Сколько длится рабочая смена
По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.
Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.
При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.
Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.
Принципы составления рабочего графика
Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:
- одна смена – максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
- в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
- обед считается отдельным видом перерыва.
На заметку! Если речь идет о грузоперевозках на большие расстояния, позволяется назначать 12-часовой рабочий день, но дополнительно должно считаться время на охрану груза.
Ежедневный учет
Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.
Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.
Суммированный учет
При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.
Рабочее время водителя и время управления авто
В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.
Пример графика сменности водителей
Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.
Ненормированный рабочий день
Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.
Плюсы и минусы нового закона
Новые правила учёта времени работы в такси уже встретили недовольство среди водителей и агрегаторов. Но немало и тех, кто поддержал правительство в их стремлении. Давайте взглянем, в чём преимущества и недостатки нового закона.
Начнём с плюсов:
- Ограничивая время работы в такси, правительство планирует снизить число аварий, которые случаются из-за усталости водителей. Уже сейчас достаточно ДТП, в которых виновники отпахали свыше 12 часов, а некоторые даже 24 часа без сна и отдыха,
- Утверждённые властями меры направлены на заботу о самих водителях, которые сейчас вынуждены брать заказы даже в ущерб своему здоровью.
Минусов тоже хватает:
- Многие водители Яндекс-такси, Uber и других агрегаторов выполняют заказы на арендованной машине, сами заправляют ТС, тратят деньги на запчасти, мойку и еду – все эти расходы они вынуждены «отбивать» в течение выхода на линию, а сокращение рабочего времени при нынешних ценах на такси приведёт к снижению дохода таксистов,
- Из-за отсутствия выгоды может начаться массовый отток водителей из этой сферы,
- В свою очередь, сокращение числа шофёров приведёт к нехватке машин, в результате чего таксомоторные компании могут повысить цены на частный извоз в 1,5 — 2 раза – а это повлечёт за собой недовольство со стороны потребителей (клиентов),
- Не исключено, что клиентам придётся «ловить» машины по старинке, голосуя на улицах города. А это уже серые схемы, недополучение налогов и отсутствие всякого контроля качества поездок,
- Скорее всего, водители начнут работать сразу с несколькими агрегаторами – выполнив «норму» в одном, они будут брать заказы в другой службе такси.
Нормы отдыха
Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.
При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.
Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.
Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.
Перерывы, предусмотренные правилами
Перерывы в течение рабочего дня могут быть разными:
- для питания и отдыха
- специальные перерывы
Когда водитель отработает четыре часа своей смены, он получает право на обеденный перерыв. Его продолжительность может быть от тридцати минут до двух часов. Если рабочая смена превышает по своей продолжительности восемь часов, то водитель может иметь два перерыва. Но в сумме они будут составлять не дольше двух часов.
Например, водитель, доставляющий грузы на автомобиле между городами находится в пути одиннадцать часов. За этот промежуток времени он имеет право два раза сделать остановку, чтобы принять пищу и немного отдохнуть. Первые четыре часа поездки он не делает остановок. После этого наступает перерыв на обед и длится не менее тридцати минут. Если потребуется, перерыв может быть дольше – до полутора часов. Это получается исходя из того, что общее время отдыха не превышает двух часов. Но поскольку работник находится за рулем одиннадцать часов, то ему положены два перерыва, и каждый должен быть не менее получаса. Поэтому водитель должен сам разделить два часа отдыха на два раза как ему удобно.
Специальный перерыв дает возможность восстановить силы водителю, работающему в регулярных городских перевозках. Длительность перерыва составляет сорок пять минут. Отдых предоставляется каждые четыре с половиной часа. Если перерыв на обед и специальный перерыв совпадают, то дополнительный отдых не предусмотрен. В свою очередь, специальный перерыв можно делить на два периода: пятнадцать минут и тридцать минут. Менее десяти минут специальный перерыв длиться не может.
Скорость
Допустимые параметры скоростных режимов в России регулируются внутренними нормативными актами. При этом, тахограф является средством, данные которого используются в качестве аргумента в случае подозрения на их нарушение со стороны контролирующих органов.
Если вы не совершали нарушений ПДД, то можете доказать это с помощью записи устройства. В то же время, сведения с его карты могут быть использованы и против вас, если обнаружится, что на каком-то участке трассы скорость была превышена
Поэтому для вас становится неважно, заметили ли нарушение скоростного режима сотрудники ГИБДД
Назначение и функционал
Езда по тахографу является средством защиты участников дорожного движения от возможных ДТП с участием грузового транспорта. Устройство контролирует средние и максимальные скорости, а так же время, когда водитель должен быть сменен.
Поэтому использование тахографов в России получило такое распространение, особенно на коммерческих машинах, перевозящих габаритные и опасные грузы. Работа водителя по тахографу может быть проверена. Данные техники имеют высокий уровень защиты, они не поддаются корректировке, благодаря наличию блока СКЗИ.
Калибровка – что это и когда она нужна?
Правила использования тахографа подразумевает периодическую (1 раз в 2 года) калибровку устройства . Основной целью процедуры является выставление коэффициентов таким образом, чтобы данные со спидометра соответствовали информации на экране тахографа.
В каких случаях проводится калибровка цифрового тахографа:
- во время первой установки устройства в автомобиль;
- при отображении на часах транспорта погрешности измерения;
- при выполнении ремонтных работ и замены комплекта резины;
- при повреждении пломбы техники;
- спустя 3 года после последней калибровки.
Цена калибровки в Вашем регионе
Режим труда и отдыха для двух водителей: работа по тахографу
Для поездок на дальние расстояния часто назначают двоих сотрудников. Чтобы работать в команде нужен устройство с особенностью единовременного использования двух карт. Во время движения считается, что работают оба шофера, поэтому нельзя устанавливать положение счетчика на графу «Отдых».
Пока один в положении «За рулем», второй должен отметить себе прочие занятия. Перерывом считается только нахождение в автомобиле с выключенным двигателем.
При смене необходимо поменять кассеты местами. Совокупная смена – 30 часов, из которых 21 час – на работу и 9 на остановку. Трудность заключается в том, что в пути все равно нельзя провести более 18 (по 9 на каждого), а оставшиеся 3 – это предусмотренное время на погрузку, починку и прочие обязанности.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Каждый шофер должен использовать следующие остановки:
- Ежедневный обеденный перерыв – от 30 минут до 2 часов.
- Выходной между сменами должен быть в два раза больше, чем отработанное время.
- Должный еженедельный отдых – двое суток.
- Для междугородних перевозок также есть исключения: они сокращают нерабочее время до 9 часов.
Каждому водителю необходимо знать условия труда и отдыха между сменами, вот образец графика режима работы, сведенный в таблицу:
Каждый образец включает следующие функции:
- содержит личную информацию о владельце;
- фиксирует скорость движения и пройденное расстояние;
- отмечает время и длительность остановок.
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Пользователи спрашивают – юристы отвечают
Что подразумевается под термином водитель-международник?
Такого понятия ни один закон Российской Федерации не содержит. В обиходе и на биржах по трудоустройству под водителями-международниками понимаются, как следует из самого названия, водители, совершающие рабочие поездки, перемещения за официальные границы Российской Федерации.
Каков режим труда и отдыха водителя международника? Определяется ли он приказом Минтранса №15?
Как указано в самом приказе в п. 2 утверждаемое им Положение распространяется только на лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Таким образом, при перемещении вне границ РФ водителю следует руководствоваться нормами труда и отдыха, принятыми на территории государств, где происходит поездка.
Исходя из текста этой же нормы Положение регламентирует режим работы водителей-дальнобойщиков при нахождении в границах РФ, а вне границ России следует исполнять правила соответствующей страны (или, например, Европейского союза при осуществлении поездки по территории стран-участниц ЕС).
Рабочее время сотрудника
Статистика самых частых нарушений
В рамках этой статьи мы подготовили для вас анонимизированную статистическую выборку самых частых нарушений, которые можно выявить расшифровав данные с карты водителя. Посмотрите на эту инфографику:
Вот некоторые наши комментарии по этому поводу:
Более половины водителей постоянно совершают нарушения режима эксплуатации тахографов. С такой статистикой становится понятно, что при любом рейде или плановой операции по повышению организации соблюдения тахографического режима, штраф может получить фактически каждая компания.
Чтобы предотвратить такой исход, стоит задуматься о проактивном подходе и заранее развить внутри предприятия культуру правильной эксплуатации тахографа. Ввести внутренние регламенты проверки, обучение водителей и контроль исполнения.
Тогда получится быть готовым к проверке и избежать внеплановых затрат.
Ответственность
Ответственность за соблюдение установленного режима труда/ отдыха возлагается как на руководителей автотранспортных организаций, так и на самих водителей.
Проверка
В соответствии со статьей 3.1 Устава автомобильного транспорта об особенностях контроля и надзора проверять правильность соблюдения режимов водительского отдыха и труда уполномочены сотрудники ГИБДД, а также инспекторы Государственной транспортной службы. При надзоре они проверяют документацию, включающую:
- удостоверение водителя автотранспортного средства;
- регистрационные документы;
- путевой лист;
- документы на перевозимые грузы;
- свидетельство профессиональной компетенции водителя — для тех, кто осуществляет международные перевозки;
- свидетельство о профессиональной подготовке водителя;
- при перевозке опасных грузов — свидетельство о допуске используемого транспортного средства к таким работам;
- специальные разрешения для перевозок крупногабаритных или опасных грузов;
- маршрутную карту для выполнения регулярных перевозок;
- при осуществлении международных перевозок — разрешение на перевозку через границу третьего государства;
- для международных автомобильных перевозок — учетный талон;
- документы, подтверждающие вид осуществляемых перевозок — международную товарно-транспортную накладную и другие.
Частые нарушения
Наиболее часто встречаются такие нарушения, как несоблюдение трудового графика водителя, отсутствие графика сменности на предприятии, а также отсутствие тахографа на транспортном средстве, осуществляющем перевозки на дальние расстояния.
Штрафы
Штрафные санкции за перечисленные виды нарушений регламентируются статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Действующие размеры штрафов составляют:
- для ответственных должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей; при повторном наказании по данной статье им дополнительно грозит дисквалификация на срок от одного до трех лет;
- для предпринимателей — аналогично, от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
В качестве альтернативного варианта для юрлиц и предпринимателей может применяться наказание в виде административного приостановления деятельности. Максимальный период составляет 90 суток.
В соответствии с приказом Минтранспорта и Федеральным законом о безопасности дорожного движения установлен режим труда и отдыха водителя. На предприятиях составляются специальные графики учета, а автотранспортные средства оснащаются тахографами. Нарушение режима грозит штрафными санкциями.
Нормативная база
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
Информационное письмо участникам реализации тахографического контроля на территории Российской Федерации «О предоставлении дополнительной информации к письму от 10.02.2016 №08-02/363»
О запрете использования аналоговых контрольных устройств, эксплуатации транспортных средств, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахогра
Приказ об утверждении типов средств измерений №1658 (от 25.12.2015 г.)
Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении типов средств измерений» №1660 (от 25.12.2015 г.)
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 35
Приказ Министерства транспорта РФ от 26 июля 2017 г. № 277
Какой тахограф нужно ставить
На грузовых транспортных средствах многих перевозчиков до последнего времени встречались аналоговые или шайбовые тахографы. Этот тип приборов был довольно распространён и до 2014 года практически все перевозчики устанавливали лишь его.
Но с введением сначала Указа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года, а потом, тем же ведомством, и Порядка от 21 августа 2013 года, аналоговые устройства постепенно начали выходить из употребления, превратившись в несоответствующие нормам.
Единственным типом тахографа, который разрешено устанавливать на грузовик или автобус, задействованные в коммерческих грузоперевозках, является цифровой с блоком СКЗИ.
Что за новый закон о графике работы такси?
В правительстве уже давно обсуждали идеи реформирования сферы таксомоторных перевозок. В частности, планировалось скорректировать учёт времени работы таксистов. И вот это произошло!
В чём новшества учёта:
- целью поправок является регулирование рабочего времени водителей такси, чтобы повысить безопасность дорожного движения,
- раньше отсутствие регулирования рабочих часов приводило к переутомлению шофёров, что, в свою очередь, повышало риски ДТП,
- поправки касаются только водителей-физлиц,
- в новых правилах прописали и порядок контроля за учётом рабочего времени таксистов.
Но главным изменением стало установление рабочих часов и времени отдыха водителей. Если раньше они могли трудиться хоть 20 часов в сутки, то в соответствии с обновлёнными нормами не смогут перешагнуть суточный и месячный лимит времени.
Он уже вступил в силу?
Еще нет.
Вышеназванное Постановление Правительства № 908 было принято 2 июня, но вступит в силу лишь с 1 сентября 2023 года будет действовать вплоть до 1 марта 2029 года. Собственно, этот период прописан в тексте нормативно-правового акта:
Причём ППРФ состоит из трёх документов:
- нормы рабочего времени, отдыха и контроля за водителями машин-«шашечек»,
- порядок учёта такого времени,
- изменения редакции ПДД.
Нас интересуют первые два. В первом документе утверждается график работы таксистов. То есть то, как долго они могут выполнять заказы в течение суток, недели и месяца, как могут планировать свой график, а также что именно включается в понятие «рабочее время». Второй документ содержит порядок учёта трудового периода в журналах службы такси.
Что считается рабочим временем
В понятие рабочего времени профессионального водителя входит не только процесс вождения, но также специально предусмотренные перерывы и те периоды, когда водитель не находится за рулем. В это время водитель может подготавливать транспорт к поездке и осматривать его после ее завершения; ремонтировать транспортное средство самостоятельно; простаивать не по своей вине или ожидать погрузку груза, посадку пассажиров; тратить время на прохождение медосмотра перед выездом в рейс.
Перестал считаться рабочим временем тот промежуток, когда водитель охраняет груз или транспортное средство, а также время, когда водитель экипажа отдыхает и не занят управлением транспортным средством.
Особенности выполнения норм при наличии двух водителей
Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:
- Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
- При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
- При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
- Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
- Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
- Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться – 9 часов – только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
- На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.
Варианты учета рабочего времени
Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.
Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.
В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.
Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.
Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
- Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.
Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.
Ежедневный учет
Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.
В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.
Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.
Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов
Суммированный учет
Суммированный учет времени работы – это более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.
Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.
Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.
Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов. Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.
Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
- время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
На междугородных перевозках после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.