«подводные камни» контракта с единственным поставщиком

Как грамотно расторгнуть или приостановить обязательства по госконтракту | rusbase

Если контракт заключен

Когда поставщик не может исполнить свои обязательства по контракту, заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта, согласно 44-ФЗ. В этом случае информация о поставщике также вносится в РНП. 

Однако, когда действуют обстоятельства непреодолимой силы, которые не позволяют исполнить контракт, можно избежать попадания в РНП. План такой:

  • засвидетельствовать форс-мажор в ТПП;
  • сообщить о сложившейся ситуации заказчику в порядке, предусмотренном контрактом и закупочным законодательством.

При этом поставщику важно понимать: потребуется доказывать, что невозможность исполнения условия договора – следствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Например, нужно будет обосновать, почему и каким образом введенные санкции повлияли на исполнение контракта.. Если заказчик все же решит расторгнуть договор в одностороннем порядке, вам может понадобиться помощь юриста

Тогда воспользуйтесь нашей услугой защиты от одностороннего расторжения.

Если заказчик все же решит расторгнуть договор в одностороннем порядке, вам может понадобиться помощь юриста. Тогда воспользуйтесь нашей услугой защиты от одностороннего расторжения.

При более благоприятном исходе возможны варианты:

  • приостановка обязательств по контракту, пока действуют обстоятельства непреодолимой силы;
  • расторжение контракта по соглашению сторон без штрафа.

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.
В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО,
должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить
другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты
подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции
необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Как узнать больше о закупках?

Если вы хотите избежать ошибок при закупках и действовать правильно в сложных ситуациях, например, если заказчик не платит по контракту, рекомендуем вам пройти курсы переквалификации по закупкам от НИПКЭФ.

Вы получите актуальные знания и практические навыки по всем аспектам закупочной деятельности: от основных понятий и организационных вопросов до правил составления контрактов и разрешения конфликтов с контрагентами. Вы изучите 44-ФЗ и 223-ФЗ, налоговый кодекс и другие регламенты, которые регулируют государственные и корпоративные закупки. Вы научитесь работать с электронными площадками, организовывать тендеры и аукционы, контролировать исполнение контрактов и документально оформлять закупки.

Все наши курсы проводятся дистанционно, что позволяет учиться по собственному расписанию и без отрыва от работы. Мы предоставляем вечный доступ к программе обучения: проходить обучение можно в своем темпе, и вы сможете в любой момент освежить в памяти информацию. Всем нашим студентам доступна внутренняя рассрочка с прозрачными условиями: не нужно ждать одобрения от банка и платить проценты

Мы поможем вам освоить закупочный процесс и избежать неприятных ошибок.

Помощь строительным компаниям

Сегодня строительные компании испытывают трудности из-за повышения ключевой ставки Центрального банка России до 20% и возникших логистических проблем. Поэтому сейчас пересматриваются условия кредитования застройщиков, упрощается ряд процедур в сфере градостроения и в области ипотеки.

В первую очередь Правительство упрощает утверждение документации по планировке территории, выдачу разрешительных документов на строительство, а также публикацию данных в информационных системах. Кроме того, рассматриваются возможности субсидирования ставок по кредитам застройщиков.

Что касается госконтрактов (44-ФЗ), Правительство планирует увеличить авансирование по строительству в рамках госзаказа до 80%. Это значит, что поставщики смогут получить «предоплату» и не остановят работы на важных социальных объектах из-за недостатка финансирования.

Минфин разъяснил нюансы изменения сделок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие вопросы в закупках

Среди прочего ведомство рассказало, какие особенности учитывать при корректировке госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств, на что обратить внимание региональным госзаказчикам при закупках у едпоставщика, когда можно менять договор по Закону N 223-ФЗ.
Изменение госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств
На основании ч. 65.1 ст

112 Закона N 44-ФЗ по согласию сторон можно менять контракт, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Ведомство отметило: в их числе обстоятельства непреодолимой силы.
Оно также уточнило: при наличии решения правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации по указанному основанию меняют любые существенные условия сделки без предела для корректировки, например, цены или срока контракта. В решениях можно предусмотреть правила их применения.
По указанному основанию корректируют также строительные контракты со сроком исполнения менее 1 года, если это не получилось сделать в соответствии с ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Региональные госзакупки у едпоставщика
До конца года, в частности, регионы могут определять дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом.
Ведомство уточнило: в таких случаях контракт заключают не позднее 31 декабря. Его срок исполнения может истекать после указанной даты.
Напомним, такую закупку можно провести по решению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ. Ранее ФАС рекомендовала указывать в нем положения, которые определило правительство в постановлении N 339, в том числе о направлении уведомления о заключении контракта в территориальный контрольный орган.
Медицинские госзакупки
В течение 2 лет государственные или муниципальные медорганизации могут приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы у едпоставщика на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при соблюдении ряда условий.
Ведомство отметило, что пока такие закупки нельзя проводить по правилам «электронного магазина».
Изменение договора по Закону N 223-ФЗ
Порядок исполнения договоров регулируют в том числе нормы ГК РФ об их изменении и расторжении.
Так, ведомство разъяснило: условия сделки можно изменить по соглашению сторон при существенном изменении обстоятельств, если иное не предусмотрели в договоре и положении о закупке.
Если в последнем установили, что изменить условия договора по соглашению сторон нельзя, то заказчик может скорректировать положение о закупке в этой части.Документы:
1. Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и некоторых актов Правительства Российской Федерации»
2. Информационное письмо Минфина России от 11.04.2022 № 24-07-08/30988 «О направлении информации по вопросам о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». .

Компания права «Респект».

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта
инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Послабления для компаний, работающих по 223-ФЗ

Государственные компании России, которые попали под санкции европейских стран и США, теперь не размещают информацию в Единой информационной системе — ЕИС. Как пояснили в Минфине, это позволит заказчикам организовывать закупки в закрытой форме, причем и в электронном формате на электронной торговой площадке.

Кроме того, как отмечают в ведомстве, эта мера позволит защитить интересы госзаказчиков в случае введения очередного пакета санкций. В ЕИС государственные компании могут не размещать не только информацию о своих закупках, но и о поставщиках.

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью также вводятся меры поддержки. Если их активы станут ниже, чем уставной капитал, то данная компания освобождается от необходимости снижать капитал до уровня активов или ликвидироваться.

Помимо этого, совет директоров акционерного общества должен определить последний день, до которого держатели акций могут подготовить предложения по повестке дня годового общего собрания, а также определить кандидатуры в управленческие структуры АО. Дату проведения собрания надо определить за 27 дней до того дня, когда оно будет проведено.

Подписывать или не подписывать невыгодный контракт

Неподписание победителем или неисполнение поставщиком контракта по причине любого из вышеуказанных оснований формально не является форс-мажором в рамках действующего законодательства. Однако, количество таких случаев и системность проблемы заставляет контролирующие органы и суды уже сейчас давать оценку всем обстоятельствам в каждом конкретном случае. 

Так, например, в одном из недавних дел, победитель закупки по Закону № 223-ФЗ не подписал договор из-за удорожания товара. Его признали уклонившимся, однако УФАС России по Московской области не включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП).

Заказчик не согласился с таким решением и обратился в суд.

Однако, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что победитель уведомил заказчика, что не может заключить сделку из-за повышения цен на товары, так как были введены ограничения, и представил письма, подтверждающие «непрогнозируемый рост цен на материалы и комплектующие европейских производителей более чем на 27-40%». Кроме того, победитель не отказывался исполнить договор и просил заказчика уменьшить количество товара при сохранении итоговой предложенной цены. Также, суд отметил тот факт, что победитель при подаче заявки не мог предвидеть, что цена договора станет убыточной.

При этом, судом было установлено, что заказчиком по итогам закупочной процедуры все же был заключен договор, который находится в статусе исполнения. Таким образом, неподписание победителем контракта в рассматриваемом случае не повлекло для заказчика существенных неблагоприятных последствий (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2022 г. по делу № А40-98972/22-84-729).

В данном примере суд встал на сторону подрядчика, дав оценку не только формальному соблюдению им норм законодательства, но всем фактическим обстоятельствам дела, вплоть до оценки поведенческих аспектов общества в ходе заключения договора по результатам закупки.

В другой ситуации, поставщик умышленно не стал отказываться заключать контракт по сниженной цене из-за риска попасть в РНП, избрав другой способ восстановления своих прав, но не смог добиться успеха.

В закупке установили приоритет российских товаров. Заказчик снизил цену договора с победителем на 15%, поскольку в заявке предложили китайскую продукцию.

После надлежащего исполнения договора поставщик обратился в суд, чтобы взыскать убытки. По его мнению, товары из стран ВТО или ЕАЭС имеют равный приоритет с российскими, и заказчик не должен был снижать цену контракта.

Однако, три инстанции упущенную выгоду не взыскали, сославшись на то, что договор подписан без возражений, протокол разногласий заказчику не направлялся. В антимонопольный орган поставщик не обращался, при этом, основания, которые он указывает в своем исковом заявлении, подлежат рассмотрению в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ . Кроме того, суды указали, что согласно Положению о закупках Заказчика, участник конкурентной процедуры, признанный победителем, вправе отказаться от заключения договора, но поставщик не воспользовался правом отказа от его заключения (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2022 г. по делу № А40-210773/2021).

Нормы, регламентирующие оплату по 44-ФЗ

Оплата за работы или услуги должна производиться в сроки, которые указаны в договоре. Если в документе не указаны сроки проведения выплат, то оплата должна быть произведена не позднее 30 дней с момента предъявления требования. Если заказчик не произвел оплату товаров или услуг в срок, то исполнитель может потребовать выплаты неустойки за просроченный платеж в размере 1/300 действительной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для ускорения процесса выплат законодательство предусматривает возможность использования электронных документов. Документы, удостоверяющие факты выполнения работ или оказания услуг, можно подписывать при помощи ЭП и направлять по электронной почте.

Демпинг в закупках

Ответственность за нарушение сроков

Важно отметить, что законодательство устанавливает ответственность сторон за несоблюдение условий договора. Если исполнитель не соблюдает сроки выполнения работ или оказания услуг, заказчик по 44 ФЗ вправе удержать оплату за просроченный период или расторгнуть договор

С другой стороны, если контрагент не производит оплату своевременно, поставщик вправе требовать уплаты неустойки за просрочку.

Таким образом, нормы, регламентирующие оплату по 44-ФЗ, являются важным инструментом для регулирования отношений между заказчиками и поставщиками в процессе закупок товаров, разных видов работ и услуг. Они обеспечивают установление четких условий договора, ускорение процесса выплат, а также защиту прав сторон в случае несоблюдения условий договора

Поэтому в закупочном процессе важно учитывать требования законодательства и составлять договоры с учетом всех необходимых норм и условий, чтобы избежать возможных конфликтов и рисков.

Но что делать, если контрагент пренебрегает требованиями законодательства и не торопится производить выплаты? Как добиться, чтобы он понес ответственность за свои действия?

Изменения по 44-ФЗ в сфере медицины

Российское правительство получает право повышать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и годовой объем закупок котировками отдельно взятых категорий медицинских изделий. Об этом говорится в ПП РФ №297 от 06.03.2022. Это облегчит работу больниц и других медицинских организаций в части снабжения, так как закупаться станет проще. 

Помимо этого, добавляются новые основания для закупок у единственного поставщика, они будут действовать сроком до двух лет:

Неконкурентные способы любят как заказчики, так и поставщики. Заключение контракта в этом случае, в отличие от торгов, — более легкий и быстрый процесс.

Однако здесь появляется другой вопрос: а как же конкуренция? В настоящий момент в стране активно развиваются цифровые сервисы, в том числе и для закупок у единственного поставщика — это электронные маркетплейсы, предназначенные для закупок небольшого объема.

Здесь производители презентуют свои товары, работы, услуги и соревнуются за право заключить контракт с конкретным заказчиком. Таким образом, процесс закупки у единственного поставщика становится состязательными.

Принятые Правительством меры будут эффективны, если закупки у единственного поставщика будут проходить в цифровых сервисах открыто и прозрачно, а не за закрытыми дверями по знакомству.

Позиция защиты для заседания ФАС России о внесении сведений в РНП

Третья ситуация, которая будет рассмотрена в данном материале, произошла непосредственно в нашей практике (дело № РНП-43641эп/21).

В ТА «Концепт» обратился клиент за услугой юридического сопровождения при защите от внесения в РНП в связи с неисполнением им контракта. Компанией был заключен контракт, по которому, по независящим от поставщика причинам, не удалось поставить товар в срок, и заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Нам удалось защитить интересы клиента, позиция строилась на следующем. Компанию подвел субпоставщик, а его, в свою очередь, – производитель. На стадии проведения процедуры закупки все договоренности с данными контрагентами были достигнуты, после подписания договора товар был оплачен, однако сроки поставки неоднократно сдвигались по вине завода-изготовителя, находящегося в Германии. Поставщик неоднократно добросовестно уведомлял об этом заказчика, пытался согласовать изменение сроков поставки. Кроме того, поставщик осуществил поиск аналогичного товара другого производителя и оплатил его, а также оплатил выставленный заказчиком штраф за неисполнение обязательств по контракту.

На заседании УФАС России по Московской области контролирующий орган принял решение не включать сведения о данной компании в РНП, несмотря на неисполнение договора.

Подтверждение добросовестности

Минфин России считает, что заказчики и подрядчики и без того получили достаточно количество послаблений в рамках действующего законодательства

Идея радикально пересмотреть нормы Федерального закона № 44-ФЗ, вплоть до полного моратория на госзакупки, которую так активно продвигает председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко, встретила неожиданную и весьма серьёзную оппозицию. В полемику с Валентиной Ивановной вступили представители финансового блока в Правительстве России, которые полагают, что положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в сложных условиях, включая проведение СВО. И фактически отменять действующую с огромными трудами выстроенную систему закупок, мотивируя это исключительно неудобствами отдельных экономических субъектов, было бы не вполне осмотрительно.

Так, Минфин России заявил, что действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки, в том числе как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций.

Кроме того, законодательство полностью предусматривает процедуры заключения и исполнения контрактов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, поддержку импортозамещения, малого бизнеса, СОНКО, учреждений ФСИН, оплату контрактов в течение 7-ми дней, освобождение авансов на казначейском сопровождении от обеспечения.

Также эксперты ведомства указали, что сейчас срок определения исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может не превышать 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней при проведении аукциона. При том, что для строителей, например, и без того введено достаточно количество послаблений, таких как закупка «под ключ», которая предусматривает одновременное выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства. А для небольших по объёму закупок может использоваться процедура запроса котировок, которая может быть осуществлена в срок не более 6-ти рабочих дней.

Не забыл Минфин и упомянуть всё более широко применяемую практику работы с единственным поставщиком. В 2022 и 2023 годах были введены специальные временные нормы, согласно которым субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных поставщиков (подрядчиков). Такие решения могут приниматься в любые самые короткие сроки, в том числе, в случае контрактации «под ключ», без наличия проектной документации с последующим уточнением объёма контракта.

Таким образом, финансовый блок считает, что заказчики и подрядчики и без того получили достаточно количество послаблений в рамках действующего законодательства. И что окончательно отменять 44-ФЗ под предлогом трудного экономического положения всё-таки не стоит. Комментарии Минфина также показывают, что окончательное решение по поводу моратория на госзакупки (о чём убеждали СМИ сторонники такой меры), в Правительстве страны пока не принято

Возможно, с учётом важности темы, обсуждение на верхах будет продолжено, и окончательный вывод сделает уже Глава государства

Ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров высказал мнение, что в предыдущие годы работа контрактной системы была оптимизирована и был найден баланс между интересами заказчиков и поставщиков.

В марте-апреле прошлого года российский Кабмин принял оперативные меры для поддержки участников рынка закупок и закупок госкомпаний. В конце 2022-го действие этих норм было продлено на 2023-й.

За первые 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 миллиона контрактов на общую сумму в 5,1 триллиона рублей против 1,4 миллиона контрактов на 4,5 триллиона рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов (в стоимостном выражении) заключены с единым поставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%, соответсвенно.

Искренне Ваш,За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

23.03.2023 в 10:32

Классификация причин возникновения форс-мажора

За последние полгода существенно возросло количество случаев неподписания и неисполнения уже подписанных контрактов поставщиками из-за причин, которые формально можно разделить на следующие группы:

  • логистические проблемы: товар есть, но доставить его в нужные сроки на территорию Российской Федерации не представляется возможным;
  • проблемы производственного характера: товар полностью или преимущественно производится в странах, попавших под «контрсанкции»;
  • ценообразование: законтрактованный товар есть в наличии, но его поставка заказчику в полном объеме по текущей цене контракта приводит к отрицательной маржинальности для поставщика;
  • проблемы, связанные с применением национального режима в закупках: нормативно-правовая база для применения национального режима довольно объемна и сложна, регулярно претерпевает изменения, а практика трактовки отдельных ее положений контролирующими органами и судами нередко различается.

Что делать поставщикам в условиях новой реальности?

Предлагайте свои товары, работы и услуги на всех открытых ресурсах, а не на одной площадке, к которой вы привыкли

Сейчас важно задействовать все каналы.

Грамотно оформляйте свою витрину на маркетплейсах, подробно расписывайте УТП, адаптируйте свои предложения под новые запросы заказчиков.
Если у вас есть возможность, рассмотрите «освободившиеся ниши» в закупках.. Речь об электронной технике, компьютерах, гаджетах, медицинских препаратах и оборудовании, тканях и фурнитуре, упаковке

Возможно, у вас есть нужный продукт или услуга, и вы поставляли его только коммерческим компаниям или физлицам

Речь об электронной технике, компьютерах, гаджетах, медицинских препаратах и оборудовании, тканях и фурнитуре, упаковке. Возможно, у вас есть нужный продукт или услуга, и вы поставляли его только коммерческим компаниям или физлицам.

Обратите внимание на закупки госкомпаний и госорганов, ведь сейчас они будут остро нуждаться в новых поставщиках. 

Следите за новостями, изучайте меры поддержки для российского предпринимательства.

Меры правительственной поддержки должны стать спасательным кругом для российской экономики в период ужесточения санкционного давления. Для некоторых отраслей производства они откроют новые возможности для эффективной торговли отечественными товарами в рамках реализации принципа импортозамещения.

Остается надеяться, что эти меры в равной степени коснутся всех, кому сегодня такая поддержка необходима, и они будут применяться без лоббизма и бюрократии. 

Применение национального режима для товаров из стран ВТО или ЕАЭС

Тут стоит оговориться, что, хоть это и не относится напрямую к теме нашего сегодняшнего материала, нельзя не отметить, что по вопросу приравнивания товаров из стран ВТО или ЕАЭС к российским – в судебной практике преобладает все же иное мнение. Так, в большинстве случаев, суды приходят к выводам, что у заказчика в таких случаях нет оснований применять национальный режим и снижать цену договора (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2022 г. № Ф09-4070/22 по делу № А60-56302/2021, Определение Верховного Суда РФ от 27 января 2022 г. № 301-ЭС21-27010 по делу № А28-533/2020.

Если победитель закупки выбран, но контракт не заключен

Важно понимать, что уклонение от подписания контракта имеет последствия для поставщика:

  • включение сведений о компании и ее участниках в РНП и, как следствие, поставщик теряет возможность участвовать в торгах на 2 года;
  • потеря суммы обеспечения заявки;
  • репутационные потери.

Если выполнить контракт возможно, но поставщик понесет при этом убытки, ему нужно сделать выбор:

  • не подписывать контракт и попасть в РНП;
  • подписать договор, после чего попытаться доказать невозможность его выполнения не по своей вине;
  • выполнить обязательства по контракту, несмотря на убытки, при этом сохранить репутацию и получить шанс нивелировать финансовые потери, продолжая участвовать в закупках и заключать более выгодные сделки.

Если до подписания договора поставщик осознает, что выполнить обязательства невозможно в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, нужно действовать иначе.

Во-первых, важно понимать, что относится к таким обстоятельствам. На нашем сайте есть статья, где мы подробно описываем этот вопрос и рассказываем, как доказать наступление форс-мажора.. Дадим подсказку: международные санкции, война, теракты, массовые беспорядки могут являться обстоятельствами непреодолимой силы

Повышение цен на продукцию – нет.

Дадим подсказку: международные санкции, война, теракты, массовые беспорядки могут являться обстоятельствами непреодолимой силы. Повышение цен на продукцию – нет.

Во-вторых, поставщик должен обратиться в Торгово-промышленную палату, чтобы засвидетельствовать обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор). Порядок свидетельствования описан в Положении ТПП РФ (Приложение к постановлению Правления ТПП РФ N 173-14 от 23 декабря 2015 года).

В-третьих, в установленные законом 44-ФЗ сроки, победителю закупки следует уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта, сообщить, что причина – обстоятельства непреодолимой силы, попросить отменить торги. Согласно ч. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе в этом случае отменить закупку.

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в
уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном
сайте ведомства.

Выводы

Таким образом, из анализа судебной и административной практики представляется целесообразным сделать вывод о том, что при рассмотрении подобного рода ситуаций и суды, и контролирующие органы оценивают не только и не столько фактическое соблюдение условий контракта или процедуры его подписания, сколько непосредственные действия, осуществленные поставщиком или победителем закупки для предотвращения отрицательных последствий, вызванных уклонением от подписания договора или его неисполнением.

На данный момент, в отсутствии «закона о форс-мажоре», возможное принятие которого сейчас активно обсуждается в правоприменительных кругах, основным фактором разрешения подобных споров является доказывание добросовестного поведения Поставщика и отсутствия умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от подписания или неисполнение контракта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: