Обязанности работодателя по воинскому учёту
Кто подлежит постановке на учет
Новые правила отчетности
Вот перечень форм отчетов, которые требуется сдать до 31 декабря 2023г:
- Сведения о военнообязанных лицах, которые принимают на работу или увольняют. Срок сдачи — 5 рабочих дней.
- Данные о сотрудниках, состоящих на воинском учете или подлежащие такому учету. Необходимо предоставить в течение 3-х рабочих дней.
- Изменение семейного положения, смена должности или структурного подразделения компании, а также изменение места фактического проживания/прописки, состояния здоровья военнообязанного гражданина. Такие сведения должны поступить в течение 5 рабочих дней.
- Данные о несовершеннолетних сотрудниках — военнообязанным, которым исполнилось 15-16 лет. Предоставляются по запросу военкомата.
- Сведения о лицах, которые подлежат первоначальному воинскому учету в следующем году. Также подается по запросу военного комиссариата.
- Перечень сотрудников, находящихся в запасе. Точных сроков нет, но такую отчетность большинство военкоматов требует сдать до конца ноября каждого года.
- План ведения воинского учета, а также по предоставлению брони сотрудникам. Срок сдачи — до 31 декабря
- Карточка учета компании. Точные сроки устанавливает региональный военкомат.
- Отчетность о численности военнослужащих. Предоставляется в сроки, указанные военным комиссариатом.
При отсутствии в месте расположения организации военкомата необходимо подготовить план воинского учета и сдать его в администрацию. Отчетность следует направлять туда же.
Стоит отметить, что у каждого военкомата могут быть свои бланки, отличающие от форм Генерального штаба. Перед подачей отчетности следует уточнить, по какой именно форме должны сдаваться отчеты.
Обязанности военнообязанных граждан РФ
Граждане РФ, подлежащие воинскому учету, после получения соответствующей повестки из районного военкомата, обязаны лично явиться в военное учреждение в установленную дату и время для представления установленного пакета документов и прохождения необходимых процедур.
В случае неявки без законных оснований, гражданин, подлежащий военному учету, привлекается к административной ответственности в виде первого устного предупреждения либо денежного штрафа до 500 рублей.
После увольнения со срочной службы либо контрактной по возрасту и зачисления в запас ВС, гражданин обязан встать на учет в местном военкомате в течение 2-х рабочих дней с момента его исключения из штата воинской части, в которой он проходил службу.
Военнообязанный гражданин, поменявший место жительства (прописку) обязан сообщить об этом в орган местного самоуправления в течение 2-х недель.
В случае утраты документа, удостоверяющего статус военнообязанного (например, удостоверение офицера запаса, военный билет), гражданин обязан в течение 2-х недель после обнаружения пропажи явиться в тот же военкомат либо орган самоуправления, который ему выдавал документ, и подать заявку на его восстановление.
Если в период призывной кампании гражданин, подлежащий призыву в армию, покидает территорию государства более, чем на 3 месяца, он обязан сообщить об этом в местный военкомат, в котором он состоит на воинском учете.
Каждый молодой человек призывного возраста, состоящий на воинском учете, должен понимать, что если он решит проигнорировать повестку из районного комиссариата, существует большой риск, что его личное дело передадут в орган местного контроля, представители которого занимаются розыском уклонистов от военной службы.
Проверка военно-учетной документации
Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).
Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.
Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.
Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.
По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.
Что на практике
Случается, что военкоматы запрашивают у ИП данные и заставляют вести учёт. Выполнять их требования или нет – это решать предпринимателю. Как мы указали выше, обязанности такой законами не установлено, и штрафовать ИП за отсутствие воинского учёта неправомерно.
Жалобу на действия сотрудников военкомата можно подать военному комиссару района – он возглавляет военкомат. Также оспорить неправомерные требования можно в вышестоящем комиссариате, в прокуратуре, в суде.
Если ИП всё-таки решит по собственной инициативе вести воинский учёт, ему целесообразно руководствоваться правилами, установленными для организаций.
Учет военнообязанных сотрудников в трудовых организациях
Согласно ФЗ №61 от 31.05.96 г. должностные лица трудовых организаций обязаны вести воинский учет военнообязанных сотрудников. Поэтому уполномоченные лица должны знать, какие сотрудники подлежат и какие не подлежат воинскому учету.
В вышеуказанном законе регламентируется, что все трудовые организации (предприятия), в независимости от действующей формы собственности, обязаны вести военный учет своих сотрудников (работников), в т.ч. предоставлять собственные технические средства, инженерные сооружения, здания и прочее имущество для потребностей обороны государства с последующей компенсацией убытков.
Этот же закон устанавливает для должностных лиц трудовых организаций (предприятий), независимо от формы собственности, следующие требования:
- Выполнение собственных обязанностей в сфере обороны, установленных действующим российским законодательством;
- Создание своим сотрудникам (работникам) всех необходимых условий для выполнения ими своих войсковых обязательств согласно законодательству РФ.
Нормативная база
Обычно на предприятии обязанность по проведению учёта военнообязанных возлагается на кадровика. Исключением являются коллективы с численностью более 500 человек, так как в этом случае по закону положено иметь отдельную штатную единицу для проведения работы по воинскому учёту.
Отчеты в военкомат кадровика или профильного сотрудника имеют свою форму и порядок заполнения. Весь регламент прописан в нормативных актах. Их несколько:
- ФЗ № 61 «Об обороне» от 31.05.1996. где ст. 8 прописаны функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны.
- ФЗ № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 в котором есть ст. 9 регламентирующая обязанности организации.
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
- Методические рекомендации, разработанные и утверждённые Генштабом ВС РФ 11.07.2017. Методичка является своего рода доступной инструкцией в организациях.
Для правильности осуществления отчётности по военнообязанным лицам и проведению учётной работы руководители и ответственные сотрудники должны изучить правовые документы и использовать их в своей работе.
Кадровики обязаны сдавать отчет в военокмат по ведению воинского учета
Обязанности ИП как гражданина
Если сам предприниматель является военнообязанным или призывником, то на него распространяются все связанные с этим обязанности гражданина. Следует учесть, что с 01.10.2023 штрафы за их нарушения увеличились.
Например, если не явиться в военкомат по повестке без уважительной причины, штраф составит 10000-30000 рублей. Если не сообщить о выезде за пределы РФ более чем на 6 месяцев, могут оштрафовать на 5000-15000 рублей. А если призывник не сообщит о выезде во время призыва с места жительства более чем на 3 месяца даже в пределах страны, его могут оштрафовать на 10000-20000 рублей. Если не сообщить в военкомат сведения об изменении семейного положения, образования, места работы или учёбы, должности или места пребывания, можно получить штраф 1000-5000 рублей. Всё это прописано в ст. 21.5 КоАП.
Кроме того, ИП с сотрудниками исполняет обязанности работодателя. В том числе проверяет «военные» документы при приёме на работу человека, который должен состоять на воинском учёте. Это приписное свидетельство для призывников и военный билет – для военнообязанных. Такие документы будущий работник должен представить при заключении трудового договора согласно ст. 65 ТК РФ.
Однако если человек указанные документы не представил, его всё равно можно взять на работу (письмо Минтруда № 14-6/В-960 от 14.08.2023). Организации в такой ситуации в течение двух недель должны направить в военкомат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учёте. А вот у ИП такой обязанности нет. Ведь она установлена в рамках ведения воинского учёта, а предприниматели его не ведут.
Итак, мы разобрались, обязаны ли ИП вести воинский учёт сотрудников в 2024 году. Вывод однозначный – нет, не обязаны. Это следует из законов и подтверждается судебной практикой. Если военкомат потребовал от предпринимателя вести учёт, его действия можно оспорить.
Кто должен вести воинский учёт
Воинский учёт нужен государству, чтобы знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва на военную службу или по мобилизации. Его ведут военкоматы , а работодатели выполняют функции их помощников.
По закону обязанность вести воинский учёт есть у всех организаций, независимо от их формы собственности, размера, видов деятельности. Основания:
- Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- и Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- , утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
В этих документах речь идёт только об организациях, а ИП-работодатели в них не указаны. Но военкоматы считают, что если есть работники — надо сообщать о них в военкомат. После объявления частичной мобилизации прокуроры некоторых городов стали выдавать предписания ИП передавать сведения в комиссариаты о приёме и увольнении военнообязанных.
У Верховного суда другое мнение. В постановлении от 28.04.2009 № 13798/08 ВС подтвердил, что обязанность по ведению воинского учёта возложена только на организации и их должностных лиц, а не на индивидуальных предпринимателей. Но у ИП есть обязанность проверить документы воинского учёта при приёме граждан на работу в соответствии со .
Если военкомат запросит у вас как ИП какие-то данные, то ответьте на запрос. Обязательно реагируйте на полученные предписания прокуратуры — обжалуйте их или выполняйте. Иначе вы рискуете получить штраф по .
Учитывайте, что сам ИП может быть военнообязанным и состоять на ВУ. Если это ваш случай, то вы обязаны сообщать в военкомат о любых изменениях в своих учётных данных: замене паспорта, смене места жительства, семейного положения, выезде за границу на срок более полугода.
Законная обязанность по ведению воинского учета
Обязанность работодателей по ведению воинского учета работников установлена в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно указанным нормам, ведение воинского учета сотрудников является законной обязанностью всех коммерческих организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.
Вести воинский учет обязана любая организация, в которой работает хотя бы один военнообязанный сотрудник. Про индивидуальных предпринимателей в данных актах ничего не говорится. Не упоминаются предприниматели и в Порядке осуществления воинского учета, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Данный порядок распространяется только на организации.
Недавние изменения, внесенные в порядок воинского учета постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 и вступившие в силу с 5 августа 2023 года, также не обязывают ИП осуществлять воинский учет своих сотрудников. ИП в настоящее время освобождены от ведения воинского учета. Вести его должны исключительно организации.
Соответственно, на ИП не распространяются следующие обязанности, которые сейчас исполняют организации в рамках осуществления воинского учета граждан:
- ведение личных карточек военнообязанных работников по форме, утв. приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700;
- ведение и хранение картотеки военнообязанных работников;
- оповещение военнообязанных работников о вызовах в военкомат по повесткам и вручение им полученных из военкоматов повесток;
- ежегодное представление в военкомат карточки воинского учета;
- представление отчета о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе;
- представление в военкомат сведений об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время;
- информирование военкомата о трудоустройстве и увольнении военнообязанных сотрудников.
Требовать с ИП исполнения вышеуказанных обязанностей военкоматы не вправе. В свою очередь, ИП могут не исполнять требования военкоматов, касающиеся представления указанных выше сведений.
Судебная практика: сотрудник, осуществляющий воинский учет
Работодатель был привлечен к ответственности за отсутствие освобожденного работника, выполняющего обязанности касательно воинского учета. Из-за того, что в учреждении нет освобожденного работника, занимающегося данным вопросом, не введена соответствующая должность специалиста, военный комиссар выдал учреждению предписание об устранении нарушений в области осуществления воинского учета, в соответствии с которым нужно устранить обнаруженные нарушения, привести в соответствие количество работников, которые занимаются этим направлением, согласно действующему российскому законодательству (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2020 по делу №16-1107/2020).
Отчёты по ситуации
Когда происходят определённые события, организация должна представить информацию в комиссариат срочно. Расскажем, что и когда подавать, а также откуда брать формы отчётов.
У военнообязанного работника изменились персональные данные или состояние здоровья. В военкомат по месту жительства сотрудника нужно сообщать об изменениях его семейного положения, образования, адреса прописки или места пребывания, должности или структурного подразделения организации, а также о состоянии здоровья. Действовать следует так:
- Заполните специальный Листок сообщения и выдайте его работнику под расписку в журнале учёта таких листков. Прежде нужно завести этот журнал, если его нет. Теперь сотрудник должен отнести Листок в военкомат, а оттуда вернуть корешок с отметкой.
- Отразите факт получения корешка в том же журнале, когда работник его вернёт.
- Если сотрудник корешок не вернул, заполните Сведения об изменениях данных и направьте их в военкомат по месту его учёта.
Весь процесс должен занять не более 5 дней (пп «е» п. 32 Положения из постановления Правительства РФ № 719 от 27.11.2006, далее – Положение № 719). Такой срок отведён организации на то, чтобы уведомить военкомат об изменении данных работника. Поэтому, как только об этом стало известно, необходимо сразу же подготовить и передать человеку Листок изменений. Его форма, а также бланк Сведений об изменениях есть в Приложении № 13 к Методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооружённых Сил РФ 11.07.2017 (далее – Рекомендации).
Приняли или уволили сотрудника, подлежащего воинскому учёту. Передать сведения нужно в течение 5 дней с даты события – принятия или увольнения. Форма есть в Приложении № 2 к Положению № 719. Отчитываться нужно перед комиссариатом, в котором состоит на учёте работник, а не организация.
Если у человека нет регистрации по месту жительства или он прописан в другом месте, его нужно предупредить о том, что необходимо встать на учёт в военкомат по месту пребывания. В таком случае форма выдаётся ему на руки.
Комиссариат запросил необходимые ему данные о работниках. Представить их нужно в течение двух недель на бланке из Приложения № 10 к Рекомендациям. Куда подавать, будет понятно из запроса.
Узнали, что человек не состоит на учёте в военкомате, хотя должен. Сообщить об этом в военкомат нужно в течение 3 рабочих дней (п. 1 ст. 4 закона 53-ФЗ). Подайте форму из Приложения № 10 к рекомендациям.
Ответственность работодателя
Поскольку работа, связанная с военным учётом регламентирована законодательными нормативами и ориентирована на реализацию государственных задач, то неподобающее и халатное отношение к выполнению требований карается по закону. Для этого предусмотрена административная ответственность.
Степень ответственности зависит от того, какое нарушение было допущено и в какой форме.
Виды наказания собраны в таблице:
Наименование нарушения |
Применяемая статья КоАП |
Размер штрафа, руб. |
Непредоставление данных о призывниках |
ст. 21.1 |
от 300 до 1000 |
Не оповещение сотрудника о вызове его в военкомат и необеспечение явки этого работника* |
ст. 21.2 |
от 500 до 1000 рублей |
отсутствие информации о лицах, которые не состоят на учете, хотя обязаны это сделать |
ст. 21.4 |
от 300 до 1000 рублей |
Несдача отчетности |
Квалифицируется по одной из вышеперечисленныхстатей |
от 300 до 1000 |
*поскольку согласно законодательству руководитель осуществляет не только организационно-правовое и кадровое обеспечение предприятия, но также финансовое обеспечение воинского учета, то с этой целью издаются приказы об освобождении лиц, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места и выплаты среднего заработка при необходимости посещения военкомата по вызову.
Новые правила для работодателей
Правило 1: работодатель обязан вручить сотруднику повестку
Работодатель должен вручать под роспись повестки гражданам, поставленным на ВУ без личной явки в военкомат. В таких повестках указано место и время, куда работник должен прийти. Цель такого визита – сверить данные, пройти медобследование или профессиональный психологический отбор, получить документы воинского учета.
Срок для вручения – не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки. Если человек отказался от получения, на повестке необходимо сделать соответствующую отметку. В ней следует отразить дату отказа, должность, ФИО и подпись лица, вручавшего повестку, а также ФИО и подписи присутствовавших при этом лиц. В такой ситуации датой вручения считается день отказа.
Правило 2: не подавать списки допризывников
Прежде работодатели ежегодно до 15 сентября сдавали в комиссариат списки молодых людей мужского пола в возрасте 15 и 16 лет. С этого года данная обязанность отменена. Теперь списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет и которых предстоит первоначально поставить на воинский учет, нужно подавать только по запросу военкомата.
Правило 3: соблюдать новые сроки, связанные с воинским учетом
Для работодателей установлены новые сроки сдачи отчетности в военкомат и исполнения других обязанностей в части ВУ. Теперь в течение 5 дней необходимо:
- информировать военкомат о том, что в документах ВУ обнаружены неоговоренные изменения, неточности, подделки, неполное количество листов, а также о неисполнении работниками обязанностей в области ВУ, мобилизации и мобилизационной подготовки;
- направлять в комиссариат информацию об устройстве на работу и (или) увольнении сотрудника, подлежащего ВУ;
- внести в учетные документы изменения в личных данных (семейном положении, образовании и т.д.) и сообщить о них в военкомат.
Правило 4: сведения в военкомат направлять не только на бумаге, но и по интернету
Теперь сдавать сведения в комиссариат необходимо не только на бумаге, но и в электронном виде через портал госуслуг. В последнем случае документ должен быть подписан усиленной квалифицированной подписью работника, который ведет воинский учет в ООО. Это относится к следующим сведениям:
- о принятии на работу и (или) увольнении с работы сотрудника, подлежащего ВУ;
- об изменении личных данных граждан, состоящих на ВУ: семейного положения, образования, структурного подразделения в компании, должности, места жительства (или пребывания), состояния здоровья;
- о лицах, состоящих на ВУ, а также о лицах, не состоящих, но обязанных состоять на ВУ (сдаются по запросу военкомата).
Правило 5: при нарушениях платить штрафы в увеличенном размере
С 1 октября 2023 года санкции за нарушения, связанные с воинским учетом, повышены во много раз. Также появился новый вид правонарушения.
Нарушение | Размер штрафа | норма закона | |
для должностных лиц | для организаций | ||
Непредоставление по запросу комиссариата списка юношей, которым в будущем году исполнится 17 лет и которые подлежат первоначальной постановке на ВУ, а также анкет | От 40 000
до 50 000 руб. |
от 350 000 до 400 000 руб. | ст. 21.1 КоАП РФ |
Неоповещение сотрудника о вызове в военкомат либо необеспечение возможности туда явиться | От 40 000
до 50 000 руб. |
от 350 000 до 400 000 руб. | ст. 21.2 КоАП РФ |
Непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений, необходимых для ведения ВУ | От 40 000
до 50 000 руб. |
– |
ст. 21.4 КоАП РФ |
Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву по мобилизации, либо неоказание содействия в организации оповещения и явки | От 60 000
до 80 000 руб. |
от 400 000 до 500 000 руб. | ч. 1 ст. 19.38 КоАП РФ |
Подготовила Елена Потехина
Что будет, если не соблюдать правила воинского учета
Содействие в мобилизации
Как взаимодействовать с комиссариатами
В начале 2023 года много говорили о цифровизации воинского учёта. Были приняты поправки в закон № 53-ФЗ от 28.03.1998, предусматривающие появление электронных повесток и создание реестра воинского учёта. Он должен содержать информацию обо всех гражданах, которые подлежат постановке на учёт, состоят на нём или должны состоять.
Более того, уже сейчас в законе прописано, что организации могут направлять данные в военкоматы через Портал госуслуг. Однако на практике такого взаимодействия пока нет. Дело в том, что работа над реестром воинского учёта ещё ведётся, и точный срок его запуска неизвестен. Поэтому пока передавать сведения в военкоматы компании в большинстве случаев должны по-старому: на бумаге или по почте – ценным письмом с уведомлением о вручении.
Ведение воинского учета в организациях в 2023 году
Категории российских граждан, не подлежащих воинскому учету
Российским законодательством также четко определено, какие граждане не подлежат воинскому учету. К ним относятся следующие лица:
- Женщины без ВУС (военно-учетной специальности);
- Освобожденные от службы в армии по состоянию здоровья;
- Служащие в подразделениях МВД;
- Проходящие службу в войсках в настоящее время, в т.ч. альтернативную;
- Пребывающие в местах лишения свободы, против которых открыто уголовное дело;
- Выехавшие за пределы РФ на постоянное место жительства;
- Достигшие граничного возраста для нахождения в запасе;
- Имеющие офицерские звания и находящиеся в запасе ФСБ и службы внешней разведки РФ.
Мужчины, которые работают на островах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде, не снимаются с учета в районном комиссариате по месту жительства. Их документы, подтверждающие статус военнообязанных лиц, хранятся в отделе кадров компании-работодателя, от которой граждане осуществляют рабочую деятельность в перечисленных регионах.
Ведение воинского учета в организации: текущая работа ответственного за ВУР
Сверка данных учёта
Ещё одна форма отчётности – сверка информации. Проводится она не реже чем раз в год. Дату назначают в комиссариате.
Но сначала нужно провести сверку данных в организации. Периодичность та же – минимум ежегодно. Когда именно сверить документы, компания решает сама. Логично сделать это до сверки с военкоматом. У сотрудников нужно запросить документы и проверить по ним, всё ли актуально в карточке по форме № 10 – такая должна быть заведена на каждого.
На сверку с военкоматом также представляется форма № 10. В ней проверят соответствие тем данным, которыми располагает комиссариат. Кстати, перед сверкой туда могут вызвать самого работника.
В ходе сверки военкомат проверяет Ф.И.О., дату и место рождения, образование, должность и профессию, семейное положение, состав семьи, адреса, контакты, информацию о состоянии здоровья и прохождении военных сборов. Кроме этого, будут уточнены сведения о воинском учёте из раздела II карточки по форме № 10.
Более подробно о проведении сверки сказано в Разделе V Инструкции из приказа Минобороны от 22.11.2021 № 700.
Контроль над исполнением законодательства
Контролировать работу предприятия на предмет правильного ведения воинского учёта на предприятии, а также сдачи отчетности с достоверной информацией уполномочены местные ВК. Регулярность инспектирования следующая:
- крупные компании с численностью более 500 человек – 1 раз в год;
- небольшие предприятия с количеством сотрудников до 500 человек — по истечении каждых 3-х лет.
Проверки должны проводиться представителями военкомата или уполномоченными сотрудниками органов местного самоуправления. В ходе проверки оценивается ведение работы и соответствие предоставленных в отчётах сведений действительности.
Отчетность для работодателей
Законодательством предусмотрено несколько видов отчётности, которые имеют своего адресата и регламентные сроки.
Куда сдавать отчеты
По учёту военнообязанных лиц компании сдают информацию в следующие организации:
- Федеральный орган госвласти, уполномоченный собирать сведения о воинском учёте на предприятиях.
- Горкомиссию по бронированию граждан – запасников.
- Отдел райвоенкомата по юридическому месту нахождения компании.
Какие существуют виды отчётов
Существующая отчётность разработана таким образом, что есть бланки, требующие заполнения точно к назначенному сроку, а есть данные, подлежащие передачи в оперативном режиме.
Формы отчетности и период их передачи собраны в таблице:
Наименование бланка отчетности |
Крайняя дата подачи |
Примечание |
|
о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе |
Ф№6 |
1-10 января |
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года. Сдаются в военкомат и комитет по бронированию горсовета |
доклад о состоянии работы в этой сфере за отчетный период |
|||
Карточка учета организации |
Ф№18 |
||
Списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет |
приложение № 11 к Методическим рекомендациям |
отчет в военкомат до 1 ноября текущего года |
|
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ |
Ф№19 |
1-10 января |
Обязательный ежегодный отчет |
Данные об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете |
Информационный бланк для заполнения предоставляется райвоенкоматом |
в двухнедельный срок от даты произошедших изменений |
Заполняется по мере необходимости |
сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о сотрудниках, которые не находятся на воинском учете, но обязаны на нем состоять |
в двухнедельный срок от момента получения соответствующего запроса |
||
данные о поступлении на работу и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету |
в двухнедельный срок отсоответствующего события |
||
Информация о наличии на предприятии транспорта и его техническом состоянии |
в десятидневный срок от момента получения запроса информации |
Касается автотранспорта, который должны быть предоставлен ВС или спецформированиям согласно Приказу МО |
Скачать форма 6Скачать форма 18Скачать форма 19
Кто составляет и сдаёт отчетность
Для системного и эффективного ведения военного учёта и составления отчётности перед вышестоящими организациями на предприятии должен быть издан приказ о воинском учёте и назначении ответственного лица за его проведение. Допускается издание одного распоряжения, в котором будут затронуты все вопросы, но также возможно издать два обособленных приказа.
Общая ответственность за работу с военнообязанными лицами всегда возлагается на руководителя, но, как правило, в организации есть исполнитель, который и занимается всей работой. Именно этот исполнитель и записывается в приказе, как лицо, ответственное за ведение воинского учёта.
Согласно законодательству, в зависимости от количественного состава работников предприятия, ответственным назначенцем может быть не один человек.
Распределение состоит в следующем:
- до 500 военнообязанных лиц обслуживается одним сотрудником-совместителем;
- от 501 до 2000 человек разрабатывается одним полноценным специалистом;
- от 2001 человека до 4000 человек требует работы двух уполномоченных исполнителей.
Назначенные приказом сотрудники ведут учет и должны знать и соблюдать правила заполнения всей необходимой отчетности, а также не пропускать предельные сроки её подачи. Бланки отчётности не сложные по своему исполнению, но в случае возникновения вопросов по существу их заполнения или заполнение некоторых строк вызывает затруднения, ответственный сотрудник может посмотреть образец любого проработанного бланка, обратившись в райвонкомат.
Ответственность ИП за неосуществление воинского учета
Ввиду отсутствия в законе положений, предусматривающих для ИП обязательное ведение воинского учета работников, предприниматели не могут быть привлечены и к административной ответственности за нарушение или игнорирование правил воинского учета. Напомним, сейчас нарушение правил воинского учета грозит привлечением к административной ответственности по следующим нормам:
- ст. 21.1 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
- ст. 21.2 КоАП РФ – неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации работника о его вызове в военкомат;
- ст. 21.3 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом организации сведений об изменениях состава постоянно проживающих работников и работников, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания;
- ст. 21.4 КоАП РФ – несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих на воинском учете.
Как видно из диспозиций перечисленных норм, ответственность за их нарушение несут руководители организаций или же другие должностные лица организаций, на которых возложена обязанность по ведению военно-учетной работы. По перечисленным составам административных правонарушений ИП не могут быть привлечены к ответственности даже теоретически, поскольку данные нормы вообще не предполагают подобной возможности.
Подготовка военнообязанных граждан
Согласно действующему российскому законодательству граждане, подлежащие призыву в армию, могут рассчитывать на добровольную и обязательную подготовку к выполнению служебных обязанностей.
Добровольная подготовка:
- Прохождение дополнительных общеобразовательных программ в профессиональных военных формированиях;
- Добровольная подготовка по военно-прикладным видам спорта;
- Обучение на военной кафедре ВУЗа.
Обязательная подготовка:
- Военно-патриотическое воспитание;
- Получение знаний в области обороны;
- Медицинское освидетельствование;
- Предоставление ВУС солдатам, прошедшим соответствующий учебный курс.
ВУС для женщин, их военный учет
Все женщины, проходившие службу в ВС РФ, в т.ч. в подразделениях других силовых структур, ведомств и министерств, в которых предусматривается военная служба согласно действующему российскому законодательству, становятся на учет в территориальных комиссариатах по полученной военно-учетной специальности.
Также подлежат воинскому учету российские граждане женского пола, освоившие в ВУЗах специальности следующих направлений:
- Связь (операторы, телефонисты, радисты, радиомеханики, телеграфисты, пр.);
- Кинорадиомеханики;
- Метеорология (гидрометеонаблюдатели, механики, специалисты в сфере звукометрических и оптических средств);
- Картография и фотограмметрия (цинкографы, граверы, топогеодезисты, фотолаборанты);
- Полиграфия (граверы, цинкографы, наладчики полиграфических машин);
- Специальности, требующие умения работать на вычислительной технике.
Самой масштабной и незаменимой женской профессией для войсковых подразделений, особенно в военных условиях, является, конечно же, медицина. Поэтому граждане РФ, являющиеся специалистами в данной сфере, обязательно должны состоять на воинском учете. Например, учету подлежат такие медики, как лаборанты, акушеры и медсестры, стоматологи, хирурги, фельдшера и т.д.
Категория граждан, подлежащая воинскому учету
Согласно действующему российскому законодательству постановке на воинский учет в территориальных комиссариатах подлежат следующие граждане РФ:
- Юноши, достигшие 17-ти лет (осуществляется первичная постановка на учет в районном военкомате по месту прописки);
- Все мужчины призывной возрастной категории (18-27 лет), пригодные по состоянию здоровья к военной службе;
- Мужчины, уже отслужившие срочную службу в армии и находящиеся в запасе;
- Граждане, которые проходили военную службу по контракту и были уволены в запас после его окончания либо по возрасту;
- Выпускники ВУЗов с военной кафедрой, в т.ч. других профильных образовательных учреждений, освоившие программу подготовки младшего офицерского состава запаса или для солдат и сержантов;
- Лица, не прошедшие срочную службу до 27 лет из-за получения отсрочек от призыва по каким-либо причинам;
- Освобожденные от прохождения службы в войсках на мирное время, но подлежащие мобилизации в военный период;
- Граждане, прошедшие альтернативную службу;
- Лица женского пола, освоившие одну из военно-учетных специальностей.
Выводы
У каждой организации есть обязанность представлять в военные комиссариаты отчётность по работникам, которые стоят на учёте, должны на нём находиться или только будут на него поставлены. Как видно, подавать документы придётся довольно часто, и не только в свой военкомат.
Игнорировать эту обязанность нельзя, иначе . Например, если не направить в срок сведения, необходимые для ведения военкоматом учёта, то директора или работника, ответственного за воинский учёт, оштрафуют на 40-50 тыс. рублей. Такой же штраф грозит должностным лицам, если не представить списки тех, кто должен быть поставлен на учёт первоначально. Организацию же за такое нарушение могут оштрафовать на 350-400 тыс. рублей.