Как добиться обеспечительных мер порядок оспаривания решений фас россии о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Юридическая помощь при включении в реестр недобросовестных поставщиков

Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, неправомерные действия (бездействия), нарушения законодательства, прав граждан оспариваются в досудебном и судебном порядке. В первом случае этим занимаются территориальные органы, во втором – арбитражный суд. Выбирая ведомство, следует помнить следующее:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех актов;
  2. Само ведомство редко отменяет решения сотрудников, поэтому получив отказ, скорее всего, потребуется обращаться в суд;
  3. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания;
  4. Судебный орган, в отличие от территориального, может восстановить пропущенный срок.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Как оспорить признать недействительными публичные торги

gn=»justify» class=»tex014″>



В настоящее время гражданам, фирмам и организациям принимающих участие в торгах все чаще приходится сталкиваться с нарушениями при проведении конкурентных процедур и иными нарушениями антимонопольного законодательства. Среди пострадавших от недобросовестно проведенных торгов оказываются граждане, попавшие в непростую жизненную ситуацию в результате чего их имущество, в том числе квартиры, дачи , гаражи, автомобили выставляются на торги. Как правило, гражданин узнает , что его имущество продано уже после проведения торгов , о которых он не только не знал , но и не мог знать по разным причинам.

 

Нарушения допускаемыые при проведение торгов можно условно классифицировать на умышленные – искусственно создаваемые ситуации, которые обеспечивают выигрыш заранее известных Как правило , в подавляющем большинстве случаев, участникам рынка приходится иметь дело именно с умышленными нарушениями законодательства.
Методы которые использубт недобросовестные организаторы торгов заключаются в максимальной закрытости, создание различных препятствия лицам желаю.щим принть участие в торгах и обеспечить победу на торгах своим приближенным лицам и фирмам существенно занизив стоимость реализуемого на торгах имущества.

Участник торгов или лица чьи права и интересы нарушены проведенными торгами, имеет право обжаловать результаты торгов через суд, или подать соответствующую жалобу в ФАС.

Перечень полномочий ФАС

Этой государственной структуре правительство страны предоставило широкий спектр полномочий. И это вполне оправдано, так как задач поставлено перед ФАС также немало. К примеру, представители Федеральной антимонопольной службы имеют право запрашивать копии договоров с контрагентами юрлица.

Если юридическое лицо отказывает выполнять запрос и предоставлять затребованную ФАС информацию, его могут привлечь к административной ответственности. Это повлечет наложение серьезного штрафа в размере до 500 тысяч рублей.

По итогу рассмотрения дела территориальные органы Федеральной антимонопольной службы выдают юридическим лицам и органам исполнительной власти обязательные для исполнения предписания.

Если предписание окажется неисполненным, виновное юридическое лицо привлекается к ответственности в виде наложения штрафа в размере до 500 тысяч рублей. При этом руководитель компании нередко отстраняется от своей должности сроком до 3-х лет.

Ситуация 3. Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр, если соблюдены следующие условия:

контракт предусматривает возможность такого отказа;

нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер;

заказчик уведомил поставщика об отказе от исполнения и имеет доказательства такого уведомления (например, расписку в получении заявления, если оно передавалось нарочным, квитанцию об отправке почтой с приложением описи вложения и оттиском почтового штемпеля, уведомление о вручении и др.).

Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, поставщик вправе требовать исключения сведений из реестра. исходят из существенности нарушения, степени вины поставщика, ущерба, нанесенного заказчику.

Для того чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается поставщик и которые препятствуют ему в выполнении обязательств, он должен незамедлительно поставить в известность заказчика.

О том, что уклонения от исполнения контракта не было и нет оснований для включения в реестр, свидетельствуют:

доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т. д.) (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 г. по делу № А58-7016/2014);

нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. по делу № А11-7858/2014).

Если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в реестр (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2205/2007 по делу № А53-18111/2006-С6-47).

Откуда появляются такие списки?

Шкала репутации организаций складывается из отзывов и оценок, оставленных на определенных веб-сайтах. Все просто: чем больше негативных оценок, тем выше фирма в рейтинге худших. Чем больше отрицательных комментариев, тем легче потенциальным соискателям понять, насколько опасно трудоустраиваться в такое место и почему. Подобные форумы создаются с единственной целью — обезопасить людей от неудачного трудоустройства и помочь им не попасть в руки недобросовестного работодателя. Однако, все эти ресурсы существуют неофициально и используются лишь для обмена мнениями и личным опытом.

Виды и оценка обеспечительных мер

Виды обеспечительных мер законом не ограничены. В ст. 91 АПК РФ приведен лишь примерный перечень и указано, что арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер. Однако Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации рекомендовано судам при принятии обеспечительных мер выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна, а также оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. Кроме того, судам рекомендовано оценивать, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 АПК РФ.

В силу положений ст. ст. 90, 99 АПК РФ обеспечительные меры принимаются по заявлению заинтересованного лица на любой стадии арбитражного процесса, в том числе до подачи иска (предварительные обеспечительные меры).

Целью (основанием) принятия обеспечительных мер является обеспечение иска (если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации) и имущественных интересов заявителя (предотвращение причинения значительного ущерба заявителю).

Условием принятия обеспечительных мер является представление доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия в виде невозможности исполнения судебного акта или причинения значительного ущерба заявителю.

Кроме того, оценивая обоснованность доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер в соответствии с ч. 2 ст

90 АПК РФ, арбитражные суды принимают во внимание:

  • разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
  • вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
  • обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
  • предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).

Итак, хозяйствующий субъект, в отношении которого принято решение о включении сведений в РНП, при несогласии с данным решением вправе обратиться в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер, в том числе предварительных. Цель — защитить свои имущественные интересы на период судебного разбирательства, в результате которого и будет установлена законность или незаконность оспариваемого решения, а следовательно, и обоснованность включения сведений в РНП. Идеально — не допустить исполнение решения и внесение сведений в РНП. Если решение уже исполнено — исключить сведения из РНП на период судебного разбирательства.

Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?

Поиск решений ФАС

Найти интересующие решения ФАС можно на сайтах:

— fas.gov.ru; — zakupki.gov.ru; — на сайте соответствующей антимонопольной службы.

На официальном сайте ФАС (fas.gov.ru) в левой части главной страницы предлагается меню, в котором есть строка «База решений».

При регистрации пользователя становится доступна страница «Правовые акты». В левой части меню необходимо забить параметры:

— Сфера деятельности (контроль госзакупок); — Тип правового акта; — Управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный); — ИНН, ОГРН, сроки.

Внизу на главной странице сайта ФАС есть раздел «Реестр жалоб».

Нажав на него, система перекинет вас на сайт ЕИС (zakupki.gov.ru) в раздел «Жалобы». Здесь также можно найти соответствующую жалобу, заполнив параметры поиска.

Быстрый поиск:

— закон (44-ФЗ, 223-ФЗ); — статус; — результат рассмотрения; — сроки;

Помимо названных в расширенном  поиске добавлены следующие параметры:

— номер реестровой записи; — содержание, субъект; — орган контроля; — предписание.

На сайте ЕИС система поиска организована намного проще. Необходимо зайти на страницу «Все разделы».

Затем внизу во вкладке «Контроль и аудит» выбрать строку «Жалобы», после чего вы окажетесь на соответствующей странице «Жалобы», которую мы рассмотрели выше.

Также база решений доступна на сайте конкретных антимонопольных служб.

Умение работать с базой решений поможет участнику не просто подать жалобу и следить за ее ходом рассмотрения, но и:

— проанализировать заказчика (историю проводимых закупок, насколько добросовестно это было сделано); — изучить аналогичные разбирательства (судебная практика, ссылки на законодательные нормативы). Этими сведениями можно пользоваться в суде, защищая свои интересы; — найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.

Как правильно обжаловать решение ФАС

Если верит опубликованной статистике Верховного суда РФ, в 2022 год рассмотрели более 7 тысяч жалоб на действия и акты территориальных органов антимонопольной службы. Из них суд удовлетворил чуть менее 2 тысяч. То есть, примерно четверть от общего числа. Чтобы попасть в эти счастливые 25%, действовать необходимо по определенным правилам.

Шаг №1. Подача жалобы

Решение ФАС можно будет оспорить в судебном или ведомственном порядке. Причем обратиться в суд можно, минуя данную процедуру. Обжалование в ведомственном порядке осуществляется путем подачи жалобы в коллегиальные органы ФАС РФ.

Законодательство не раскрывает структуру коллегиальных органов. Указывается только утверждение их состава руководителем ведомства. Поданная жалоба рассматривается в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.94.2016 №422/16.

Этот приказ не устанавливает особые требования к оформлению жалобы со стороны юридического лица. Поэтому вам достаточно создать жалобу в письменной форме, прописать в документе следующие пункты:

  • адреса и полные наименования сторон;

  • изложить полный перечень доводов;

  • затребовать отмену принятого ФАС решения;

  • приложить документы, которые подтвердят полномочия представителя юридического лица.

В данной процедуре не получится обжаловать отказ в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Процедура ведомственного обжалования не пользуется особой популярностью и вот по какой причине. Оспариваемое решение ФАС отменяется только в случае, когда принятое решение нарушает единообразие в применении норм антимонопольного законодательства РФ.

Если вы все же решили обжаловать принятое ФАС решение именно в этом порядке, уделите особое внимание доводам, подтверждающим факт нарушения УФАС критериев единообразия. Непременно примите во внимание и сошлитесь на следующие документы:

  • разъяснения Президиума ФАС РФ;

  • методические рекомендации ФАС РФ;

  • разъяснения ФАС РФ по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Представить в таком порядке дополнительные доказательства нельзя. Подать жалобу в ФАС можно в течение месяца с момента вынесения решения или выдачи предписания. Возможность восстановления срока не предусматривается. Жалоба на принятое коллегиальным органом решение по итогам рассмотрения жалобы подается также в течение месяца.

Шаг №2. Оспаривание решения в судебном порядке

Некоторые юристы совершают серьезную ошибку – отсчитывают срок со дня получения решения по факту в письменном виде. Однако сам документ может дойти до получателя очень нескоро. В результате заявитель пропускает разрешенный срок для подачи обращения в суд.

Оспаривать в судебном порядке необходимо и решение, и предписание ФАС. Потому что обжалование в суде одного только решения УФАС без одновременного обжалования предписания не повлечет за собой недействительности предписания. Его действие не окажется приостановленным.

По сравнению с ведомственным порядком оспаривания, требования к оформлению заявления в суд четко прописаны в нормах АПК РФ об оспаривании ненормативных правовых актов. Документ должен содержать ряд обязательных данных и реквизитов, которые представлены на скриншоте ниже.

В соответствии с нормами АПК РФ обязанность доказывания законности обжалуемого решения лежит непосредственно на антимонопольном органе. Но нужно учесть момент, что без активной позиции заявителя дело легко проиграть.

Примите во внимание разъяснения, которые даются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2. В них сказано, что не каждое нарушение со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, требований гражданского и другого законодательства РФ при вступлении в договорные отношения, является нарушением антимонопольного законодательства.. Это актуально даже в некоторых ситуациях, когда речь идет о недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов при исполнении договорных обязательств.

Это актуально даже в некоторых ситуациях, когда речь идет о недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов при исполнении договорных обязательств.

В процессе разработки стратегии судебного обжалования учитывайте сроки исполнения оспариваемого предписания. Для приостановления его действия нужно, чтобы заявление было именно принято к производству.

В случае несоблюдения данного условия срок исполнения предписания признается пропущенным. Тогда юрлицо и его руководитель окажутся привлеченными к административной ответственности со всеми вытекающими последствиями в виде наложения штрафов.

Правило 3. Переписывайтесь с заказчиком официально

Возможны случаи, когда исполнитель не справляется с работой по причинам, которые не зависят от него самого (неблагоприятная погода или действия третьих лиц). Бывает также, когда возможность поставщика сделать свою работу зависит от определённых действий заказчика. Согласно статьям 328, 716 и 719 ГК РФ, в подобных ситуациях вы обязаны на время остановить работу и обязательно уведомить заказчика об этом. Вернуться к работе можно будет, когда вышеописанные проблемы отпадут, и об этом тоже потребуется уведомить заказчика письменно. Если работа не была приостановлена, то суд впоследствии откажется защищать вашу точку зрения, ссылаясь на то, что делать ту работу, за которую сейчас требуете оплату, вы не должны были.

Уведомлять обязательно нужно письменно! Отправляйте письмо заказчику путём, прописанным в контракте, при этом сохраняйте на будущее доказательство отправки.

Официальная приостановка выполнения контракта убережёт вас от просрочки, так как течение сроков в этом случае прерывается. Учтите, что если работы не будут выполнены в оговорённый срок, заказчик будет вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, а вашу организацию включить в РНП.

Практика по включению заказчиками организаций в РНП.

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость

Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание

Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.

Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).

При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Как и когда можно оспорить торги?

Оспорить результаты торгов можно, если кого-то необоснованно отстранили от участия в них, если торги проведены раньше, чем указано в извещении, неправильно определена цена лота или его продали не по самой высокой предложенной цене (ст. 449 Гражданского кодекса). Этот перечень неисчерпывающий и может состояить из самых рахных оснований осноавнных на законе.

На практике оснований намного больше, чем указано в законодательстве. Так, нами признаны недействительными торги, проведенные в период запрета и соответствующих обеспечительных мер.
Нельзя забывать, что имущество с несколькими владельцами можно продать победителю торгов только после того, как другим собственникам дали возможность реализовать преимущественное право покупки актива, решил ВС в июне 2020 года (дело № А65-40314/2018)

.
В случае несогласия с результатом следует оспаривать саму процедуру проведения, в том числе протокол о результатах торгов.

Оспорить торги можно через суд. Подать иск могут любые заинтересованные лица, в частности участники торгов и стороны исполнительного производства.
Суд может признать торги недействительными в течение года со дня их проведения (дня подписания протокола о результатах торгов) (п. 6 ст. 448, п. 1 ст. 449, п. 1 ст. 449.1 ГК РФ).
Основанием для признания торгов недействительными может быть только существенное нарушение порядка их проведения. Например, такое, которое повлияло на определение победителя торгов.
Если суд признает торги недействительными, договор с их победителем также будет недействительным (п. 2 ст. 449 ГК РФ).

В законе предусмотрен порядок оспаривания торгов только заинтересованными лицами, а значит, заявителю нужно доказать, что он является таким «заинтересованным лицом». Следует доказать суду свою заинтересованность в участии, а также тот факт, что признание торгов недействительными восстановит нарушенные права заявителя.

Оспорить результаты торгов можно не только в суде. Можно также пожаловаться на действия организатора в антимонопольный орган, такое право предусмотрено в ст. 18.1 закона о защите конкуренции. В этой же статье прописаны и основания для административного оспаривания – они касаются процедурных нарушений

Если действия организатора признают незаконными, то результаты могут быть аннулированы
Важное преимущество: административный порядок – это ускоренный способ защиты нарушенных прав. Он предусматривает сокращенные сроки рассмотрения жалоб

Жалобу в антимонопольный орган нужно подать в течение 10 дней с даты подведения итогов торгов.

Законодательная база

Жаловаться на неправомерность решений ФАС по вопросам государственных закупок могут как участники, так и заказчики. Это действенный правовой инструмент для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Законодательство РФ не дает полного перечня оснований для подачи жалобы.

В ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится о 2-х способах обжалования решения ФАС:

  1. Судебный порядок — через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

При оспаривании решений ФАС стороны пользоваться положениями следующих нормативных документов:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – предлагает порядок судебного рассмотрения жалоб;
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентируют все аспекты государственных и корпоративных закупок;
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16.03.2016 г.

Фабула дела

Компания выиграла открытый аукцион на поставку товаров по государственному оборонному заказу, был заключен госконтракт. Однако в результате нарушения поставщиком сроков поставок, заказчик обратился в суд с требованием расторгнуть контракт. Суд удовлетворил требования и организация была внесена уполномоченным органом в реестр недобросовестных поставщиков. Такая мера предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Сведения из реестра исключаются по истечении 2-х лет со дня их внесения. Данная мера призвана отсечь от участия в торгах проштрафившихся поставщиков, так как в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов, уполномоченный орган вправе установить такое требование к участникам размещения заказа, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа. Анализ многих конкурсных документаций, документаций об аукционе федерального, регионального и муниципального уровней свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев заказчик устанавливает вышеуказанное требование.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. Таким образом, по смыслу Закона № 94-ФЗ одним из оснований для нахождения сведений в реестре является обязательное наличие вступившего в законную силу судебного акта о расторжении контракта в связи с его существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Однако компания-поставщик не согласилась с вынесенным решением суда первой инстанции и оспорила его сначала в апелляции, а затем и в кассации.

«Мы полагали, что переписка с заказчиком является соглашением о расторжении государственного контракта, совершенным в простой письменной форме. Такое соглашение было достигнуто нами путем обмена письмами, соответственно, предмет спора отсутствует. Наша позиция была поддержана Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Сам факт существенного нарушения условий контракта мы не признавали» – делится юрист заказчика Андрей Перепелкин.

Добиться отмены решения суда первой инстанции удалось лишь в надзоре (постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 по делу № А40-160170/09-102-1126). ВАС РФ указал, что соглашение о расторжении контракта было достигнуто с нарушением срока. Однако суды не установили, какое количество продукции осталось недопоставленным к моменту обращения истца в арбитражный суд, какие последствия повлекло нарушение ответчиком условий контракта, не дали оценки доводам ответчика о том, что недопоставка продукции произошла в связи с отказом истца от приемки, не подвергли оценке поведение заказчика. В свою очередь для расторжения договора в судебном порядке недостаточно только довода истца о нарушении ответчиком сроков поставки продукции. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

«После того, как Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, мы обратились в уполномоченный орган с просьбой исключить нашу компанию из реестра недобросовестных поставщиков. Однако нам было отказано, так как согласно ст. 19 Закона № 94-ФЗ сведения из реестра исключаются только по истечении 2-х лет после их внесения. Иных оснований, в частности таких, как отмена решения суда, не предусмотрено. Это и явилось поводом для нового судебного процесса» – рассказывает юрист Андрей Перепелкин.

Подтверждение отсутствия сведений об участнике закупки (подрядчике)

 ст. № 31 ч. № 8

Тем не менее, потенциальный исполнитель вправе по собственной инициативе предъявить справку об отсутствии данных в реестре. До недавнего времени такой документ можно было загрузить через базу ЕИС.

В настоящее время допускается формирование справки на фирменном бланке организации. Юридическое лицо в свободной форме указывает, что в списках неблагонадежных исполнителей информация отсутствует. Однако, заказчик, всё равно должен проверить полученные сведения.

На заметку: предприятие, в адрес которой вменены административные санкции в качестве включения в список, вправе направить ходатайство по оспариванию в арбитраж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: