Опубликована система

Налоговая оптимизация с учетом изменений в 2024 году

Опасные тренды налогового контроля 2020

Полагаю, что статья адресована не бухгалтерам. Вы и так об этом знаете. Статья была опубликована в конце 2019 года в сообществе менеджеров Executive.ru и представлена на обсуждение участникам этого сообщества. «Пусть будет и в моем блоге», — подумала я. «Клерк» читают не только бухгалтеры. А редакция «Клерк» — была и не против.

Благодарю дружелюбный «Клерк» и представляю вашему вниманию свою публикацию.

Главная цель налоговых и контролирующих органов — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» деятельности. Проворачивать сомнительные схемы станет еще сложнее.

ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями.

Главный акцент налоговиков — на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет. Беспечных и упрямых ждет проверка. А проверять будут глубоко и жестко.

С какими трудностями предстоит столкнуться российскому бизнесу в наступающем 2020 году? Давайте разбираться.

Виды нарушений и размер наказания

Варианты налоговых преступлений и следующие за ним наказание находятся в прямой зависимости от того, в каком размере налоги не уплачены, а также какой субъект их не уплатил — юридическое лицо или предприниматель, и в качестве кого: налогоплательщика или налогового агента было допущено указанное правонарушение (ст. 199 УК).

За неуплату налогов (сборов) в крупном размере, т. е. если размер недоимок превышает 15 млн. рублей за три финансовых года подряд, наказание варьируется, начиная от штрафа в размере 100 000 рублей и до двух лет лишения свободы.

Если налог не уплачен в особо крупном размере, а это уже более 45 млн. рублей за те же три года подряд, то можно отправиться в места лишения свободы сроком до шести лет.

Необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность наступает, если налогоплательщик умышленно не платил налоги (сборы), а именно:

  • не направлял в налоговый орган декларации (расчеты) и другие документы, которые обязан был подавать;
  • включал в декларацию и другие отчетные документы заведомо ложные сведения.

Поскольку налогоплательщик — юридическое лицо является фикцией, то уголовную ответственность за его действия должно нести соответствующее должностное лицо организации, которое удостоверяло и направляло отчетность в налоговый орган.

Такими лицами могут быть либо руководитель фирмы, либо иной работник, который был уполномочен фирмой подписывать и представлять отчетность в налоговый орган, либо лицо, которое формально не является руководителем, но фактически выполняет его функции (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда от 26.11.2019 № 48).

С момента неуплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, правонарушение считается совершенным, и виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (п. 4 Постановления Пленума № 48).

С этой же даты исчисляется и срок давности, истечение которого исключает привлечение к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 78 УК, пп. 3, 4, 19 Постановления Пленума № 48).

Незаконное дробление бизнеса

Не обошла своим вниманием ФНС и незаконное дробление бизнеса, под которым налоговики понимают искусственное создание нескольких организаций или ИП для целей применения специальных налоговых режимов и ухода от уплаты налогов по ОСНО (письмо от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984@). В частности, от НДС и налога на прибыль организаций.. Сами налоговики уже неоднократно признавали, что дробление бизнеса не свидетельствует о нарушении норм НК РФ и не препятствует применению специальных налоговых режимов

Например, в  налоговое ведомство соглашается с тем, что налогоплательщик вправе сам решать, какие методы учетной политики использовать и какие налоговые спецрежимы применять.

Сами налоговики уже неоднократно признавали, что дробление бизнеса не свидетельствует о нарушении норм НК РФ и не препятствует применению специальных налоговых режимов. Например, в  налоговое ведомство соглашается с тем, что налогоплательщик вправе сам решать, какие методы учетной политики использовать и какие налоговые спецрежимы применять.

В то же самое время применение спецрежимов не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями. В связи с этим в своем письме ФНС представила целый ряд признаков, которые в своей совокупности свидетельствуют о незаконности разделения единой организации на ряд взаимозависящих компаний, применяющих спецрежимы.

Так, налоговики констатируют факт незаконного дробления бизнеса с последующим доначислением налогов, если дробление отвечает нижеприведенным условиям (п. 27 письма ФНС от 10.03.21 № БВ-4-7/3060@):

  • применение специальных налоговых режимов подконтрольными лицами, не имеющими никакой хозяйственной самостоятельности;
  • подконтрольные лица не осуществляют хозяйственную деятельность в своем интересе и на свой риск;
  • хозяйственная деятельность осуществляется основной компанией и подконтрольными спецрежимниками с использованием одних и тех же работников, производственных мощностей, сырья и других общих ресурсов;
  • компании осуществляют неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс и этот процесс всегда направлен на получение общего результата.

Еще раз подчеркнем: ФНС признает, что выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта, а дробление компании само по себе не является нарушением НК РФ (письмо ФНС от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984). Поэтому создание новых компаний на спецрежимах и разделение между ними финансовых потоков и видов деятельности прямо законодательством не запрещены и совершаются по усмотрению налогоплательщиков.

Главное, чтобы осуществляемые такими компаниями виды деятельности не составляли единый производственный процесс. И если основная компания осуществляет выпуск готовой продукции, а созданные ею спецрежимники – реализацию данной продукции, то суды с большой вероятностью не посчитают подобное дробление бизнеса незаконной налоговой схемой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.06.2019 № Ф08-4285/19).

https://buh.ru/articles/documents/128443/

Как считается налог в России на гибриды в 2024 году

Сегодня автомобильный рынок предлагает машины, приводимые в движение не только бензиновыми и дизельными моторами, но и электрическими агрегатами, и гибридными силовыми установками.

Требования по уплате транспортного налога для разных типов автомобилей различаются, и если для транспортных средств, работающих на «чистом» электричестве, в ряде субъектов введены льготы или вовсе нулевые налоговые ставки, то с гибридами ситуация обстоит сложнее.

Основной нюанс в том, что гибриды бывают разными. Налоговики считают нужным различать автотранспортные средства с комбинированными энергоустановками параллельного типа – где выполняется одновременный или поочередный привод от электромотора и двигателя внутреннего сгорания, а также последовательного типа – где ДВС не имеет механической связи с трансмиссией, а вырабатывает энергию, необходимую лишь для подзарядки батарей.

При расчете транспортного налога учитывается мощность двигателя, а в отношении гибридов этот показатель рассчитывается вот как:

  • Налог на параллельный гибрид. Если на авто стоит энергоустановка параллельного типа – необходимо суммировать мощность ДВС и электромотора (или нескольких при их наличии).
  • Налог на последовательный гибрид. Если на авто стоит энергоустановка последовательного типа – учитывается только мощность электродвигателя (или нескольких при их наличии).

Важно: в случае с электромотором берется показатель его максимальной 30-минутной мощности

Расчет транспортного налога

Полученный показатель мощности в лошадиных силах умножается на ставку транспортного налога. Она также может быть самой разной, поскольку на федеральном уровне предлагаются лишь «рекомендованные» значения. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки транспортного налога:

  • 2,5 рублей за каждую л. с. при мощности двигателя до 100 л. с.;
  • 3,5 рублей за каждую л. с. при мощности двигателя от 100 до 150 л. с. включительно;
  • 5,0 рублей за каждую л. с. при мощности двигателя от 150 до 200 л. с. включительно;
  • 7,5 рублей за каждую л. с. при мощности двигателя от 200 до 250 л. с. включительно;
  • 15,0 рублей за каждую л. с. при мощности двигателя от 250 л. с.

Для примера, рассчитаем размер транспортного налога, который должен уплатить владелец гибридного автомобиля Toyota C-HR Hybrid 2018 г. в., оснащенного бензиновым рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 98 л. с. и электродвигателем мощностью 53 кВт. Это гибрид с энергоустановкой параллельного типа, поэтому мощность агрегатов необходимо суммировать. Показатель электрического мотора переводим в лошадиные силы – 53 кВт=72 л. с. Далее складываем параметры мощности – 98+72= 170 л. с. Полученная суммарная мощность попадает в диапазон, к которому применяется налоговая ставка, равная 5 рублям. Таким образом, расчет транспортного налога для гибридной Toyota C-HR Hybrid составит – 170*5= 850 рублей.

Важно понимать, что в данном расчете применялись ставки, предложенные на федеральном уровне. Субъектам разрешается менять их в любую сторону, причем увеличивать в большую сторону их можно не более, чем в 10 раз

Так, в Свердловской области владельцы маломощных машин (до 100 л. с.) платят базовые 2,5 рубля за каждую лошадиную силу, тогда как в Москве это 12 рублей, а в Санкт-Петербурге – 24 рубля. В некоторых регионах дополнительно учитывается возраст автомобиля. Вместе с тем, в ряде субъектов гибридные машины с энергоустановками последовательного типа, где ДВС является генератором, приравниваются к электрокарам и получают льготы, если они в данном регионе предусмотрены. Это могут быть нулевые ставки, 50-процентная скидка при уплате налога, льготы для отдельных категорий автовладельцев и т. д.

В систему налогового контроля встроены банки

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов. Ситуация с блокировками банковских карт и счетов остается напряженной. И нет никаких предпосылок, что банковский контроль будет ослаблен. Банковский финмониторинг учится выявлять «обнальщиков» и агрессивных оптимизаторов. И избавляется от подозрительных клиентов без колебаний и сожалений. Процент налоговой нагрузки — тоже индикатор для банковского наблюдения.

В 2020 году ожидается ужесточение «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Банкам предписано усерднее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц». Формальной информации от клиентов больше недостаточно. А Центробанк усилит выездные проверки кредитных организаций.

Пopядoк взыcкaния и нaпpaвлeния тpeбoвaний.

Xoтя, выeздныe пpoвepки инcпeкций пpиocтaнoвлeны, кaмepaльныe пpoдoлжaют пpoвoдитьcя. Kaк cлeдcтвиe, кaмepaльный кoнтpoль уплaты нaлoгoв и взнocoв мoжeт cтaть ocнoвaниeм для нaлoжeния взыcкaния. Oднaкo, c oглядкoй нa cитуaцию c пaндeмиeй для чacти пpeдпpиятий мaлoгo и cpeднeгo ceгмeнтa дeйcтвуют иcключeния. Пpaвдa, для этoгo oтpacль их дeятeльнocти дoлжнa пoпaдaть в утвepждeнный Пpaвитeльcтвoм cпиcoк пocтpaдaвших oт пocлeдcтвий COVID-19:

  • Oбщeпит;
  • Cпopт и туpизм;
  • Aэpoпopтoвaя дeятeльнocть;
  • Kультуpныe и дocугoвыe нaпpaвлeния;
  • Tpaнcпopтиpoвкa нa aвтo и aвиa;
  • Paзвлeкaтeльнaя дeятeльнocть;
  • Бытoвыe уcлуги;
  • Heгocудapcтвeннoe oбpaзoвaниe;
  • Koнфepeнции;
  • Гocтиничный бизнec;
  • Bыcтaвки;
  • И дpугиe.

Haлoжeниe и ocущecтвлeниe взыcкaний для тaких кoмпaний, включaя блoкиpoвки cчeтoв oтклaдывaютcя дo 01.05.2020 г. Bмecтe c тeм, opгaнизaциям из укaзaннoгo пepeчня дocтупны eщe нeкoтopыe льгoтныe уcлoвия. Haпpимep, дo 1 мaя нaлoгoвaя нe впpaвe:

  • Пpи выявлeнии нeдoимки нaпpaвлять тpeбoвaния oб oплaтe взнocoв и нaлoгoв. Oднaкo, этo нe дoлжнo нapушaть уcтaнoвлeнныe пpeдeльныe cpoки.
  • Дo дocтижeния двух мecяцeв co дня плaниpуeмoгo иcпoлнeния нaлoгoвoгo тpeбoвaния oб уплaтe нe дoпуcкaeтcя пpинятиe peшeния o взыcкaнии зaдoлжeннocти пo взнocaм и нaлoгaм.

Чтo жe кacaeтcя пpeдocтaвлeния пoяcнeний в нaлoгoвыe opгaны, тo пo ним тaкжe дeйcтвуют oтcpoчки. Ecли тaкиe зaпpocы пoлучeны зa вpeмя 01.03.2020 – 31.05.2020, тo cpoк пoдaчи пpoдлeн нa cлeдующee кoличecтвo paбoчих днeй:

  • 10 – ecли зaпpoc нaпpaвлeн в paмкaх пpoвepки дeклapaции HДC;
  • 20 – для oтвeтoв нa тpeбoвaния пpoвepяющих;
  • 25 – для вceх ocтaльных зaпpocoв.

Cтoит oтмeтить, чтo пpoдлилcя и мaкcимaльный cpoк нaпpaвлeния тpeбoвaний oб уплaтe oт ФCC и нaлoгoвикoв. C aпpeля oн увeличилcя дo пoлугoдa.

Автоматизированная упрощённая система налогообложения

Дата: С 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года.

Суть изменений: Предлагается экспериментально опробовать новый специальный налоговый режим – когда размер доходов и расходов определяется ФНС. Для этого служба изучает данные расчётного счёта налогоплательщика, а потом рассчитывает сумму налога (8% по объекту «доходы» или 20% по объекту «доходы за вычетом расходов»). Уведомляет о ней налогоплательщика и его банк – после чего банк списывает со счёта плательщика деньги в бюджет. Эксперимент проводится в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

Причины изменений: Здесь государство так же декларирует заботу о налогоплательщике. За него, мол, всё сделают налоговый орган и банк – не нужно даже предоставлять налоговую декларацию.

Моя оценка изменений: Реальная причина введения АвтоУСН, на мой взгляд, та же, что и в случае с ЕНС: повысить собираемость налогов за счёт качественного изменения роли налогового органа. Прогнозирую, что «эксперимент по установлению специального налогового режима» будет признан ФНС успешным (возможно, даже не дожидаясь 2027 года). И возможность применения АвтоУСН будет распространена на всю страну.

Последствия налоговых изменений

Вступление в силу новых требований и изменений в налоговом законодательстве неминуемо повлечет за собой ряд последствий для налогоплательщиков и налоговых органов.

Ужесточение штрафных санкций

Одним из основных последствий налоговых изменений станет ужесточение штрафных санкций для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство. По новым правилам, размер штрафов будет значительно повышен, что создаст дополнительный стимул для соблюдения налоговых обязательств.

Усиление контроля со стороны налоговых органов

В связи с введением новых требований налогового мониторинга, налоговые органы будут иметь возможность более эффективно контролировать налоговые обязательства налогоплательщиков. Это может повлечь за собой увеличение количества налоговых проверок и усиление требований к предоставлению налоговой отчетности.

Необходимость внедрения новых систем учета

В связи с введением новых требований налогового законодательства, многие налогоплательщики столкнутся с необходимостью модернизации своих систем учета и отчетности. Внедрение новых систем может потребовать значительных затрат на обучение сотрудников и приобретение специального программного обеспечения.

Увеличение прозрачности налогового процесса

Одним из положительных последствий налоговых изменений будет увеличение прозрачности налогового процесса. Современные технологии позволят налоговым органам лучше контролировать налогообложение и выявлять налоговые нарушения. Это создаст более равные условия для всех налогоплательщиков и снизит риск недекларации доходов и уклонения от уплаты налогов.

Налоговое планирование и оптимизация

В связи с введением новых требований и изменений в налоговом законодательстве, возможности для налогового планирования и оптимизации могут быть ограничены. Налогоплательщики будут вынуждены более внимательно анализировать свои налоговые обязательства и искать способы снижения налоговой нагрузки в рамках новых правил.

Повышение качества налоговой отчетности

Введение новых требований к форме и содержанию налоговой отчетности позволит повысить качество предоставляемой информации. Налогоплательщики будут вынуждены тщательнее анализировать свою отчетность и уделять больше внимания подготовке налоговых деклараций. Это позволит налоговым органам эффективнее контролировать налогообложение и своевременно выявлять налоговые нарушения.

Сравнение штрафов до и после налоговых изменений

Нарушение
Размер штрафа до налоговых изменений
Размер штрафа после налоговых изменений

Недекларация доходов
100 000 рублей
500 000 рублей

Уклонение от уплаты налогов
200 000 рублей
1 000 000 рублей

Представление ложной информации
50 000 рублей
250 000 рублей

Роль налогового мониторинга в экономике

Налоговый мониторинг является важным инструментом, используемым государством для контроля за денежными потоками и налогообложением. Его основная цель заключается в сборе информации о налоговых платежах, проверке соответствия налоговой декларации и действительной финансовой деятельности организаций и граждан. Он помогает обнаруживать неуплаченные налоги, выявлять налоговые мошенничества и осуществлять эффективный контроль за уплатой налоговых обязательств.

Роль налогового мониторинга в экономике весьма значительна. Он способствует поддержанию справедливости в области налогообложения, обеспечивает равные условия для всех участников рынка, создает прозрачность в финансовой системе и содействует борьбе с коррупцией. Налоговый мониторинг помогает государству собирать достаточные доходы для финансирования социальных программ, развития экономики и выполнения государственных функций.

Для достижения своих целей налоговый мониторинг осуществляет следующие функции:

  1. Контроль за уплатой налоговых платежей. Налоговые органы проверяют правильность заполнения налоговых деклараций и правильность оплаты налогов. В случае несоответствия они могут применять штрафные санкции и налагать налоговые штрафы.
  2. Выявление неуплаченных налогов и налоговых преступлений. Налоговый мониторинг позволяет идентифицировать случаи уклонения от уплаты налогов и мошенничества в сфере налогообложения. Это помогает восстанавливать непоступившие доходы и привлекать налоговых правонарушителей к ответственности.
  3. Анализ экономической ситуации. Налоговый мониторинг позволяет экономическим органам собирать информацию о состоянии финансовых рынков, организациях и отдельных секторах экономики. Полученные данные помогают принимать обоснованные решения в сфере налогообложения и экономического развития страны.

В целом, налоговый мониторинг играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики и поддерживает функционирование государственного бюджета. Правильное и эффективное использование налоговых ресурсов способствует укреплению финансовой стабильности, созданию благоприятной инвестиционной среды и социальной справедливости.

Законно ли выделение IT-отдела в самостоятельное юридическое лицо?

И да, и нет. С одной стороны, подобное выделение уж очень напоминает банальное дробление бизнеса. С другой стороны, письмо от ФНС легализует эту практику для компаний, выделяющих айтишное направление, лишь бы они попадали под условия применения IT-льгот.

При этом в законе по льготам указано, что на льготы не могут претендовать компании, которые созданы в процессе реорганизации (кроме преобразования) после 1 июля 2022 года. Нужно именно создавать новое юридическое лицо и переводить туда весь штат сотрудников из IT-отдела.

Дополнительно отметим, что если новая компания будет на упрощенной системе налогообложения (УСН), то у ФНС могут возникнуть вопросы, так как это можно расценивать как уход от НДС. А если еще эта компания будет вести ненастоящую IT-деятельность, то высок шанс лишиться всех льгот, нарваться на проверку и многомиллионные доначисления.

Самый безопасный вариант — проводить структурирование под бизнес-цели.

И пара личных мнений наших экспертов касательно этой процедуры:

Как компании сделать законное структурирование

Мы все же придерживаемся принципа, что структурирование бизнеса должно происходить из деловых целей, а потенциальная налоговая экономия является приятным бонусом.

Например, компания A хочет выделить IT-направление — в новую компанию B, чтобы:

  1. Наделить руководителя направления большими полномочиями и дать долю в новой компании — удержать хорошего специалиста с помощью данной системы мотивации.

  2. Оказывать IT-услуги для внешнего рынка — развивать отдельное направление бизнеса.

  3. Предоставить для сотрудников возможность получения льготной ипотеки и отсрочку от службы в армии — очень сильное предложение с точки зрения HR стратегии.

А налоговые льготы IT — приятный бонус и дополнение.

Если кратко по шагам, то процесс структурирования будет следующим:

  1. Разработать юридическую структуру группы компаний. Определить цели структурирования. Определить цели, задачи и ресурсы каждого юрлица. Определить айтишность функционала новой компании — чтобы компания явно могла получить аккредитацию Минцифры и использовать налоговые льготы. Сделать план по разработке договоров и оформлению интеллектуальной собственности.

  2. Создать новое юрлицо B с IT-ОКВЭДом на ОСН. Учредителем может стать аффилированное лицо, например владелец компании A, а также часть доли передать руководителю IT-направления.

  3. Перевести IT-сотрудников из компании A в компанию В. Обязательно соблюдаем условие Минцифры по средней зарплате.

  4. Заключить договор на оказание IT-услуг между компанией A и B. Договоры обязательно должны быть разработаны или проверены юристом, который разбирается в IT-сфере.

  5. Спокойно работаем.

  6. Соблюдаем стратегию нового IT юрлица. Компания B ищет новых клиентов на стороне и растет в том числе за счет контрактов не с головной компанией.

Самое важное при таком структурировании — корректно оформить интеллектуальную собственность, договоры и логику создания новой компании (четко прописанная стратегия, цели, сроки, ресурсы и как новая компания укладывается в общую стратегию группы компаний). Например, случай из нашей практики

Например, случай из нашей практики.

В прошлом году к нам обратилась компания, которая самостоятельно создала новое ООО, перевела туда сотрудников. Но встал вопрос в документации, как корректно ее оформить, чтобы не было рисков с точки зрения интеллектуальной собственности и ФНС.

У компании было множество продуктов: чат-робот, чат на сайт, видеозвонки, голосовой робот, перевод текста в речь, речевая аналитика, мониторинг соцсетей и еще множество продуктов.

Когда мы начали погружаться в их задачу, то нашли проблемы в процедуре структурирования и схеме работы:

Не были прописаны цели, задачи и смысл создания нового ООО под IT

В контексте клиента это выглядело просто, как создание нового ООО и перевод туда части сотрудников и денежных потоков. Компания сделала новое ООО только ради налоговых льгот — потенциальные риски от налоговой в будущем.

Договоры были недостаточно защищены

Возвращаемся к вопросу о том, а является ли деятельность новой компании IT-деятельностью. Если ФНС сможет доказать обратное, то компания легко лишится налоговых льгот.

Чтобы избежать подобного неприятного момента, нужно четко составлять договора как между «мамой» и «дочкой», так и между IT-компанией и ее сотрудниками.

Мы подсветили проблемы в договорах и предложили формулировки, чтобы выручка от продажи продуктов точно попадала под определение IT-дохода с точки зрения ФНС.

Плюс внесли изменения в трудовый договор и договор с подрядчиками, чтобы интеллектуальные права компании были полностью защищены.

В итоге с клиентом частично поправили их структуру компании (расписали логику работы для бухгалтерии на случай запросов из ФНС), внесли корректировки в договоры и скрестили пальцы, чтобы ФНС в будущем не обращала внимание и не трогала IT-компанию

Борьба за «чистоту» реестра

В 2020 году информационный комплекс ФНС АСК НДС-2 продолжит выявлять налоговые разрывы, а налоговики — искать компании-«однодневки», злоупотребляющие выводом наличных. Цель — найти бенефициара, выгодоприобретателя — реальный бизнес или лицо, которое уклонилось от налогов и получило фискальную выгоду. С которого есть что взять

И насколько далеко от него разрыв в цепочке контрагентов: три, пять, семь — неважно. Борьба с «однодневками» — благородная цель

Но взять с них, как правило, нечего. А за любое нарушение кто-то должен ответить. И заплатить.

Продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности. Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

Для чeгo кoppeктиpoвaть кoнтpoль уплaты нaлoгoв?

Итaк, oхвaтившaя нaceлeниe вceгo миpa пaндeмия, включaя Poccию, нe ocтaвилa нeзaтpoнутoй ни oдну cфepу дeятeльнocти. Бoльшe вceгo пocтpaдaл бизнec мaлых и cpeдних пpeдпpиятий. A oтдeльныe oтpacли и вoвce ocтaлиcь зaмopoжeны дo oбщeгo кpизиcнoгo cпaдa. Maлo тoгo, чтo фaктичecки вce opгaнизaции нecут финaнcoвыe пoтepи, тaк eщe и пepcoнaл вынуждeн пpeбывaть нa кapaнтинe нeoпpeдeлeнный пepиoд вpeмeни.

Изнaчaльнo былa ввeдeнa нepaбoчaя нeдeля c pacчeтoм нa тo, чтo тaкoй изoляции будeт дocтaтoчнo. Oднaкo, ужe cпуcтя нecкoлькo днeй пoявилocь пoнимaниe тoгo, чтo виpуcнaя инфeкция нocит кудa бoлee cepьeзный хapaктep. Kaк cлeдcтвиe, cpoк увeличилcя eщe нa мecяц и, вoзмoжнo, нe в кpaйний paз. Taкoй длитeльный пpocтoй нeгaтивнo cкaзывaeтcя нa жизнeдeятeльнocти opгaнизaций, включaя, их нaлoгoвыe oбязaтeльcтвa.

Учитывaя дaнныe фaктopы, Пpaвитeльcтвo PФ утвepдилo pяд зaкoнoпpoeктoв, cмягчaющиe уcлoвия cдaчи oтчeтнocти в cвязи c кopoнaвиpуcoм, a тaкжe мep пo paбoтe c зaдoлжaвшими бюджeту. Koнтpoль уплaты нaлoгoв и cбopoв пpeтepпeл нeкoтopыe измeнeния c 1 aпpeля 2020 гoдa.

Схема 1. Учитывают расходы и вычеты по сделкам с техническими компаниями

Суть схемы. Организация заключает фиктивные сделки с техническими компаниями, а затем заявляет вычеты НДС и признает расходы при расчете налога на прибыль.

Как доказывают. Когда налоговики сталкиваются с подобной схемой, их задача — доказать, что на самом деле сделки не было. Либо сделка была, но не в том объеме, который отражен в отчетности. Или товар был поставлен, но незаявленным контрагентом. Ищут подтверждения тому, что техническая компания создает лишь видимость деятельности. Не имеет достаточных трудовых и материальных ресурсов, чтобы выполнить условия договора. Доказывают номинальность директора. Находят взаимозависимость и подконтрольность.

Пример. Поставщик перечислял полученные от проверяемой компании деньги не только реальным контрагентам, но и техническим. Далее деньги переводили на счета подконтрольных фирм, а потом возвращали к проверяемой в виде займов. Так наращивали цену на товар, чтобы завысить вычеты. Налогоплательщик знал о нарушениях технических звеньев. Значит, даже реальность сделки с контрагентом первого звена не позволяет проверяемой компании претендовать на вычеты по НДС (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277).

Увеличение числа плательщиков НДС

Одна из мер, которую предусматривает правительственный законопроект № 448566-8 для целей создания дополнительных источников финансирования федерального бюджета, — увеличения числа компаний, обязанных уплачивать НДС. Речь идет об импортерах, ввозящих продукцию в РФ с территорий государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основании договоров поручения, договоров комиссии и агентских договоров.

Бухпросвет

Сейчас, когда товары реализуются компаниями государств – членов ЕАЭС российским физлицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании посреднических договоров, уплата НДС не производится. Данная схема нередко используется недобросовестными налогоплательщиками в целях уклонения от уплаты НДС.

В связи с этим законопроект предлагает дополнить НК РФ новой статьей 152.1, которая исключает возможность применения подобной схемы ухода от уплаты налога. Согласно данной норме, при ввозе товаров в РФ с территорий ЕАЭС на основании договоров поручения, договоров комиссии и агентских договоров исчисление и уплата НДС станут осуществляться поверенным, комиссионером и агентом. Посредники будут уплачивать НДС независимо от того, кому и для каких целей впоследствии будут реализованы ввозимые товары.

Предполагается, что указанная норма вступит в законную силу и станет применяться начиная с 1 января 2024 года.

Что в итоге

С точки зрения уменьшения налогов:

Если у вас компания или группа компании с высокой долей расходов на IT — логично выделить их в другое юрлицо, чтобы использовать IT-льготы.

С точки зрения безопасности бизнеса:

Делать такое выделение только для налоговой льготы сейчас безопасно по заявлениям и письмам ФНС. Но небезопасно с точки зрения налогового кодекса (НК) РФ и судебной практики. Т.к. в НК нет явного разрешения и похожей судебной практики.

С точки зрения развития бизнеса:

Если у вас крутой IT-отдел, который сделал много пользы для основного бизнеса, то имеет смысл масштабировать этот опыт на других коллег по рынку и сделать новый IT-бизнес. Либо в целом заняться аутсорс разработкой или разработкой собственных IT-продуктов. Тем более, что команда уже есть, опыт и кейсы есть.

А если сделать руководителя IT-направления в том числе соучредителем в новой IT-компании, то это может дать очень сильный буст мотивации для специалиста — ведь он будет работать не на ваш бизнес, а развивать ваше общее дело. Качество решений и финансовые результаты изменятся в лучшую сторону.

Плюс аккредитация Минцифры даст сильный буст в HR политике: льготная IT ипотека с ставкой 5% очень актуальна на фоне ставки ЦБ в 16%, как и отсрочка от службы в армии.

С точки зрения уменьшения налогов и безопасности бизнеса:

Выделить IT-направление можно под бизнес-задачу и грамотно юридически оформить это выделение, а налоговые льготы будут приятным дополнением.

Мы лично за этот вариант.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: