с действующими классификаторами;
- Осуществляется сравнение с лимитами законодателя и планом производства на год;
- Осуществляются расчеты нормативов по подразделениям;
- Составляется перечень отходов, которые надлежит повторно использовать, отправить на утилизацию (захоронение), уничтожение.
Нормы в этой сфере
- Необходимость принятия мер к ограничению негатива от вредных веществ и содержащих их материалов на человека и окружающую природную среду;
- Соблюдение правил санитарных нормативов при складировании и транспортировке отходов;
- Тотальный учет и паспортизация материалов, подлежащих утилизации;
- Соблюдение норм хранения и накопления вредных веществ на производстве;
- Взаимодействие со специальными службами, занятыми в области переработки и утилизации сырья;
- Качественные транспортировка и размещение материалов.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В 2023 году не существует нормативно-правовых актов, которые предусматривают четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, установлены только некоторые нормы.
При этом можно найти документы на региональном уровне, которые содержат рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.
Согласно Положению п. 7.ст. 3 Закона N 247-ФЗ6, в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативно-правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
Следовательно, никто не может быть привлечен к ответственности за отсутствие отчета о проведении инвентаризации об отходах, тем более из-за отсутствия в нем каких бы то ни было разделов – ст. 8.1 КоАП РФ7, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ.
Но Положение п. 7 нового Порядка учета в области обращения с отходами сообщает, что образующиеся на предприятии отходы должны быть выявлены.
Какие образующиеся отходы выявляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?
1 — Вещества и материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений
2 — Изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг
По результатам такого выявления формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету. Данный отчёт должен быть на предприятии в виде таблицы, которую разрешается вести в электронном виде, без утверждения и даже без вывода на печать.
Помните, что если в ходе проверки выяснится и подтвердится, что природопользователь не учел какой-либо отход или учел его некорректно, предприятию грозят серьезные штрафы по разным частям ст. 8.2 КоАП РФ.
Результаты инвентаризации отходов используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I-IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
- Для подготовки приказов и инструкций
- Для ведения учета
- Для организации мест накопления отходов
- Для разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций
- Для организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.)
- Для оптимизации деятельности предприятия
Внимательно проработайте специфические требования, которые могут применяться к определенным видам отходов. А именно: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, выпадают ли из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как медицинские, биологические и радиоактивные отходы? Это необходимо выяснить в процессе инвентаризации отходов на вашем предприятии.
Инвентаризация и ее итоги
Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.
Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:
- Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
- Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
- Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
- Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
- Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.
Акт инвентаризации обычно содержит следующие данные:
- место размещения, хранения отходов;
- источник образования производственных отходов;
- кодировку, наименование;
- вид, физические, химические свойства, растворимость, состав;
- класс опасности;
- нормативы образования;
- места хранения;
- варианты использования;
- иные необходимые данные.
Используют выявленные отходы по-разному. Их можно вернуть в производство, продать, использовать во вспомогательных производствах предприятия или уничтожить.
Результаты инвентаризации отходов, помимо внутрипроизводственных целей, используются:
- в отчетных формах;
- для обоснования лимитов на размещение;
- для оформления разрешающей документации на хранение.