Государственная закупка по 223 и 44 фз: как проводятся закупки, кто может участвовать и какие требования?

Закупки по 223-фз: условия и способы проведения сделок

НМЦК что это такое в госзакупках?

НМЦК это еще одна аббревиатура, которая регулярно встречается в сфере госзакупок и расшифровывается она, как начальная (максимальная) цена контракта. То есть это то предельное количество денег, которые заказчик готов потратить на приобретение нужного ему товара, работы или услуги. При этом в самой закупочной документации заказчики указывают не только эту цену, но и обоснование данной цены.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом МЭР № 567 от 02.10.2013 г.

Для определения начальной (максимальной) цены контракта заказчики пользуются 5-ю методами:1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка является приоритетным.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Более подробно про НМЦК и ее обоснование можно почитать здесь.

Виды закупок по 223-ФЗ

Закон предусматривает проведение конкурентных и неконкурентных закупок. Во втором случае это закупка у единственного поставщика.

Конкурентной считается закупка, при которой:

  • Заказчик публикует на сайте госзакупок и в ЕИС тендерную документацию, либо направляет закрытое приглашение по меньшей мере двум потенциальным претендентам.
  • В документации подробно прописаны условия торгов и исполнения договора.
  • Обеспечена добросовестная конкуренция (искусственно не созданы условия, когда определенные поставщики имеют безусловные преимущества).

Формы конкурентных тендеров

Закон предусматривает следующие основные форматы торгов:

  • Конкурс (открытый, закрытый, одно и двухэтапный).
  • Аукцион.
  • Запрос предложений (или запрос цен в электронной форме).
  • Запрос котировок.

Подавляющее большинство торгов проводится в электронной форме, но это возможно не только на восьми площадках, аккредитованных в рамках 44-ФЗ, но и на других ресурсах.

Как уже указано выше, возможны и другие варианты конкурсных процедур, в том числе довольно экзотические – многоэтапные конкурсы, конкурентные переговоры и т.д. Специалисты ФАС полагают, что во многих случаях нестандартный формат закупок на неаккредитованных площадках изначально ориентирован на злоупотребления и недобросовестную конкуренцию.

Выбираем форму и способ определения поставщика

Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.

Чем они отличаются?

В прошлом году мы уже писали заметку о том, с какими трудностями сталкиваются поставщики, если ему приходится изучать «нормативку» по закупкам. Исходя из этого, мы сделали вывод, что без грамотного юриста участвовать в тендере не всегда представляется возможным. И если с 223-им законом все более-менее понятно, то 44-ФЗ – это настоящая мука, особенно для субъектов малого бизнеса.

Причина здесь достаточно проста: «Бюджетники» предъявляют более строгие требования по отношению к поставщикам, нежели большинство «частников». И это совершенно не удивительно: как ни крути, а любой муниципалитет, госструктура распоряжается не своими, а «народными» деньгами, если так вообще можно выразиться. Продать товар или услугу в бюджетное или казенное учреждение в качестве единого поставщика практически всегда невозможно. 

  • Во-первых, даже для самых «маленьких» закупок они разыгрывают конкурс.

  • Во-вторых, не факт, что, даже выиграв тендер, поставщик получит свои деньги сразу после подписания акта выполненных работ. Государство деньги принимает охотно, а вот отдает их с большим трудом.

Еще одним камнем в огород 44-ФЗ можно считать то, что этот закон предусматривает торги только на определенных площадках. Все они хорошо известны (например, Сбербанк-АСТ, Электронные торговые системы, РТС-тендер и т.д.). Для индивидуального предпринимателя может быть экономически не выгодно регистрироваться на этих площадках, платить деньги за попытку принять участие в торгах, а затем, не получив ничего, прекращать попытки наладить отношения с «госбюджетом». 

Куда проще вести дело с крупным, но частным бизнесом, ориентируясь на более «лояльные» формулировки в 223-ФЗ, где преимущественно описана сама необходимость проведения торгов, но не как не жесткие требования, предъявляемые к участнику тендера.

Проводим процедуру

Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

Этап 1. Подготовка документации. Часть 10 ст. 4 ФЗ-223 уточняет, что писать в ЕИС про порядок подготовки и (или) осуществления закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • характеристики товара, который подлежит поставке;
  • требования к его качеству и безопасности;
  • место, срок поставки и оплаты;
  • что включено в цену;
  • обоснование цены тендера;
  • требования к участникам и их заявкам;
  • как получить разъяснения по документации;
  • что является критерием для определения победителя;
  • когда будут рассмотрены заявки.

Этап 2. Формирование извещения о проведении тендера. Часть 9 ст. 4 ФЗ-223 разъясняет, что писать в ЕИС про условия применения способа закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • способ определения победителя;
  • сведения о заказчике;
  • предмет тендера;
  • куда поставлять товар;
  • цену договора или порядок ее расчета;
  • как получить тендерную документацию;
  • сроки и порядок подачи заявок.

Этап 3. Реализация промежуточных этапов, таких, как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).

Этап 4. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.

Этап 5. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:

  • дату подведения итогов;
  • сколько получено заявок и их номера;
  • кто отклонен и по какой причине;
  • результаты оценки заявок;
  • почему тендер признан несостоявшимся (если это так).

Этап 6. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.

Этап 7. Заключение контракта.

Как обосновать НМЦД при проведении процедуры покупки:

  1. Выбрать методику в соответствии с положением организации.
  2. Провести калькуляцию.
  3. Внести информацию в план и тендерную документацию.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2):

Процедура Срок проведения (не менее)
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок. Участники указывают срок действия КП по 223-ФЗ в пределах сроков проведения тендера.

Ещё о целях принятия закона и об отличиях от 44-ФЗ

Отдельный закон для закупок госкомпаний был принят в связи с тем, что они в отличие от чисто бюджетных организаций, выполняющих социальные функции, ведут коммерческую деятельность, имеют живую доходную и расходную части бюджета. Конечно, поликлиника тоже может оказывать платные услуги, но их объем несопоставим с долей финансирования из бюджета и ОМС.

Если госкомпания начнет бесконтрольно тратить заработанную прибыль, неизбежно пострадает государство как акционер. Предотвратить такой бесконтрольный расход должен, по мнению законодателей, закон 223-ФЗ о госзакупках.

В законе сформулированы следующие функции государственного регулирования:

  • Максимально полное удовлетворение потребностей компаний с государственным участием в необходимых им товарах, работах и услугах.
  • Расширение и стимулирование участия бизнеса (в том числе СМП) в закупках в качестве поставщиков.
  • Экономия денежных средств заказчиков за счёт конкурсных процедур.
  • Поощрение здоровой конкуренции.
  • Обеспечение прозрачности сделок.
  • Исключение из практики закупок с коррупционной составляющей.

К сожалению, полностью решить поставленные задачи пока не удалось

Счетная палата и другие контрольные органы неоднократно обращали внимание на преобладание закупок у единственного поставщика, что сводит на нет идею о конкуренции и экономии средств. Отмечались и другие нарушения – необоснованное завышение начальной цены договора, незаконное авансирование, привлечение поставщиками субподрядчиков и соисполнителей вопреки условиям договора

Бо́льшая степень свободы участников сделок по 223-ФЗ сводит на нет заложенный в механизме регулирования позитив. Но альтернативы закону пока не видно.

Вот важнейшие плюсы 223-ФЗ по сравнению с 44-м законом:

  • Заказчику не нужно обосновывать закупку и её начальную максимальную цену.
  • Закупки планируются на календарный год.
  • В документации разрешается указывать товарные знаки без обязательной расшифровки.
  • Удобно проводить закупки на небольшие суммы (до 100 тысяч рублей).
  • Все критерии закупок и требования к участникам разрабатываются заказчиком, которому не надо оглядываться на строгие и часто негибкие нормы закона.
  • При прочих равных условиях закупка по 223-му закону занимает меньше времени, чем сделка по 44-ФЗ.

Любопытный момент. Сделки в рамках 94-ФЗ именуются государственными или муниципальными контрактами. Сделки по 223-ФЗ называются договорами.

Срок оформления
1-2 рабочих дня
(при первичном обращении,
при повторном 1 рабочий день)

Сумма гарантии
до 300 млн. руб.

Срок гарантии
25 банков — до 5 лет
3 банка — до 9 лет

Комиссия банка
от 2% годовых

Перечень документов

  1. Копия паспорта ген. директора и учредителя (ВСЕ страницы).
  2. Карточка компании (реквизиты).

Поступление на счет банковских процентов

Поступление на счет банковских процентов отразите документом Поступление на расчетный счет вид операции Прочие расчеты с контрагентами в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Поступление.

Укажите:

  • Дата — дата перечисления, согласно выписке банка;
  • По документу № от — номер и дата платежного поручения (банковского ордера);
  • Плательщик — банк, который начислил проценты;
  • Сумма — сумма начисленных процентов, согласно выписке банка;
  • Счет расчетов — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • Статья доходов — Получение процентов по депозитам

    Вид движения — Поступления от дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям.

    ;

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

Дт 55.04 Кт 76.09 — поступление на счет банковских процентов.

Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить важные изменения 1С и законодательства

Закупочная документация

Она расшифровывает и детализирует данные извещения. Часто именно в этих документах находятся важные нюансы, которые должен учесть поставщик, принимая решение об участии в конкурсе. Это касается номенклатуры поставляемых товаров, графика доставки, особенности работ на объектах и т.п. К примеру, именно в закупочной документации может быть поставлено условие, что ремонтные работы выполняются исключительно в ночное время. Невнимательность исполнителя может привести к серьезным дополнительным затратам, ведь фонд оплаты труда в этом случае увеличивается в два раза.

Также в пакете закупочной документации указывается:

  • Форма и сроки подачи заявок.
  • Сведения, которые поставщик должен предоставить о себе и о предлагаемом товаре или услуге.
  • Порядок оплаты товара, возможность авансирования.
  • Правила и возможность субподряда и привлечения соисполнителей.
  • Порядок и сроки разъяснений и направления протоколов разногласий.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Регулирует все этапы:
  • планирование закупки;
  • проведение процедуры закупки;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта;
  • порядок обжалования закупок.
Является рамочным:
  • регулирует не все процессы;
  • всё, что не регламентируется нормами Закона 223-ФЗ и НПА, заказчики регламентируют своими Положениями о закупке;
  • порядок обжалования установлен Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ

Кто может быть поставщиком

Поставщик — участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт (Федеральный закон 44 ст. 4 часть 1). Оба закона гласят, что поставщиком могут выступать любые физические или юрлица, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иностранцев. По 223 самозанятые имеют преимущества наравне с субъектами МСП — участие в торгах, проводимых только для исполнителей, имеющих данную организационно-правовую форму.

При закупках у компаний, являющихся естественными монополиями, выполнении работ, связанных с мобилизационной подготовкой, для контрактов, не превышающих 600 тысяч рублей (Федеральный закон 44 ст. 93 ч. 4), сделка может заключаться с единственным поставщиком.

Как выиграть тендер на госзакупках без денег?

Выиграть тендер на госзакупках без денег это, как сварить кашу из топора. Деньги для этого вам в любом случае понадобятся, но не такие большие, как вы думаете. Давайте разбираться.

Во-первых, для участия в электронных закупках по 44-ФЗ вам будет нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Стоимость такой подписи колеблется в пределах 5-6 тыс. рублей. Это за вариант “все включено”.Во-вторых, для участия в закупке вам понадобится внести на свой спецсчет обеспечение заявки в размере от 0,5% до 1% от начальной (максимальной) цены контракта, если НМЦК не превышает 20 млн. рублей. Либо в размере от 0,5% до 5%, если НМЦК более 20 млн. Если вы планируете принимать участие в запросах котировок, то обеспечения заявок там нет. Обеспечение заявок также может отсутствовать и в закупках до 1 млн. рублей. 

В-третьих, в случае победы на электронной площадке, вам нужно будет заплатить оператору этой площадки комиссию с победителя, размер которой составляет 1% от НМЦК, но не более 5 000 рублей без учета НДС, если закупка проводилась на общих основаниях и не более 2 000 рублей, если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

В-четвертых, до заключения контракта вам нужно будет предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, размер которого устанавливается заказчиками от 0,5% до 30% от НМЦК, либо от цены победителя, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО. Обеспечение исполнения контракта, как и обеспечение заявки, это возвратные суммы, но они в любом случае будут вам нужны для того, чтобы принять участие в закупке. А если этих денег у вас нет, то можно предоставить обеспечения в виде банковских гарантий, но за выпуск таких гарантий вам нужно будет заплатить комиссию банку. Да, и имейте в виду, что новичкам получить БГ крайне проблематично.

В-пятых, большая часть закупок не предусматривает авансирования. Поэтому будьте готовы исполнить обязательства по контракту за свой счет, а уже потом ждите оплаты от заказчика.

Кто может участвовать в госзакупках?

Согласно п.4 ч.1 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Также с недавнего времени в закупках разрешили принимать участие самозанятым, которых отнесли к категории субъектов малого предпринимательства.

О том, почему не выгодно участвовать в госзакупках в качестве физического лица я подробно рассказал в ответе на 11 вопрос. Поэтому если вы планируете принимать участие в госзакупках на постоянной основе, то лучше делать это в статусе ИП или юридического лица.

223-ФЗ: Основные аспекты

Данный федеральный закон регулирует общие моменты организации закупок для заказчиков, учредителем которых является государство. Согласно Закону 223-ФЗ заказчики могут самостоятельно разрабатывать положения о торгах и описывать все требования к участникам и способы определения победителя. Далее кратко ответим на вопрос «223-ФЗ что это?» и узнаем, как проводить и участвовать в торгах, руководствуясь этим положением.

Цели и принципы 223-ФЗ

Главной целью разработчиков данного закона стала унификация правил торгов и уменьшение расходования бюджетных средств, а также гарантия единого экономического пространства и создание комфортных условий для покупок. Особенностью торгов по 223-ФЗ является небольшой объём требований к их проведению. Закупка проводится разными способами: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, а также по другими конкурентными и неконкурентными способами. помогут вам более подробно узнать обо всех способах ведения торгов.

Главными принципами при проведении закупок являются:

  • открытость;
  • одинаковые права, справедливость и равная конкурентная борьба;
  • эффективное целевое расходование денежных средств;
  • снижение издержек заказчика;
  • отсутствие неизмеряемых условий к участникам закупки.

Сфера применения 223-ФЗ

По данному закону должны работать организации, в уставном капитале которых имеются бюджетные денежные средства (не менее 50%). Также заказчиками могут выступать: коммунальные предприятия и компании регулируемых сфер деятельности.

Основные моменты, которые следует знать о 223-ФЗ

Заказчик сам выбирает следовать ему собственному положению о закупке или проводить закупки по закону 44-ФЗ. В случае размещения собственного положения заказчик сам может:

  • выбрать подходящий способ проведения торгов;
  • определять сроки торгов;
  • устанавливать основания для закупки у одного поставщика;
  • внести изменения в действующие предложения.

Планируем

Каждый заказчик, который реализует конкурентные и неконкурентные закупки по 223-ФЗ, составляет план закупок. Этот документ охватывает период не менее одного года и подлежит обязательному размещению в ЕИС. Форма плана утверждена постановлением № 932 от 17.09.2012, как и требования к его содержанию. В плане указывают:

  • сведения о заказчике;
  • номер документа;
  • что закупают;
  • характеристики товара;
  • единицы измерения, количество и место поставки товара;
  • максимальную цену договора;
  • когда разместят процедуру;
  • срок выполнения договора;
  • способ проведения процедуры;
  • сведения о процедурах для СМП и инновационной, высокотехнологичной продукции.

Форма планов закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств установлена постановлением № 932, а конкретный перечень заказчиков, которые обязаны проводить эти процедуры, — распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21.03.2016. Такие планы составляют на срок не менее пяти лет и размещают в ЕИС.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали применение 223-ФЗ для чайников: просто о сложном. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие заказчики работают по 223-ФЗ?

В перечень крупнейших заказчиков входят госкорпорации:

  • Агентство страхования вкладов;
  • Внешэкономбанк;
  • Росатом;
  • Роскосмос;
  • Роснано;
  • Ростех.

Вести закупки в формате 223-ФЗ обязаны крупнейшие госкомпании и естественные монополии:

  • Алроса;
  • Аэрофлот;
  • Газпром;
  • Почта России;
  • РЖД;
  • Роснефть;
  • Ростелеком;
  • РусГидро;
  • Сбербанк;
  • Транснефть;
  • Холдинг МРСК.

«Дочки» и даже «внучки» госкомпаний также обязаны осуществлять закупки по 223-ФЗ.

К ним приравниваются компании, занятые в регулируемых сферах:

  • электро-, газо-. теплоснабжения;
  • водоснабжения;
  • водоотведения и очистки бытовых и промышленных стоков;
  • утилизации мусора.

С точки зрения организационно-правовой формы под действие закона попадают все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы). Бюджетные учреждения, получающие гранты, выполняющие госконтракты или ведущие собственную коммерческую деятельность также вправе направлять средства на закупки по 223-ФЗ, но строго в рамках полученной выручки.

Способы закупок

  • согласно 44-ФЗ действуют ограничения на сотрудничество с единым поставщиком. Для этого существует такие способы отбора победителя, как:
    • конкурсы — открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия;
    • аукционы — в закрытой форме, электронные;
    • запросы предложений;
    • запросы ценовых котировок.

в 223-ФЗ заказчиком приписываются всевозможные варианты случаев закупки у единого поставщика. Они осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений и запроса котировок. Другие способы заказчик вправе выбирать самостоятельно.

Конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса могут осуществляться только на восьми ЭТП госзакупок из 44-ФЗ. И исключительно в виде одной из четырех форм, указанных выше.

Электронные торговые площадки (ЭТП), на которых проходят торги:

  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «РТС-тендер»;
  • «Росэлторг»;
  • НЭП;
  • ТЭК-Торг;
  • ЭТП ГПБ;
  • ZakazRF;
  • Lot-online.

Для того, чтобы работать на данных площадках необходима регистрация в ЕИС (Единая информационная система закупок). Пройти этап регистрации можно бесплатно.

Для 223-ФЗ существует более 150 торговых площадок. Четких ограничений по выбору не существует. Заказчик сам вправе отдать предпочтение наиболее удобному для себя ресурсу. Стоит учесть, что регистрация на некоторых ЭТП является платной и/или с пользователя будет взиматься ежемесячная абонентская плата.

Малому и среднему предпринимательству разрешено проводить торги только на восьми электронных торговых площадках госзакупок, регламентированных в 44-ФЗ. Представителям МСП также необходимо быть зарегистрированными в системе ЕИС.

Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
04 июня 55.04 10 000     Перечисление на специальный банковский счет Списание с расчетного счета — Перевод на другой счет организации
10 000     Поступление денежных средств на специальный банковский счет Поступление на расчетный счет —
Перевод с другого счета
10 июня 009.01 5 000 Учет выданной суммы обеспечения за балансом Операция, введенная вручную —
Операция
10 июня 91.02 55.04 50 50 Оплата и учет комиссии банка Списание с расчетного счета —
Комиссия банка
22 июня 009.01 5 000 Списание выданной суммы обеспечения с забалансового учета Операция, введенная вручную —
Операция
22 июня 60.02 55.04 1 200 1 200 Перечисление оплаты оператору электронной площадки Списание с расчетного счета —
Оплата поставщику
30 июня 60.01 1 000 1 000 1 000 Учет затрат на услуги Поступление (акт, накладная) — Услуги (акт)
19.04 60.01 200 200 Принятие к учету НДС
60.01 60.02 1 200 1 200 1 200 Зачет аванса
30 июня 1 200 Регистрация СФ поставщика Счет-фактура полученный на поступление
68.02 19.04 200 Принятие НДС к вычету
200 Отражение вычета НДС в Книге покупок Отчет Книга покупок
30 июня 76.09 91.01 15 15 15 Отражение в учете банковских процентов Операция, введенная вручную —
Операция
03 июля 55.04 76.09 15 15 Поступление на счет банковских процентов Поступление на расчетный счет — Прочие расчеты с контрагентами

В чем главные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Говоря об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ, в первую очередь, следует сказать об объеме самих документов. 44-ФЗ является исчерпывающим списком инструкций для работы и заказчиков, и поставщиков. В законе отражены все аспекты процесса закупок, которые не оставляют заказчику никакой свободы маневра. 44-ФЗ описывает:

  • правила размещения торговых процедур;

  • требования к заказчику;

  • алгоритм работы закупочной комиссии и правила определения победителя тендера;

  • типы проводимых закупочных процедур;

  • критерии закупок у единого поставщика;

  • правила заключения и исполнения контрактов.

Для проведения закупок по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает своё Положение о закупках, в котором описывает все нюансы своей закупочной деятельности. В этом смысле на нем лежит большая ответственность — если заказчик, работающий по 44-ФЗ лишь строго следует уже существующим инструкциям, то заказчик, работающий по 223-ФЗ, сам разрабатывает правила игры. При этом, естественно, возрастает шанс того, что разработанное Положение будет противоречить действующему законодательству, что может обернуться для него негативными правовыми последствиями. Этот факт предъявляет к организаторам закупок по 223-ФЗ и их ответственным сотрудникам не меньшие, а возможно даже и большие требования по сравнению с их коллегами, работающими по 44-ФЗ.

Кто работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Кратко говоря, 44-ФЗ регламентирует закупки организаций напрямую финансируемых государством. Если организация имеет бюджетное финансирование или получает субсидии из бюджета любого уровня, то свои закупки она ведет согласно 44-ФЗ.

Если же организация в своем акционерном или уставном капитале имеет долю государственного участия размером более 50% и при этом нацелена на извлечение прибыли (коммерческая организация с государственным участием), то тогда свою закупочную деятельность она ведет согласно 223-ФЗ. Примеры таких организаций: многочисленные госкорпорации, «Газпром», «Роснефть», различные государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП).

На частные организации или на организации, в которых государство имеет долю менее 50%, 223-ФЗ и 44-ФЗ не распространяются.

Как работать в госзакупках

К сожалению, быстрого и лёгкого обучения работе в госзакупках нет и быть не может. Закон № 44-ФЗ строго регламентирует правила регистрации на государственных торговых площадках, требования к участникам, порядок проведения конкурсов, способы определения поставщика и другие условия. Кроме того, госзакупки – конкурентная среда, где действует множество коммерческих компаний, предпринимателей и самозанятых.

Одна из основных причин – на конкурс не подано ни одной заявки. Среднее значение в 3,14 означает, что какие-то заявки собирают множество поставщиков, но есть и такие, которые невыгодны или трудноисполнимы. Соответственно, желающих участвовать в них нет. Также значительная доля несостоявшихся закупок объясняется несоответствием документации или нарушением процедуры торгов.

Общее представление об участии в госзакупках может дать наша краткая пошаговая инструкция.

Шаг 1. Определитесь со своей нишей. В первую очередь, надо понять, что именно вы можете предложить в качестве поставщика. На торгах закупается всё, начиная с канцелярских принадлежностей и заканчивая строительством крупных промышленных объектов. Ни одно бюджетное учреждение не может просто так потратить выделенные государством средства, заключив договор напрямую с коммерческим контрагентом.

В этом же меню есть и другие параметры выбора: этапы закупки, цена, регион и другие.

Для выбора заказов, по которым запрашиваются ваши товары или услуги, введите код по ОКПД2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Классификатор утверждён Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, он есть в свободном доступе в интернете.

Например, канцелярские бумажные принадлежности, в которых нуждаются многие бюджетные учреждения, имеют код «17.23». Посмотрим, какие заказы есть на такие товары, для этого надо проставить галочку в поле «Подача заявок».

Рассмотрим подробнее первую заявку, на сумму 495 тысяч рублей.

Как поставщика нас интересует, что именно хочет получить заказчик на указанную сумму. Для этого надо скачать файл «Описание объекта закупки». В данном случае требуется достаточно широкий ассортимент канцелярских принадлежностей с чётко указанными характеристиками. Вот только часть позиций.

Заявленный ассортимент и объёмы формируются на основании другого файла – обоснования начальной максимальной цены контракта.

Конечно, не всегда НМЦК соответствует реальности, она может быть занижена или завышена. В первом случае есть риск, что закупка вообще не состоится, потому что не найдётся поставщиков, которые согласятся работать с низкой маржой или себе в убыток. Хотя заниженная НМЦК может привлечь новичков, которым нужны победы в конкурсе. А завышенной стоимостью контракта могут заинтересоваться контролирующие органы, которые следят за эффективным использованием бюджетных средств.

В целом, заказчик тоже заинтересован заявлять адекватные условия поставки, ведь в товарах или услугах он реально нуждается, а получить их вне процедуры торгов не может.

Шаг 4. Подайте заявку на участие. Если вы нашли интересный заказ, надо заявить о своём участии в торгах. Первый этап подачи заявок анонимный, чтобы заказчик не смог сделать предпочтения при выборе поставщика. На втором этапе участники допускаются к торгам, в ходе которого могут предложить цену ниже НМЦК. Обычно заказчик, при прочих равных условиях, выбирает того поставщика, который просит самую низкую цену за выполнение контракта.

Шаг 5. Обеспечьте выполнение заказа. Для снижения рисков отказа от выполнения контракта установлена страховка, которая составляет до 5% стоимости. Деньги поставщик вносит на специальный счет, и если контракт действительно будет сорван, эта сумма переводится заказчику в качестве безвозмездной компенсации.

Конечно, нашей краткой инструкции недостаточно, чтобы понять, как работает система госзакупок и как участвовать в торгах. Для получения контракта поставщику желательно пройти подробное обучение, часто его проводят сами торговые площадки. Если времени на это нет, можно обратиться к услугам специалистов по тендерам, которые возьмут на себя все сложные моменты регистрации и проведения конкурсов.

Только помните, что выиграть торги – это ещё не всё. Контракт надо выполнить в срок и на требуемых заказчиком условиях.

Как распознать серые закупки?

Недобросовестный заказчик может специально составлять документацию так, чтобы выполнить закупку мог только один, заранее известный ему исполнитель. Среди таких приемов:

  1. Искажение наименований в категориях закупки. Например, в русских словах используются латинские буквы, ключевые слова пишутся с ошибками, вместо точных названий в ход идут обтекаемые синонимы. Или же просто указывается неверный код по ОКПД. Это делается для того, чтобы закупку было сложнее обнаружить.
  2. Манипулирования с документацией. Например, необходимый товар в извещении описан недостаточно точно — нужные характеристики знает только «свой» исполнитель. Или же необходимые сведения «спрятаны» в приложенной документации, текст которой не распознается компьютером.
  3. Крайне сжатые или вовсе невозможные сроки исполнения контракта.

Чтобы бороться с серыми схемами, можно:

  1. Сочетать поиск по ключевым словам и ОКПД
  2. Смотреть за крупными закупками в своем регионе (обычно прячут именно такие)
  3. Подписываться на заказчиков, чтобы не пропускать информацию о закупках
  4. Запрашивать разъяснения документации у заказчика
  5. Обратиться в ФАС.

Требования к электронной подписи

Все документы, которые используются при проведении торгов на ЭТП, подписываются электронной подписью. Её наличие гарантирует юридическую силу документов, подтверждает согласие с условиями контракта, обеспечивает безопасность сделок. Когда проводятся закупки 44 ФЗ и 223 ФЗ, разница в электронной подписи отсутствует. Во всех случаях нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).

В редких ситуациях площадки требуют заверять документы подписью, имеющей специальное расширение — OID. Простым языком, OID — это дополнительный идентификатор, который содержит более полные сведения о владельце КЭП и его полномочиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: