Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Кто может не уплачивать утилизационный сбор?

Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:

  • Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
  • ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
  • ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.

ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС

Механизм вычисления суммы сбора

Расчетная формула представляет собой произведение базисной ставки сбора на определенный специальный множитель.

Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка * Коэффициент

Коэффициенты и базисная ставка определены Постановлением Правительства РФ (№1291 от 26.12.2013) и прописаны в «Перечне видов и категорий ТС». Впоследствии в этот Перечень вносятся только изменения. Так, например, с 1 января 2020 года вступило в действия повышение некоторых коэффициентов, в основном, для легковых автомобилей. Данный перечень размещен на Интернет-ресурсах. Базисная ставка по легковым автомашинам определена в 20 тыс. рублей. Для грузовых автомобилей, спецтехники и прицепов – 150 тыс. рублей.

Значения коэффициентов зависят от следующих критериев:

  • возраста ТС – новые до 3 лет или свыше данного возраста. Срок отсчитывается с 1 июля года изготовления;
  • типа транспортного средства;
  • для легковых автомобилей – объема двигателя;
  • для грузовых – полной массы.

Ниже приведены размеры коэффициентов, действующих с 01.01.2020, для легкового автотранспорта:

Легковые автомобили Коэффициент
новые старше 3 лет
1. Электромобили, кроме гибридов 1,63 6,1
2. Автомобили с объемом двигателя:
до 1,0 л (включительно) 2,41 6,15
от 1,0 л до 2,0 л (включительно) 8,92 15,69
от 2,0 л до 3,0 л (включительно) 14,08 24,01
от 2,0 л до 3,5 л (включительно) 12,98 28,5
более 3,5 л 22,25 35,01

В качестве примера приведено вычисление утилизационного сбора для отечественного автомобиля, произведенного в 2019 году, с объемом двигателя 1,4 литра.

Утилизационный сбор = 20 тыс. руб. * 8,92= 178,4 тыс. руб.

Где и каким способом оплачивать

Граждане и организации, приобретающие машину в автосалоне, с подобной проблемой не сталкиваются. За них сбор уже уплатил производитель авто. Достаточно только убедиться в наличии печати в ПТС. Сложнее с покупателями подержанных авто. В том случае, когда пометка в ПТС есть — всё в порядке, сбор был уплачен кем-то из предыдущих владельцев. А если нет?

В случае, когда машина выпущена раньше 1 сентября 2012 года, оплату также производить не требуется. Когда же транспорт моложе и нет штампа, отчисления совершает новый владелец.

Ему необходимо обратиться либо на таможню, если он ввозит автомобиль из-за границы, или в ФНС по месту своей регистрации в остальных случаях.

Сумма утилизационного сбора, как, например, налоги или госпошлина, оплачивается через банк или электронные сервисы. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение любого банка, воспользоваться личным кабинетом на сайте своего банка или произвести оплату через платежные терминалы.

При заполнении квитанции в банке вручную необходимо указать следующий код бюджетной классификации (КБК) – 18211208000012000120 (для автомобилей). Квитанцию необходимо заполнить без ошибок.

Как рассчитывается утилизационный сбор

Исчисление суммы сбора производится по простой формуле УС = БС × K, где УС — сумма сбора, БС — базовая ставка, K — коэффициент.

Размер БС установлен в 2012 году и с тех пор не менялся.

Категории ТС

Ставка, тыс. руб.

Колесные ТС, произведенные на территории РФ, кат. M1

20

Колесные ТС кат. M2, M3, N1, N2, N3

150

Шасси колесных ТС кат. N1, N2, N3, M2, M3

150

Самоходные машины, прицепы

172,5

Определить, к какой категории относится ТС, можно с помощью техрегламента Таможенного союза, утвержденного КТС от 09.12.2011 № 877.

Коэффициент на каждую категорию ТС постоянно меняется. В 2023 году размер коэффициента зависит:

  • от возраста ТС,

  • категории,

  • допустимой массы,

  • объема двигателя.

Значения коэффициентов можно найти в Перечне № 1291 для колесных ТС, в Перечне № 81 для самоходных ТС.

Информация Федеральной таможенной службы от 27 октября 2023 г. “Об особенностях уплаты утилизационного сбора с 29 октября 2023 г.”

Вырастут ли цены на автомобили из-за повышения утильсбора с 1 августа 2023 года

Цель повышения утилизационного сбора в 2023 году – увеличить поступления в бюджет (с ним в 2023 году есть проблемы), и при этом защитить отечественного производителя (так как им утильсбор возвращают в виде субсидий). Например, в 2021 году больше 513 миллиардов рублей утильсбора пополнили бюджет, правда, на импорт приходилось только 130 миллиардов из этой суммы.

Резкий рост ставок сбора явно повлияет на стоимость новых импортных автомобилей – дилеры, которые и без того едва держатся на плаву, перенесут повышение на потребителей. Это коснется как немногих официальных дилеров, так и тех, кто использует каналы параллельного импорта.

На отечественном автопроме повышение не скажется:

Кроме того, поменяется схема с ввозом автомобилей на физлиц:

  • Сейчас брокеры могут ввозить автомобили на физлиц, чтобы уплатить минимальный утильсбор. Потом этот человек переоформляет авто на другого человека – конечного покупателя, а доплачивать ничего уже не нужно.
  • С 1 августа 2023 года новый утиль сбор закроет эту схему – и придется придумывать что-то новое. Например, изначально пригонять автомобили под конечного покупателя, который формально и будет ввозить машину для себя.

Кто-то же видит схему обхода через Беларусь или Киргизию, где еще можно оформить авто на местного жителя, а потом ввезти его в Россию (и это не будет ввозом, так как обе страны состоят в ЕАЭС).

В большинстве же случаев покупателям придется просто платить больше или выбирать автомобиль отечественного производства.

Основным бенефициаром повышения выглядит АвтоВАЗ – он получает компенсацию утильсбора за счет максимально возможной степени локализации производства. Также что-то выиграть могут китайский Haval (имеет завод в Тульской области), «Москвич», УАЗ и некоторые другие производители. А вот те же китайские компании уже пострадают, так как не производят свои машины внутри России.

Спустя два месяца после повышения утильсбора появился проект Минпромторга о повышении лимитов средств, выделяемых на субсидирование спроса на отечественный транспорт. Так, на 2024 год будет заложено 12,3 млрд руб. на льготные автокредиты против 5 млрд в 2023-м. При этом параметры самих кредитов не меняются — то есть, скидка при покупке российского автомобиля увеличиваться не будет.

Что такое утилизационный сбор, и кто обязан его оплачивать?

Утилизационный сбор – это платеж в пользу государства, который предоставляет право на бесплатную утилизацию автомобиля. Однако этот сбор является обязательным, как налоги. Платить его должны компании, производящие автомобили или доставляющие их из-за границы, следовательно, размер утилизационного сбора уже включен в стоимость новых транспортных средств, и «налоговая» нагрузка ложиться на плечи обычных граждан – покупателей.

А вот физические лица, ввозящие автомобили из-за рубежа, должны оплачивать сбор самостоятельно, отдельно от стоимости авто. Но хуже всего приходится тем, кто на территории нашего государства по незнанию покупает б/у автомобиль, сбор по которому не был уплачен при доставке из-за границы.

Такое может быть, если авто ввозилось лицами или организациями, освобожденными от уплаты пошлины:

  • участники госпрограммы по добровольному переселению;
  • беженцы, вынужденные переселенцы;
  • дипломатические представители и консульства;
  • некоторые международные организации (например, «Красный крест»).

Данные лица и организации освобождаются от уплаты утилизационного сбора, но имеют право продать ТС на территории России. Обязанность заплатить сбор ляжет на нового владельца, при этом, он может даже не подозревать этого.

Что делать, если сбор выплачен в большем размере?

Утилизационный сбор на транспортные средства и спецтехнику с 2024 года

Согласно «Секрету фирмы», с 2024 года в России будет введен утилизационный сбор на легковые автомобили, транспортные средства и спецтехнику. Эта мера призвана снизить загрязнение окружающей среды и поощрять использование экологически чистых транспортных средств.

Утилизационный сбор – это дополнительный налог, который будет взиматься с производителей и импортеров транспортных средств и спецтехники. Средства, полученные от этого сбора, будут направлены на создание и развитие системы утилизации и переработки отработанных автомобилей и спецтехники.

Согласно новому закону, каждый производитель или импортер транспортных средств и спецтехники обязан будет выплачивать утилизационный сбор в размере, определенном в соответствующих нормативных актах. Данная мера будет распространяться как на отечественные, так и на импортированные транспортные средства и спецтехнику.

Введение утилизационного сбора на транспортные средства и спецтехнику с 2024 года является одним из шагов государства по охране окружающей среды и стимулированию производства экологически чистой техники. Это также поможет развитию отечественных предприятий, занимающихся утилизацией и переработкой автомобилей и спецтехники.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

С 2024 года в России введут утилизационный сбор на легковые автомобили. Это средства, которые будут взиматься с владельцев автомобилей при их утилизации или продаже. Утилизационный сбор введен с целью регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу и улучшения экологической ситуации в стране.

Утилизационный сбор на легковые автомобили будет способствовать регуляции рынка и снижению выбросов вредных веществ. Он будет взиматься в зависимости от категории и класса автомобиля, его пробега и степени утилизации. Для владельцев легковых автомобилей это означает дополнительные расходы при покупке нового автомобиля или продаже старого.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

Внутри категорий размер сбора варьируется от различных физических показателей: рабочего объёма двигателя, массы, габаритов.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году

Изменены правила уплаты утилизационного сбора

Комментарий

Утилизационный сбор в числе прочих уплачивают производители и (или) импортеры колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также самоходных машин и прицепов к ним (п.п. 1 и 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, по которым уплачивается утилизационный сбор, а также правила его уплаты (далее – ТС) утверждены постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила). С 22.09.2023 эти правила скорректированы постановлением Правительства России от 22.09.2023 № 1547 (далее – постановление № 1547).

Основные моменты поправок заключаются в следующем.

  1. Определен срок для уплаты утилизационного сбора крупнейшими производителями прицепов.

Согласно п. 22 Правил крупнейшие производители колесных ТС должны уплатить утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет сбора. При этом в отношении отдельных кварталов установлены специальные сроки уплаты сбора указанными плательщиками.

В Правила внесены поправки – добавлено положение, что за II квартал 2023 года крупнейшие производители прицепов должны внести сбор до 15 октября 2023 года (пп. «а» п. 1 постановления № 1547). Реестр крупнейших производителей колесных ТС (и прицепов к ним) размещен на сайте Минпромторга России.

  1. Изменен перечень колесных ТС, в отношении которых нужно платить утилизационный сбор.

Перечень видов колесных ТС, в отношении которых уплачивается сбор, а также размеры коэффициентов для исчисления сбора приведены в перечне к Правилам. Так, ранее было установлено, что сбор не нужно платить за ТС с электродвигателями с гибридной силовой установкой. Теперь в перечне прописано, что сбором облагаются ТС с электродвигателями с гибридной силовой установкой последовательного типа. За ТС, оснащенные иными типами гибридных силовых установок, сбор не взимается (пп. «б» п. 1 постановления № 1547).

Также напомним, что базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Применительно к каждому виду ТС в перечне прописан коэффициент, который применяется дополнительно к ставке. Поправками определено, что коэффициент расчета утилизационного сбора в отношении ТС, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа, действует только для тех ТС, которые ввезены на территорию РФ с 01.01.2022 (пп. «б» п. 1 постановления № 1547).

  1. Уточнен порядок расчета утилизационного сбора в зависимости от даты ввоза ТС на территорию РФ.

Если колесное ТС ввезено на территорию РФ до 01.08.2023 включительно, то для определения размера утилизационного сбора нужно ориентироваться на Правила в редакции постановления Правительства России от 24.11.2022 № 2132 (действует с 01.01.2023). При этом расчет утилизационного сбора необходимо было представить не позднее 01.10.2023.

Если колесное ТС ввезено в РФ позднее 01.08.2023, необходимо ориентироваться на Правила в редакции постановления Правительства России от 07.07.2023 № 1118 (действует с 01.08.2023).

Суть поправок, предусмотренных постановлением № 2132 и постановлением № 1118, состояла в том, что в числе прочего были повышены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении отдельных видов ТС.

Перспективы утилизационного сбора

В правительстве активно обсуждают возможность увеличения стоимости утилизационного сбора. Пошлина может возрасти на 25-30% уже к 2021 году. Это касается не только легковых автомобилей, но и спецтехники. Такие перспективы вероятны из-за ослабления покупательной способности рубля.

Увеличение утилизационного сбора может произойти из-за окончания соглашений о промышленной сборке. Напомним, что эта пошлина появилась 8 лет назад, когда Россия вошла во Всемирную торговую организацию. Цель появления сбора – компенсация снижения таможенных платежей.

По новым документам уплачивать утильсбор должны уплачивать импортеры машин и дилеры, которые привозят их из-за границы.

В начале года правительство уже увеличивало ставку пошлины на авто с объемом двигателя более 3500 кубических сантиметров.

Из-за нововведения властей стоимость новых автомобилей вырастет – и в первую очередь для покупателей. Особенно заметно это отразится на авто среднего и премиального сегмента.

Расчет утилизационного сбора

Для расчета необходимо воспользоваться специальной таблицей. В ней собрана вся информация о коэффициентах. Формула расчета проста: базовая ставка умножается на соответствующий коэффициент.

Узнать базовую ставку просто. Она равняется 20 тысяч рублей для легковых автомобилей (М1), 150 – для остальных категорий ТС.

Коэффициенты следующие (до 3 лет/старше 3 лет):

  • Электромобили – 32 600/122 000 рублей;
  • Авто с объемом до 1000 – 48 200/123 000;
  • С объемом 1000-2000 – 178 400/313 800;
  • С объемом 2000-3000 – 281 600/480 200;
  • С объемом 3000-3500 – 259 600/570 000;
  • С объемом более 3500 – 445 000/700 200.

Учитывайте, если транспортное средство вы ввозите для личного пользования, то стоимость утилизационного сбора не зависит от рабочего объема двигателя.

Пошлина составляет 3400 рублей для авто до 3 лет, 5200 – более старших моделей.

Рассчитать утилизационный сбор для коммерческого транспорта или спецтехники очень просто. Достаточно знать размер базовой ставки (20 тысяч рублей) и необходимый коэффициент. На данный момент для грузовиков они следующие (до 3 лет/старше 3 лет):

  • Разрешенной массой до 2.5 тонн – 1,19/1,26;
  • 2.5-3.5 тонн – 2/2,88;
  • 3.5-5 тонн – 2/3,04;
  • 5-8 тонн – 2,09-5,24;
  • 8-12 тонн – 2.92-7.95;
  • 12-20 тонн – 3.31-11.57;

Для коммерческого транспорта коэффициенты выглядят так (до 3 лет/старше 3 лет):

  • Седельные тягачи 12-20 тонн – 5,67/23,13;
  • Седельные тягачи 20-50 тонн – 6,68/13,57;
  • Автосамосвалы 12-20 тонн – 2,79/11,57;
  • Автосамосвалы 20-50 тонн – 6,3/13,57;
  • Рефрижераторы 12-20 тонн – 6,68/13,57;
  • Рефрижераторы 20-50 тонн – 5,5-13,57.

Важно! Чтобы рассчитать утилизационный сбор, достаточно умножить базовую ставку на соответствующий коэффициент.

Сумма утилизационного сбора в 2023 году

01.01.2022 утилизационный сбор в РФ увеличили, что отразилось на стоимости практически всех автомобилей.

Размер сбора зависит от типа и возраста автомобиля, а также от лица, приобретающего автомобиль:

Тип транспортного средства Размер сбора для ТС младше 3 лет, руб. Размер сбора для ТС старше 3 лет, руб.
Электромобили 32.600 122.000
Легковые авто, ввозимые юридическими лицами 48.200-445.000 в зависимости от объема двигателя 123.000-700.200 в зависимости от объема двигателя
Любые легковые авто, ввозимые гражданами для личного использования 3.400 5.200
Грузовые автомобили до 3.5 тонн 178.500-300.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто 189.000-432.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто
Грузовые автомобили от 3.5 до 20 тонн 300.000-496.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто 456.000-1.735.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто
Автобусы 171.000-990.000 в зависимости от объема двигателя 172.500-1.558.500 в зависимости от объема двигателя
Тягачи, фургоны, самосвалы, автобетономесители и прочая спецтезника 285.000-1.002.000 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности 1.725.000-3.469.500 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности
Мототранспорт Утилизационный сбор отсутствует Утилизационный сбор отсутствует

При покупке подержанного авто, за который не платили утилизационный сбор, автомобилист должен будет заплатить государству 3.400 рублей за новое ТС или 5.200 рублей за авто старше 3 лет. Для оплаты пошлины требуется обратиться в Федеральную Таможенную службу.

Возврат утилизационного сбора

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не “увидели”. В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.

Решение о возврате утилизационного сбора

К заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия + оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждения ошибочности взыскания УС.

На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3-х лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата – перевод на счет заявителя в банке.

Формула расчета

Наверное самой главной причиной введения утилизационного сбора было вступление в августе 2012 года Российской Федерации в ВТО. Помимо тех выгод, которые государство получило или получит от членства в организации, появился и значительный недостаток — размер пошлин на ввозимый товар значительно снизился. Тогда было принято решение о введение сбора на утилизацию, чтобы бюджет страны не потерял значительных вливаний денежных средств. Но данный сбор распространился не только на иностранные компании, но и на российских производителей и простых потребителей, которые самостоятельно покупают транспорт за границей.

Расчет размера утилизационного сбора регулируется несколькими законодательными актами, в числе которых Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» и Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 15.11.2017) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Данные нормативные акты определяют правила взимания, исчисления и взыскания утилизационного сбора. Согласно их положениям, формула расчета выглядит следующим образом:

Данная формула является универсальной для всех видов и типов транспортных средств, различаются только ее составляющие, которые зависят от возраста машины, ее массы, объема двигателя внутреннего сгорания и категории транспортного средства. При этом согласно положениям Постановлений для частных (физических) лиц ставки для расчета будут несколько ниже, чем для юридических лиц (организаций, предприятий и т.д.), поскольку ввозимый ими транспорт будет предназначен для личного пользования.

Как рассчитать утилизационный сбор в 2023 году?

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Таблица 2. Базовые ставки и коэффициенты для расчёта утилизационного сбора с 01.08.2023 года.

Базовые ставки

20 000 руб.

Для колёсных транспортных средств, которые выпустили в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств этой категории.

150 000 руб.

Для колёсных транспортных средств категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G*, а также специализированных транспортных средств этих категорий.

172 500 руб.

Для спецтехники, самоходных машин и прицепов к ним. Классификация транспортных средств по категориям перечислена в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза, утверждённому решением КТС от 09.12.2011 № 877 (ТР ТС 018/2011).

Коэффициенты

для физлиц (V л.)

Новые ТС до 3 лет

ТС возрастом свыше 3 лет

0–1 л

0,17

0,26

1–2 л

0,17

0,26

2–3 л

0,17

0,26

3–3,5 л

48,5

74,25

Больше 3,5 л

61,76

81,19

Электромобиль

0,17

0,26

Коэффициенты

для юрлиц (V л.)

Новые ТС до 3 лет

ТС возрастом свыше 3 лет

0–1 л

4,06

10,36

1–2 л

15,3

26,44

2–3 л

42,24

63,95

3–3,5 л

48,5

74,25

Больше 3,5 л

61,76

81,19

Электромобиль

1,63

6,10

Примеры для V 1–2 л:

  • 20 000 руб. х 0.17 = 3 400 руб.
  • 20 000 руб. х 26.44 = 528 800 руб.

Коэффициенты для грузовых машин, автобусов и спецтехники публиковать не будем, поскольку этот сайт ориентирован на владельцев легковых машин.

! Примечание 1. Сумма утилизационного сбора для внедорожника в кузове универсал рассчитывается по ставке 0,17 (платёж = 3 400 руб). А сумма утильсбора для внедорожника в кузове пикап рассчитывается уже по ставке 3,21 (платёж = 481 500 руб), – «транспортные средства полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т», – (база 150 000 руб).

! Примечание 2. За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъёмностью до 10 тонн, утилизационный сбор не взимается.

! Примечание 3. Если гражданин ввозит в РФ больше одного автомобиля в год, или продаёт его ранее, чем через 12 месяцев, то сбор с транспортного средства подлежит уплате (либо доплате) по ставкам, установленным для коммерческого использования.

Ставки и коэффициенты

Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.

Поскольку основными плательщиками утилизационного сбора (согласно статье 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления») являются заводы-изготовители (крупнейшие производители), лица, занимающиеся ввозом транспортных средств из-за границы, официальные дилеры, то, следовательно, и цены на производимые (ввозимые) ими транспортные средства с введением в действие Постановления Правительства увеличились на величину государственного сбора. За уплату утильсбора производители должны отчитываться в Налоговую службу, подавая расчетную декларацию, соответственно, расчет размера платежа они осуществляют самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров таких расчетов.

Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств

Легковой автомобиль Vesta седан, выпущенный в 2017 году, имеет рабочий объем двигателя 1596 куб.см. Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:

В том случае, если бы завод-изготовитель по какой-либо причине не совершил уплату, то утильсбор обязан был заплатить владелец автомобиля. Размер платежа равен:

Автобус ПАЗ-3205, выпущенный в 2013 году, имеет рабочий объем двигателя 4670 куб.см и массу 4680 кг. По какой-то причине утильсбор на автобус уплачен не был, поэтому его новый владелец (директор автобусного парка) обязан совершить оплату в размере:

За неуплату утилизационного сбора не предусмотрено никаких штрафных санкций, однако Налоговая служба в установленном порядке имеет право взыскивать данный платеж с должника. При этом отсутствие оплаты может неблагоприятно сказаться на владельце вновь приобретенного транспорта, поскольку без особой отметки в ПТС «Утилизационный сбор оплачен» будет невозможно зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре.

В каких случаях он не уплачивается

Как почти у любого налога, здесь тоже есть свои исключения. Не все транспортные средства, которые ввозят в Россию, облагаются сбором, от него освобождаются:

  • Машины, для которых используется таможенная процедура временного ввоза. То есть, если иностранец приехал в Россию с туристическими целями, он не переоформляет авто на российские номера и не платит сбор.
  • Ретро-автомобили, которые произведены более 30 лет назад. При этом они не должны использоваться в коммерческих целях, то есть это чей-то личный транспорт. Еще одно условие – детали кузова и двигателя должны быть или оригинальными, или отреставрированными до первоначального вида.
  • Машины, которым меньше 3-х лет и к которым применяется процедура свободной таможенной зоны Калининградской области.
  • Авто, которые принадлежат иностранным диппредставительствам и представителям международных организаций, если они имеют соответствующий иммунитет. Также это могут быть личные автомобили дипломатов или сотрудников организаций, а также членов их семей.
  • Машины, которые являются собственностью граждан, имеющих официальный статус добровольных или вынужденных переселенцев, а также личный транспорт беженцев.

Если по каким-то причинам утилизационный сбор на автомобиль в 2023 году был уплачен, но при этом попадает под льготную категорию, то есть специальная процедура для возврата уплаченной суммы.

Когда утилизационный сбор платить не нужно

Уплата утильсбора регламентируется статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ. В пункте 6 упомянутой статьи указаны ТС, освобожденные от уплаты взноса:

  • личные ТС переселенцев, которые въезжают в Россию по специальной программе о переселении;
  • автомобили, принадлежащие дипломатическим и консульским учреждениям, их сотрудникам и членам семей;
  • транспорт, принадлежащий привилегированным и имеющим иммунитет международным организациям;
  • раритетные авто, не используемые в бизнес-целях. Их определяют по следующим признакам: возраст старше 30 лет; имеющие оригинальные кузов, двигатель, раму (при наличии); восстановленные владельцем до состояния оригинала. Виды и категории таких ТС устанавливает Правительство РФ;
  • ТС возрастом менее 3 лет, которые подпадают под действие процедуры свободной таможенной зоны Калининградской области;
  • ТС, ввезенные в Россию временно.

Если ТС приобретено до 01.09.2012, уплачивать сбор не нужно. Владельцы таких ТС оплачивают утилизацию не заранее, а по факту, деньги получает организация, которая будет утилизировать авто.

Все остальные импортеры, производители и изготовители ТС уплачивают УС. Если ранее сбор не уплачивался, его также придется уплатить, даже если транспорт приобретен в РФ.

Размер утилизационного сбора в России

Перейдем к цифрам. Будем двигаться от простого к сложному. В упрощенном варианте расчет утилизационного сбора на авто определяется, как:

УС = базовая ставка * коэффициент

При этом, базовая ставка в 2021 году составляет 20000 рублей для легкового транспорта (М1) и 150 000 рублей – для всего остального. Коэффициент зависит от возраста, мощности, тоннажа и многих других параметров ТС. Он также устанавливается законодательно и помещается в .

Мы не случайно дали ссылку на официальный документ. В нем огромный массив информации, который нет смысла перепечатывать в статью – желающие могут ознакомиться с первоисточником самостоятельно и рассчитать цену сбора на утилизацию. Но, на наш взгляд, будет интересно взглянуть сколько стоит утилизационный сбор в России на конкретные ТС, актуальные на 2021 год.

На легковой транспорт

Тип ТС Размер УС, руб.
До 3-х лет Старше 3-х лет
Произведенные или ввезенные юр. лицами Электромобили 32 600 122 000
до 1000 куб.см. 48 200 123 000
от 1000 до 2000 куб.см. 178 400 313 800
от 2000 до 3000 куб.см. 281 600 480 200
от 3000 до 35000 куб.см. 259 600 570 000
более 3500 куб.см. 445 000 700 200
Ввезенные физ. лицами для личного пользования 3 400 5 200

Очевидно, что именно завершающая строка представляет наибольший интерес для лиц, ввозящих машины для себя из-за границы. Юридические лица будут рассчитаны по ставкам производителей, при определенных исключениях, сделанных для стран Евразийского экономического союза.

Во всех остальных случаях разницы между стоимостями УС для юридических и физических лиц не существует.

На грузовые автомобили

Автомобиль (тип, масса) Размер УС, руб.
Младше 3-х лет Старше 3-х лет
до 2500 кг 178 500 189 000
от 2500 до 3000 кг 300 000 432 000
от 3500 до 5000 кг 300 000 456 000
от 5000 до 8000 кг 313 500 786 000
от 8000 до 12000 кг 438 000 1 192 500
от 12000 до 20000 кг 496 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12000 до 20000 кг 850 500 3 469 500
Самосвалы от 12000 до 20000 кг 418 500 1 735 500
Фургоны, в т.ч. рефрижераторы от 12000 до 20000 507 000 1 735 500
от 20000 до 50000 кг 1 002 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20000 до 50000 кг 1 002 000 2 035 500
Самосвалы от 20000 до 50000 кг 945 000 2 035 500
Фургоны, в т.ч. рефрижераторы от 20000 до 50000 кг 825 000 2 035 500

Все перечисленные в данном разделе ТС относятся к категориям N1 – N3, и не квалифицируются как специальная техника. Для нее существуют отдельные параметры.

На спецтехнику

Автомобиль (тип, масса) Сумма утиль сбора, руб.
Младше 3-х лет Старше 3-х лет
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500
Другая спецтехника, за исключением автобетоносмесителей 285 000 1 725 000

На автобусы

Автомобиль (тип, масса) Величина утильсбора, руб.
Младше 3-х лет Старше 3-х лет
С электрическим двигателем 171 000 172 500
До 2500 куб.см. 214 500 217 500
От 2500 до 5000 куб.см. 342 000 517 500
От 5000 до 10000 куб.см. 591 000 759 000
Более 10000 куб.см. 990 000 1 558 500

Утилизационный сбор на мотоциклы в настоящее время не взимается.

Освобождение от уплаты сбора

К категориям, которые освобождаются от выплаты, можно отнести:

  • Хозяев ретро автомобилей возрастом более 30 лет с момента производства, если они не используются в коммерческой деятельности, оригинальной или полностью восстановленной комплектации.
  • Дипломатов и членов их семей.
  • Беженцев и переселенцев, которые взяли с собой собственный автомобиль.

До 2014 года предоставлялись льготы гражданам Таможенного Союза, теперь они отменены. Лица, проживающие на территории данных стран, при въезде на территорию России с автомобилем, обязаны внести платёж на общих основаниях.

Последствия неуплаты

Если владелец не внёс платёж в федеральную налоговую службу за утилизацию, то санкции к нему применены не будут. Можно не бояться ареста имущества, штрафа, пени или других ограничений. Но сотрудники ГИБДД откажут в постановке на учёт. А так как нарушены правила постановки на учёт, то отказ будет правомерным. Автомобиль можно использовать на территории страны лишь в течение 20 дней, пока срок действия транзитных номеров не истёк. Если после этого пользоваться автомобилем, то инспектор ДПС вправе выписать штраф и лишить гражданина управления сроком на 3 месяца.

Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Утилизационный сбор — это плата, которую нужно будет уплачивать при покупке нового автомобиля с 2024 года. Она введена для компенсации затрат на утилизацию старых автомобилей. Суть в том, что каждый новый автомобиль будет «платить» за утилизацию старых.

Теперь представим себе следующий пример. Вы владеете легковым автомобилем, который уже не в таком уж хорошем состоянии и давно требует замены. Вам хочется приобрести новый автомобиль, но кроме самой покупки у вас накапливаются еще и средства, которые придется отчислить на утилизационный сбор. То есть, при покупке нового автомобиля, вы будете не только платить за сам автомобиль, но и за обязательную утилизацию старого.

Почему была введена такая плата? Вопрос в том, что утилизация старых автомобилей — сложная процедура, требующая затрат времени, сил и денег. Нередко такие автомобили содержат ядовитые или опасные для окружающей среды вещества, поэтому их нельзя просто так выбросить. Утилизация осуществляется специальными сертифицированными предприятиями и требует соответствующих финансовых вложений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Русский Аудит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: